Конспект урока "Сложные случаи пунктуации в сложноподчиненном предложении".
план-конспект урока (9 класс) на тему

В ходе урока рассматриваются сложные случаи пунктуайии в сложноподчинённов предложении. Тип урока - объяснение нового материала. При изучении нового материала предлагаюется использование  различных методов и приёмов.  В качестве тренировочного упражнения предлагается текст, направленный на формирования художественного вкуса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otzyv_o_zashchite._urok_spp._3.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  открытого урока.

9 класс. Русский язык.

     Тема урока: « Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом   предложении».

Цель: углубление знаний учащихся по постановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении, закрепление орфограмм, изученных ранее, развитие навыков речевой компетенции.

Задачи:

I.        Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении, формированию пунктуационных умений и навыков; закреплению   орфограмм, изученных ранее; развитию навыков речевой компетенции.

II.        Развивающая: пробудить интерес к изучению надпредметного материала.

III.        Воспитательная: воспитать чувство прекрасного, формировать художественный вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование:

  1. Репродукции картин русских художников-портретистов.
  2. Стенд с репродукциями картин В.Л.Боровиковского.
  3. Словари русского языка.
  4. Таблица с опорными записями и примерами по новой теме.

Ход урока:

  1.  Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

     На сегодняшнем уроке мы продолжим работу по изучению пунктуации в сложноподчинённом предложении.

      Целью нашей деятельности станет не только повторение уже известных нам случаев постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении, но и углубление знаний по этой теме.

  1. Словарно-орфографическая работа.

ПОРТРЕТИСТ (фр.)

1. Определение лексического значения слова. (Использование репродукций картин художников-портретистов, обращение к Толковому словарю).

2. Подбор однокоренных слов.

3. Этимологическая справка (обращение к Словарю иностранных слов)

4. Выполнение орфографического разбора слова.

5. Выполнение морфемного разбора слова.

IV. Составление  словосочетаний с различными видами подчинительной  связи  со словом портретист и однокоренными словами ( работа в парах) и устная фронтальная проверка.

V. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словом портретист.

Кистью и красками портретист создаёт картину, которая передаёт внешний облик человека и которая без слов многое рассказывает о нём.

        При  проведении синтаксического и пунктуационного разбора обращается особое внимание на отсутствие запятой между придаточными предложениями.

VI. Объяснение нового материала.

         Это не единственный случай, когда перед придаточной частью не ставится запятая. Есть и другие, особые,  случаи, о них мы и узнаем сегодня. (Объявляется тема урока и записывается в тетради).

 При изучении новой темы учащимся предлагается исследовательский путь, для чего анализируются предложения из таблицы. Левая часть таблицы закрыта. Таблица вычерчивается в тетрадях, заполняется по ходу работы, вначале  её правая часть.

Запятая не ставится, если

(опорная запись)

                    Примеры

1.Перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (часто м.б. повторяющимся).

1.1.Мы не увидели эту кртину и когда художник закончил её.

1.2.Экскурсанты смогли узнать и как сложилась судьба художника, и где он написал свою лучшую работу.

2.Перед союзом или союзным словом стоит отрицательная частица НЕ.

2. Мы увидели эту картину не когда художник закончил её, а во время работы над ней.

3.Придаточное предложение состоит из одного союза или союзного слова.

3.Я видел эту картину, но точно не помню где.

В ходе анализа предложений  таблицы делаются сначала поэтапные, а затем общие выводы, формулируются правила, открывается и записывается левая часть таблицы.

VII. Тренировочные упражнения.

  1. Моделирование предложений по новой теме по заданному началу, объясняется пунктуация в них.

        – Мы попали в музей не когда…

       – Ребята хотели увидеть не сколько…

       – Эту картину можно увидеть, я даже знаю…

 – Я не знаю и как…

  1. Цифровой диктант.
  2. На уроках литературы, ведя разговор о сентиментализме, мы знакомились с живописью В.Л .Боровиковского. Сегодня мы продолжим разговор об этом художнике.

Чтение текста.

Задумчиво смотрим на портретную живопись В.Л.Боровиковского.Именно задумчиво, хотя и не каждый ответит почему. Может быть, стараемся познать тайну гармонии цвета, а может быть, пытаемся понять и что хотел сказать художник, и о чём думали, мечтали герои его картин.

