Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Жидкова Татьяна Викторовна

Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_9_klassa.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 

Жидковой Татьяны Викторовны, учителя русского языка и литературы  

МОУ СОШ №72 Краснооктябрьского района г. Волгограда

Предмет: русский язык      Класс:  9 класс

Тема урока:  «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Цели:

  1. Обучающая:

Закрепление полученных знаний о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными; тренировка в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными; обучение школьников лингвистическому анализу текста.

  1. Развивающая:

Формирование умения выделять общие и существенные признаки, умения делать обобщающие выводы; развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитие навыков  исследовательской деятельности.

.

  1. Воспитательная:

Создание условий  для воспитания: интереса к предмету, культуры речи, любви к родному языку; содействие в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

         

Задачи: 

  1. Научить различать сложноподчиненные предложения с однородным, параллельным и последовательным подчинением;
  2. Усвоить алгоритм выполнения задания В 2 в КИМах ГИА;
  3. Закрепить навыки работы с тестами.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

Цель для обучающихся:

- подготовка к работе на уроке;

-организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для учителя:

-подготовка обучающихся к работе;

-создание благоприятных психологических условий для осуществления образовательного процесса.

Задачи

- вызвать интерес к изучаемой теме;

- способствовать формированию коммуникативных навыков.

Метод обучения: 

- словесный (беседа)

Метод организации работы: фронтальный.

Обучающиеся включены на данном этапе в определение целей урока: систематизировать знания  о сложноподчиненных предложениях, способах подчинения придаточных, полученные на прошлых уроках.

Основной метод организации работы обучающихся  – словесный  (беседы, ответы на вопросы), который соответствует целям организационного этапа урока.

I. Организационная часть.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует? Кто испытал затруднения при выполнении домашнего задания? Какие? Что вы ожидаете от этого  урока? Чему предполагаете научиться на этом уроке?

(Сегодня мы будем обобщать знания о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными, полученные на предыдущих уроках, тренироваться  в постановке  запятой  в сложноподчинённом предложении).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

2.

Повторение и обобщение изученного ранее учебного материала.  

 Цели для обучающихся:

-актуализация опорных знаний;

- повторение ранее изученного материала;

-подготовка к ГИА.

Цель для учителя: 

-активизация знаний по изученным ранее темам; отработка навыков работы с тестами

Форма организации деятельности обучающихся- фронтальная

Метод организации  деятельности обучающихся - эвристический;

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся).

II. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки, повторим ранее изученный материал, который необходим нам для подготовки к ГИА.

Задание 1.  Фонетическая  разминка

СЛАЙД №1   Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.
  2. В слове ПОДВИГ последний звук –[ К ]
  3. В слове МАЯ 4 звука
  4. В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [K] обозначена буквой Ь.

ОТВЕТ: 1 ( звук Ц всегда твердый)

Задание 2.  Словарный диктант. Объяснить правописание Н и НН в следующих словах:( по цепочке!)

        Серебря…ая брошь, зажжё…ая свеча, деревя…ые перила, были…ый герой,построе…ое здание, невида…ый ураган, шёл медле…о,  рва…ый рукав, ране…ый под Орлом боец , улица (не) освещё..а, выглядеть озабоче…о.

СЛАЙД № 2 Найдите словосочетания прил.+ сущ.. Определите тип связи и перестройте их в синонимичные. (Брошь из серебра, перила из дерева, герой былины)

                

СЛАЙД № 3 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий»?

  1. охваченный                                2) немедленно
  1. непосредственной                        4) постепенно

СЛАЙД № 4      Задание 3.  Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет – "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Чтобы, если, хотя подчинительные союзы?.

2. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?

3. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы где? когда? куда?

4. В сложноподчиненных предложениях с однородным подчинением   придаточные предложения  относятся к одному и тому же слову в главной части или ко всей  главной части?

5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7.  При последовательном подчинении придаточная часть второй степени может находиться внутри придаточной первой степени?
8. В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). –  сложноподчиненное предложение, средством связи является союз КОТОРЫЙ?

10. При параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части.

СЛАЙД № 5   ПРОВЕРЬТЕ! После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «110 1001001».

- На какие группы делятся сложноподчиненные  предложения с одним придаточным?

-  Какие виды подчинения придаточных вы знаете?

СЛАЙД № 6         Задание 4. Работа с таблицей

Соотнесите схемы предложений с видом подчинения.

  • http://festival.1september.ru/articles/571970/img1.gif

3.

