Алгоритмы в процессе трудового обучения
статья по теме

Честнейшина Галина Алексеевна

Обучение самостоятельной разработке программы действий (алгоритмы предстоящей работы); обучение детей технологическим приемам, необходимых для выполнения работы; формирование обобщенных умений планировать, контролировать, коррегировать действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действуя в соответствии с инструкцией; развитие наглядно - образного мышления, направленного на осознание цели и условий деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида.

Повышение уровня трудового обучения в специальных коррекционных школах учащихся с нарушением интеллекта неразрывно связано с педагогическим уровнем подготовки учителя трудового обучения.

Повышение требований к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в промышленных условиях сделали существующую систему трудовой подготовки в коррекционных школах малоэффективной.

Социально-экономические изменения в жизни общества требуют разработки специфических методов обучения и коррекционной направленности в процессе трудового обучения учащихся с проблемами в развитии.

По мнению А.Н. Граборова труд умственно-отсталых школьников способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Разработанные алгоритмы трудового обучения способствуют упрочению знаний и навыков, вырабатывая при этом мобильные умения, необходимые для адаптации выпускникам коррекционной школы в производственной сфере. Алгоритмы являются универсальными и могут применяться в коррекционной школе по любому виду труда.

Общая блок-схема алгоритмов трудового обучения представлена на схеме.

        

1. Алгоритм формирования знаний на уроках труда.

В профессиональной педагогике и психологии труда понятие знания определяется как выражение в словесной форме объективных свойств и связей технико-технологических понятий, на основе которых формируются

практические приёмы выполнения работы. Знания рассматриваются как продукты мышления и одновременно как орудия мыслительной деятельности.

Виды знаний, формируемые на уроках труда, по своему содержанию включают в себя: организацию работы при изготовлении объектов труда; классификацию материалов; свойства материалов; устройство орудий труда, правила безопасной работы; технико-технологические процессы; контроль результатов изготовления объектов труда.

Методика формирования знаний на уроке труда разработана С.Л. Мирским и может быть представлена в виде алгоритма, состоящего из следующих блоков:

1. Мотивация изучаемой темы.

2. Подробное и сжатое изложение темы.

3. Индивидуальное и фронтальное проговаривание в громкой речи.

4. Работа по опорному плакату и перфокартам.

5. Вопросы на образование логических связей.

6. Контроль усвоения темы.

Общий вид алгоритма формирования алгоритма знаний

Алгоритм является универсальным и может быть применён на уроках по любому виду труда.

Например, при изучении темы «Получение химических волокон»

1. Определяется учебная цель, создаётся познавательная мотивация и формируется у учащихся готовность к восприятию учебного материала.

2. Подробное изложение темы с помощью ТСО (в данном случае видеофильм).

3. Индивидуальное и фронтальное проговаривание в громкой речи проводится по опорному плакату. На этом этапе внимание учащихся обращается на правильность написания новых слов.

4. Запоминание опорного плаката и заполнение перфокарты производится учащимися по памяти. При возникновении трудностей некоторым учащимся учитель оказывает индивидуальную помощь.

5. Вопросы на образование логических связей задаются с целью закрепления полученных знаний при изучении темы «Получение волокон». Например, что добавляется в состав для получения искусственного волокна?

6. Контроль усвоения изучаемой темы осуществляется путём проговаривания в громкой речи содержания опорного плаката, заполнения кроссворда и перфокарт с новыми понятиями по изучаемой теме и ответов на вопросы учителя.

Применение алгоритма формирования знаний на уроках по любому виду труда в коррекционной школе положительно сказывается на всех видах трудовой деятельности, содействует организации восприятия, развитию наблюдательности и внимания учащихся, что в итоге способствует улучшению социально-трудовой адаптации учащихся после окончания школы.

2. Алгоритм повторения учебного материала на уроке труда.

Закрепление знаний – организация учебной деятельности, направленная на повышение уровня запоминания учебного материала. Для осмысленного запоминания важным фактором является повторение учебного материала. Практика работы в трудовом обучении в коррекционной школе показывает, что без систематического и регулярного повторения учебного материала, усвоение знаний учащимися малоэффективно и не обеспечивает осмысленного запоминания.

Повторение необходимо перед объяснением нового материала и после объяснения на заключительном этапе урока, а также при завершении учебной темы. Повторение должно включать активизацию ориентировочных действий, использование схематичной наглядности и определённой этапности действий учащихся в процессе повторения.