Удивительно, но всю прелесть этих полотен мы понимаем не кода любуемся ими, а много позднее, когда вновь и вновь вспоминаем чудные образы, созданные кистью талантливого художника.

 Даётся задание: определить тему и идею текста, озаглавить его, после записи в тетради проговариваются отдельные орфограммы, объясняют  знаки препинания.

VIII. Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Самоанализ.

IX. Д/З: Учащимся раздаются карточки для домашнего задания, т.к. в учебнике данная тема не рассматривается.

          1. Не знал он и когда вернётся из командировки. 2. Войска шли на запад и когда светило солнце и когда шёл проливной дождь. 3. Я пришёл к тебе не когда ты просила  а когда смогла это сделать. 4. Виктор обещал скоро вернуться но не уточнил когда. 5. Я не знала ни почему он это сделал  ни как всё это случилось. 6. Мы пошли на перемену не когда прозвенел звонок а когда учитель отпустил нас. 7.Отцу хотелось сделать для меня что-то но он не смог придумать что.

         Задание. Выучить правило из таблицы. Списать предложения, расставить знаки препинания и объяснить их постановку

Самоанализ открытого урока по русскому языку в 9 классе В

по теме «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И. Ленина» г. Ульяновска

Савицкой Татьяны Борисовны

Урок русского языка в 9 классе В «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении» был проведен учителем Т.Б. Савицкой в рамках областной акции  «Открытый урок русского языка», посвящённой Е.И. Никитиной, профессора, Заслуженного учителя школы.

       Дата проведения:  15 февраля 2011 года.

Цель: углубление знаний учащихся по постановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении, закрепление орфограмм, изученных ранее, развитие навыков речевой компетенции.

Задачи:

 I.        Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении, формированию пунктуационных умений и навыков; закреплению   орфограмм, изученных ранее; развитию навыков речевой компетенции

     II.Развивающая: пробудить интерес к изучению надпредметного материала.

  1. Воспитательная: воспитать чувство прекрасного, формировать художественный вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование:

1.        Репродукции картин русских художников-портретистов.

2.        Стенд с репродукциями картин В.Л.Боровиковского.

3.        Словари русского языка.

4.        Таблица с опорными записями и примерами по новой теме.

Содержание урока.

         Содержание урока соответствует поставленным целям.  Тема урока предполагает углублённое изучение темы «Сложноподчинённое предложение» и не рассматривается в учебнике, однако изучение её представляется необходимым,

так как предложения подобной конструкции используются учащимися в письменных работах, а также  встречаются в текстах ЕГЭ по русскому языку. Для того  чтобы пробудить интерес учащихся к изучению данной темы, был предложен исследовательский путь, предполагающий самостоятельное выведение правила через анализ предложений.

       Тренировочные задания включали задание направленные не только на закрепление нового материала, но и на повторение орфографических правил, развитию навыков речевой компетенции.

        В целях лучшего усвоения материала учащимися была проведена дидактическая обработка урока. Объяснение новой темы  легло на языковой материал единой тематики, который мог бы заинтересовать учащихся в силу их возрастных эмоциональных и интеллектуальных особенностей. Кроме того, использование данного дидактического материала позволило осуществить межпредметные связи (с литературой, живописью), что способствовало развитию художественного вкуса учащихся и их кругозора.

         Этапы урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя
  3. Словарно-орфографическая работа
  4. Объяснение нового материала
  5. Тренировочные упражнение
  6. Подведение итогов.Самоанализ.
  7. Домашнее задание

Реализация принципов обучения

          Содержание и структура урока были направлены на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания.

          Научность обучения выразилась в использовании и практическом применении лингвистических терминов, текстоведческом анализе.

          Принцип доступности обучения реализовался через отбор дидактического материала, форм  и методов обучения

Использование наглядности на разных этапах урока способствовало развитию кругозора учащихся, созданию благоприятного эмоционального фона.

          Индивидуализация и дифференциация обучения реализовывалась через работу в парах, микрогруппах, во время работы по моделированию предложений.