Закрепление  изученного материала по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Цель для учителя:

-систематизация знаний,

-закрепление полученных сведений о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;

формирование коммуникативных навыков.

Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.

Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.

Форма работы: групповая.

 Методы оценивания: отметки выставляются  каждой группе. 

III. Экспериментальная работа в группах по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Задание. Проанализируйте  предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.  Начертите схемы. Дайте характеристику предложению.  Объясните знаки препинания

Группа 1. Однородное подчинение

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения.

ІІ. Перестройте  предложение, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений? Начертите схему предложения.

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она стала постепенно петлять, как я нашёл грибное место и отстал от товарищей.

Группа 2. Последовательное подчинение

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения.

ІІ. Перестройте  предложение, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов? Начертите схему предложения.

 Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень.

Группа 3.  Параллельное подчинение

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части. Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения.

 Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда,

рассеялся.

ПРОВЕРКА. 3 человека чертят схемы и объясняют знаки препинания.

  1. Практическая работа в группах

Цель для учителя:

 -  выявление способности  обучающихся  на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.

Цель для обучающихся:

- умение анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, явления, средства связи, систематизировать и обобщать изученное.

Метод работы: анализ языкового материала по теме «Сложноподчиненное предложение»;

Форма работы: групповая .

  1. Исследовательская работа по группам

Каждой группе предлагается проанализировать текст на карточке:

  1. определить тип и стиль речи,
  2. найти сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными, определить  вид подчинения.

 1 группа

Научный стиль

(1) Физика – основа естественных наук. (2) Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу, которая разделяет эти науки и физику. (3) На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. (4) Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

Б. Б. Буховцев и др. Физика.

2 группа

Художественный стиль

(1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (2) Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. (3) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается. (4) Солнце уже выглянуло из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (5) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, поползла по земле ярко-желтая полоса.

А.П.Чехов

3 группа

Публицистический стиль

Нужны ли современному человеку стихи?
(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

- Каких предложений (простых или сложных) в данных текстах больше употребляется?

В текстах публицистического и художественного стилей сложные предложения употребляются чаще?

Слайд 7. Вывод: Сложноподчиненные предложения занимают большое место, они дают представление о сложных связях явлений действительности. На примере этих предложений мы наблюдали, как мастера слова широко использует сложноподчиненные предложения, с помощью их обосновывают какие-либо явления, объясняют что-либо, выражают собственные чувства.

  1. Самостоятельная работа

Текущий контроль .

Цель для учителя:

- применение на практике знаний о сложноподчиненном предложении в  формате ГИА;

 - мониторинг степени усвоения обучающимися темы урока

Цель для обучающихся: 

-стимулирование к личным достижениям;

- развитие умения работать самостоятельно;

- тренировка способности к самоконтролю и самооценке.

Форма работы: самостоятельная  работа

Методы оценивания: самооценивание

  1. Самостоятельная работа

СЛАЙД № 8 Самостоятельная работа.  

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1)Ему показалось вдруг (1) что черная туча заслонила небо (2) и что налетел какой-то вихрь (3) и смыл всю жизнь (4) как страшный вал смывает пристань.

  1. 1,2                2) 1,4                3) 1,3                4) 1,2,4

2)Везде (1) где бы он ни бывал (2) он скучал по дому (3) оттого что именно дом являлся главным (4) в его жизни.

  1. 1,2                2) 2,3,4        3) 1,3,4        4) 1,2,3

Слайд № 9  (ответы)

Обучающиеся самостоятельно оценивают свои ответы

6.

 Домашнее задание

Домашнее задание:

Выполнить упражнение 147

Читать параграф 208, 209

Домашнее задание носит практический характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи.

VI. Домашнее задание

Выполнить упражнение 147

Читать параграф 208, 209.

7.

Подведение итогов

Цель для обучающихся:

- оценка  результаты собственной деятельности.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Рефлексия. Ребята, чему был посвящен наш урок? Какие затруднения вы испытали? Что помогло вам их преодолеть?

Оценивание работы обучающихся в ходе урока и выполнение группами заданий.

Всё сказанное дает основание полагать, что цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Конспект урока по русскому языку в 9классе " Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов."

Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов - одна из непростых тем в 9классе.Цели: отработка навыка  взаимозамены  придаточных определительных и причастны...

Урок по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными». 9 класс

На данном уроке систематизируются знания и отрабатываются умения учащихся по определению вида придаточного предложения. Использование тестовой программы и мультимедийной презентации позволили сделать ...

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение".

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" с использованием сингапурских структур....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...