Алгоритм повторения содержит следующие этапы:

1. Работа с материальными объектами натуральными предметами или их заменителями;

2. Работа по опорным плакатам;

3. Заполнение перфокарт;

4. Применение индивидуальных заданий, карточек, кроссвордов;

6. Словарная работа;

7. Тестирование.

На первом этапе учащимся предлагается сделать устный рассказ по натуральным образцам, деталям, инструменту, оборудованию, станкам.

На втором этапе предусматривается групповое и индивидуальное проговаривание в громкой речи содержание опорного плаката.

Третий этап – самостоятельное заполнение учащимися перфокарт по содержанию опорного плаката.

Четвёртый этап – работа с индивидуальными заданиями, карточками,   разгадывание тематических кроссвордов. Заполнение индивидуальных карточек и разгадывание кроссвордов в процессе трудового обучения методический приём не новый и применяется многими учителями трудового обучения. Здесь может содержаться игровой момент, который заключается в следующем: учащиеся, которые испытывают затруднения, могут воспользоваться учебником. По оглавлению самостоятельно учащиеся находят необходимый материал, и заполняют кроссворд или карточку. Практика показывает, что при такой организации повторения учащиеся охотно пользуются учебником, что в свою очередь приобщает их к работе с книгами.

Пятый этап можно провести в игровой форме. Игру можно назвать «Профессиональное поле чудес». Слова вывешиваются обратной стороной к учащимся. За каждую отгаданную букву учащиеся получают пять баллов.

Включение игровых моментов в алгоритм повторения создаёт положительную мотивацию к овладению профессией, активизирует познавательную активность, способствует развитию учащихся.

Шестой этап – тестирование. Тесты могут быть простыми и сложными. Простые тесты составляются по конкретной теме. Сложные тесты составляются по теме программного материала.  

Общая схема алгоритма повторения

Настоящий алгоритм повторения является универсальным и может  быть использован в процессе обучения по любому виду труда в коррекционной школе.

В практической работе, после изучения темы «Оборудование столярной мастерской» применение алгоритма повторения учебного материала осуществляется в следующей последовательности:

1. Учащимся предлагается сделать устный рассказ с демонстрацией конкретного оборудования, установленного в мастерской.

2. По опорному плакату предлагается проговорить в громкой речи наименование оборудования мастерской. Проговаривание производится фронтально и индивидуально с отдельными учащимися.

3. Каждый учащийся самостоятельно заполняет перфокарту.

4. Работа по теме урока с индивидуальными карточками и кроссвордами по данной теме не обязательна.

5. Словарная работа по данной теме проводится в следующей последовательности. На классной доске вывешиваются карточки с побуквенным названием станков, установленных в мастерской, при этом карточки располагаются обратной стороной к учащимся. После этого поочерёдно учащимся предлагается побуквенно определить название станка. Правильно названная буква поворачивается лицевой стороной к учащимся. Игра продолжается до тех пор, пока все наименования станков не будут отгаданы учащимися.

6. При тестировании по данной теме учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Какие работы выполняются на участке ручной работы?

- Вытачивание деталей

- Пиление заготовок

- Сверление деталей

Какие работы выполняются на станочном участке?

- Строгание рубанком

- Вытачивание деталей

- Разметка заготовок

3. Алгоритм изготовления объектов труда в учебных мастерских

Основной задачей коррекционной школы в целом, и в процессе профессионально-трудового обучения, является коррекция недостатков учащихся с нарушением интеллекта. Проблема коррекции недостатков, по мнению С. Л. Мирского, является наиболее актуальной, поскольку от решения этой проблемы в процессе обучения зависит дальнейшая судьба выпускника коррекционной школы

В процессе трудового обучения учащиеся школы получают определённые знания и успешно овладевают, в меру личных данных, некоторыми трудовыми навыками.

Получить более глубокие знания и успешно овладеть трудовыми навыками учащимся не позволяют психофизические недостатки, присущие учащимся коррекционных школ.

Недостатки, присущие учащимся  с нарушением интеллекта, общеизвестны. Вот некоторые из них, наиболее характерные:

  1. Ограниченная коммуникабельность.
  2. Недостаточная готовность к восприятию.
  3. Замедленный темп восприятию
  4. Недифференцированность восприятия.
  5. Трудности при распределении переключении внимания.
  6. Недостатки линейного глазомера.
  7. Ограниченная координация движений.