Методы обучения

1. Эвристический

2. Наглядный

3. Творческий

4. Репродуктивный

           Методы обучения соответствовали целям урока на каждом этапе: эвристический на этапе изучения новой темы, репродуктивный, творческий – на этапах тренировочных упражнений, наглядный – на протяжении всего урока. В совокупности они стимулировали познавательную деятельность учащихся, способствовали активизации  их учебной деятельности.

          Организация учебной работы на уроке

          Постановка учебных целей осуществлялась следующим образом: во вступительном слове учителя – общая задача (познакомить с особыми случаями пунктуации в сложноподчинённом предложении); на этапах выполнения тренировочных упражнений – обучающая и развивающая; весь урок способствовал решению воспитательной цели.

          На уроке сочетались разные формы работы: индивидуальные (работа со словарями), в парах(составление словосочетаний) и микрогруппах (моделирование предложений).

         Контроль над деятельностью учащихся со стороны учителя осуществлялся в форме руководства (на начальном этапе урока), поддержки и сопровождения (на всех этапах урока). При подведении итогов урока были выставлены и прокомментированы оценки.

        Во время работы учитель старался способствовать эмоциональному восприятию учащимися  материала (чтение предложений и художественного текста), развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и делать выводы (при изучении нового материала, выполнении тренировочных заданий).

Система работы учащихся

         Учащиеся работали организованно и активно на всех этапах урока, эмоционально откликались на его содержание, показали хороший уровень сформированности учебных навыков, наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

           Общие результаты урока

  1. План урока выполнен.
  2. Общеобразовательный, воспитывающий и развивающий аспект урока реализован.
  3. Оценка результатов и эффективности урока высокая.

Рекомендации по улучшению качества урока

Продолжить работу по формированию пунктуационных, орфографических навыков, развитию речи учащихся.

Отзыв

о защите педагогического проекта по теме

«Проектная деятельность учащихся как один из путей развития интереса к исследовательской деятельности и творческой активности учащихся»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1 им. В.И. Ленина» г. Ульяновска

Савицкой Татьяны Борисовны.

          Педагогический проект Савицкой Т.Б. «Проектная деятельность  как один из путей развития интереса к исследовательской деятельности и творческой активности учащихся» был заслушан на научно-практическом семинаре учителей русского языка и литературы «Реализация современных подходов к формированию лингвистической компетенции учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты» на базе МБОУ «Гимназия №1 им. В.И. Ленина» 17.02.12 г.

          Защита проекта проходила в форме устного сообщения, в котором Савицкая Т.Б. назвала цели и задачи проекта, обосновала его актуальность в условиях перехода на новые образовательные стандарты, охарактеризовала структуру и содержание проекта,  этапы проекта, проанализировала промежуточные результаты.

Теоретические положения авторского проекта были  подтверждены его практической реализацией.   Учащиеся  6 А класса представили групповойпроект «Факторы, оказывающие негативное влияние на формирование языковой компетенции учащихся» (на материале лингвистического эксперимента), который является одним из проектов, выполненных учениками  Татьяны Борисовны.

В  выступлении Савицкая Т.Б. продемонстрировала своё концептуальное видение проектной деятельности в школе, аргументированно доказала, что проектная деятельность  является одним из перспективных путей развития интереса к исследовательской деятельности и творческой активности учащихся.

              При защите проекта Савицкая Т.Б. продемонстрировала способность анализировать актуальную социальную ситуацию, выявлять проблемы и находить возможные пути их преодоления, способность конкретизировать идеи в практической работе учителя и учащихся, знание современных педагогических технологий.

             Проект грамотно оформлен, включает в себя схемы, таблицы, компьютерные презентации, описание конкретных методик, применяемых учителем.

             Представленный проект имеет практическую и теоретическую значимость для учителей русского языка и литературы и может быть рекомендован для присвоения высшей квалификационной категории.

Общественные эксперты:

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

МАОУ Лингвистическая гимназия

г. Ульяновска                                                                   Г.Н. Лаштанова

Учитель русского языка

и литературы высшей категории

МБОУ «Мариинская гимназия»

г. Ульяновска                                                                   И.А. Григорченко

Директор МБОУ «Гимназия №1

им. В.И. Ленина»

г. Ульяновска                                                                                С.А. Ставский

17.02.2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по  русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"

В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...