В школьной практике не всегда выделяются коррекционные задачи, и поэтому их решение не служит объектом направленного внимания учителя, и заменяются  тремя основными функциями обучения – образовательной, воспитательной и развивающей. На основании данного положения многие утверждают, что любое усвоение учебного материала учащимися включает коррекцию и, следовательно, нет смысла говорить о каких-то специальных коррекционных приёмах обучения. Ошибочность такого утверждения очевидна, так как без исправления недостатков учащихся с нарушением интеллекта эффективность образовательной и воспитательной функций обучения не способствует развитию учащихся.

Исправление различных в профессионально-трудовом обучении учащихся задача первостепенной важности. Принцип коррекции предъявляет требования к содержанию трудового обучения «Плохо поставленное обучение тормозит развитие учащегося». Этот вывод ещё более актуален по отношению к учащимся с нарушением интеллекта, развитие которых происходит в условиях органического поражения центральной нервной системы.

Принцип коррекции в трудовом обучении в коррекционной школе заключается, прежде всего, в формировании организационных, умственных и трудовых навыков учащихся.

В процессе обучения должны применяться дидактические методы и приёмы, направленные на исправление недостатков школьников, то есть обучение должно быть коррекционно-направленным.

Наиболее эффективными средствами, по мнению С. Л. Мирского, являются применение в процессе обучения опорных плакатов и алгоритмов для формирования организационных и умственных навыков.

Для формирования навыков изготовления объектов труда в учебных мастерских коррекционной школы разработан алгоритм, который является универсальным и может эффективно применяться по любому виду труда.

Блок-схема алгоритма изготовления

объектов труда в учебных мастерских

Первый блок: Сведения об объекте труда. Условия задания. Определение главного. Запоминание образца. Анализ эскиза, шаблона, чертежа, образца.

Второй блок: Сведения о материале объекта труда. Анализ физических, механических и технологических свойств материала. Особые свойства материала. Наличие и учёт дефектов материала.

Третий блок: Сведения об инструменте и средствах изготовления. Свойства, размеры, режущая способность, стойкость инструмента. Правила безопасной работы инструментом, приспособлениями, на станке и машине.

Четвёртый блок: Планирование предстоящей работы. Организация рабочего места. Планирование операций предстоящей работы. Самоконтроль выполнения операций и изделия в целом.

Пятый блок: Требования к качеству труда. Точность размеров. Взаимное расположение деталей изделия. Чистота поверхностей. Качество соединения деталей. Точность сборки изделия.

Для облегчения запоминания и воспроизведения в более доступной для понимания учащимися с нарушением интеллекта, алгоритм изготовления объектов труда может быть представлен логической цепочкой из пяти вопросов: 1. Что делаем? 2. Из чего делаем? 3. Чем делаем? 4. Как делаем? 5. что получаем в процессе изготовления?

Разработанный алгоритм изготовления объектов труда является универсальным и может применяться в учебных мастерских специальной (коррекционной) школы по любому виду труда.

Анализ трудоустройства выпускников показывает, что многие учащиеся устраиваются на работу, не соответствующую тому виду труда, которому они обучались в школе, поэтому знание алгоритма изготовления объектов труда в значительной степени облегчит их дальнейшее трудоустройство.

Таким образом, изучение алгоритма изготовления объектов труда в учебных мастерских способствует более эффективному развитию учащихся и в значительной степени облегчает:

  1. Понимание объяснения учителя.
  2. Усвоение технико-технологических знаний.
  3. Формирование оперативного образа объектов труда.
  4. Планирование трудовой деятельности.
  5. Самоконтроль при изготовлении.
  6. Усвоение профессиональных приёмов труда.
  7. Формирование профессиональных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.

В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятель...

Методика по формированию семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения.

Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” разработана для учащихся (девочек) 9-х классов общеобразовательной школы.Создание методики преду...

Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация в процессе трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Психологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективности обучения каждого ученика или  группы детей неодинаковых условий обучения. В ус...

ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»

Общая незрелость личности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вы­ражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...

Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....

Доклад на тему «Активизация творческой деятельности детей в процессе трудового обучения »

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж» XVIII Региональные педагогические чтения по теме ...

Активные формы и методы, используемые в процессе трудового обучения «Штукатурно-малярное дело»

Ознакомление с особыми свойствами строительных материалов, предметов, пространственно-временных ориентиров....