Урок по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными». 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Лобач Ирина Николаевна

На данном уроке систематизируются знания и отрабатываются умения учащихся по определению вида придаточного предложения. Использование тестовой программы и мультимедийной презентации позволили сделать эффективными приёмы систематизации и обобщения на данном уроке. Урок составлен по учебнику под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9 классы и с учётом содержания программы по русскому языку, требований к современному уроку, дифференцированному обучению, способствует развитию и воспитанию личности.                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme.doc48.5 КБ
Office presentation icon slozhnopodchinyonnoe_predlozhenie.ppt880 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Сложноподчинённое предложение

с несколькими придаточными».

9 класс.

Автор:

Лобач Ирина Николаевна,

учитель русского языка

и литературы

МАОУ СОШ №1

г. Боровичи Новгородской области,

высшая категория

 

 Пояснительная записка:

   На данном уроке систематизируются знания и отрабатываются умения учащихся по определению вида придаточного предложения. Использование тестовой программы и мультимедийной презентации позволили сделать эффективными приёмы систематизации и обобщения на данном уроке. Урок составлен по учебнику под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9 классы и с учётом содержания программы по русскому языку, требований к современному уроку, дифференцированному обучению, способствует развитию и воспитанию личности.                                          

                                   

Цели урока:

  • Закрепить и углубить сведения о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • Выявить уровень знаний и сформированности умений, определять вид подчинения придаточных и верно употреблять знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
  • Повторить ранее изученный материал (подготовка к ГИА).
  • Развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
  • Продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Форма проведения урока:

  • Мультимедиа-урок.

Тип урока:

  • Урок-практикум.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (тесты, карточки, листы контроля).
  • Интерактивная доска.
  • Мультимедийный проектор.

Ход урока:

I. Проверка теоретических сведений с последующим самоконтролем.

Задание:

закончите предложение, указав в каждом случае нужный вид подчинения придаточных. Запишите, сопроводив ответ схемой.

  1. Если придаточные относятся к одному слову главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, то это сложноподчинённые предложения с … .
  2. Если придаточные относятся к разным словам главного и отвечают на разные вопросы, то это сложноподчинённые предложения с … .
  3. Если придаточные последовательно поясняют сначала главное предложение, затем первое придаточное, второе и т. д., то это сложноподчинённые предложения с… .

Самопроверка по слайду №1, внесение результатов в Лист контроля (максимальное количество баллов – 6).

II. Подготовка к ГИА (ОГЭ).

Контроль за домашним заданием в тестовой форме (упражнение 361).

I. Cоотнесите номера предложений с видом подчинения придаточных.

1. Если б вместо Надежды был у меня сын я не думал бы что будет со мною под старость. (Н. Дурова).

2. Когда батюшка очнулся то увид…л что лежит на диване и что вокруг него суетятся слуги. (М. Загоскин).

3) Она [Настёна] не пошла по телятнику где в снегу была вытоптана дорожка, а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула (в) прав… откуда над высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Руспутин).

4) Когда я приехал домой и подумал о сне то увид…л что это совершенно невозможно. (Л. Толстой)

А) Последовательное подчинение.

Б) Неоднородное подчинение.

В) Однородное подчинение.

Г) Комбинированное подчинение.

II. Из предложения №1 выписать все частицы.

III. С помощью каких средств связи присоединяются придаточные к главному в предложении №2.

IV. Из предложения №2 выписать производный предлог.

V. Определить морфологическую принадлежность слова «вытоптана» из предложения №3.

VI. Подобрать синонимичное выражение к слову «яр» (предложение №3).

VII. Какой суффикс нужно написать в наречии  «(в) прав…» (предложение №3).

VIII. Определить способ образования глаголов из предложения №4.

Самопроверка по слайдам 2-5, внесение результатов в Лист контроля, максимальное количество баллов – 8.

III. Работа по стилистике.

Вспомните перифразы. Что это за средство языковой выразительности? Восстановите его определение.

Перифразы – это _________ выражения в форме ________.

Задание: соотнесите названия городов и перифразы, которые могут их заменить.

1) Москва

2) Иваново

3) Тула

4) Киев

5) Калуга

6) Сочи

7) Санкт-Петербург.

А) Город невест

Б) Порт пяти морей

В) Мать городов русских

Г) Колыбель космонавтики

Д) Оружейная столица России.

Е) Третий Рим

Ж) Северная Венеция

З) Курортная столица России

И) Северная Пальмира.

 Возьмите тесты, лежащие у вас на партах, прочитайте предложения А, Б, В, Г и скажите, в каком городе проживал герой литературного произведения, из которого они взяты. Ответ дайте перифразой из выполненного задания. Все результаты вашей работы проверьте по слайдам 6-12.

IV. Тест по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными».          

А) В какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить.

Б) Когда же все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель, и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер, Акакий Акакиевич потерялся совершенно…

В) Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихонечку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшею на полу, стряхнул её, снял с неё всякую пушинку, надел на плечи и  опустился по лестнице на улицу.

Г) Повествование о грабеже шинели, несмотря на то что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеяться над Акакием Акакиевичем, однако же многих тронуло.

1. Какой вид придаточных встречается в каждом из предложений А, Б, В, Г?

1) определительное

2) дополнительное (изъяснительное)

3) цели

4) уступки

5) времени

2. Какой вид подчинения представлен в предложениях А, Б, В, Г?

1) последовательное

2) неоднородное

3) однородное

4) комбинированное

3. Укажите правильную характеристику предложения Г.

1) СПП с неоднородным подчинением.

2) Состоит из трёх частей, придаточные соединены последовательно.

3) Состоит из четырёх частей, используется комбинированное подчинение.

4) СПП с однородным подчинением дополнительных (изъяснительных) придаточных.

4. Какая пунктуационная ошибка допущена в предложении Б?

1) Поставлена лишняя запятая после слова «шинель» перед союзом и.

2) Поставлены лишние запятые, выделяющие словосочетание по крайней мере.

3) Поставлены лишние запятые, выделяющие словосочетание приступив к нему.

4) Недостаёт запятой после когда же перед словом все.

По окончании работы проводится самопроверка по ключу к тесту (слайд 13).

№ задания

Максимальное кол-во баллов за задание.

Полученное кол-во баллов.

Общее кол-во баллов.

Критерии оценки

Оценка учащегося

1.

2.

3.

6 баллов

8 баллов

4 баллов

     

    18

«5» - 18-17

«4» - 16-14

«3» - 13-10

«2» - 9-0

Фамилия ученика

V. Заполнение листа контроля. Подведение итогов.                                              

VI. Домашнее задание.            

Тестовые задания по теме (вариант 1, 2)                                                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными 9 класс.

Слайд 2

Проверка теоретических сведений. 1. С однородным подчинением. [ x ], ( ), ( ). 2. С неоднородным подчинением. ( ), [ х х ], ( ). 3. С последовательным подчинением. [ x ], ( x ), ( ). Максимальное кол-во баллов: 6 .

Слайд 3

Проверка контроля за домашним заданием в тестовой форме. I. А - Б – 1, 3, 4 В - Г – 2

Слайд 4

Проверка контроля за домашним заданием в тестовой форме II. б, не, бы. III. подчинительные союзы (когда, что, что). IV. вокруг. V. краткое причастие. VI. Крутой берег (овраг, обрыв).

Слайд 5

Проверка контроля за домашним заданием в тестовой форме VII. –а VIII. Приставочный. Максимальное кол-во баллов: 8.

Слайд 6

Стилистика. Определение: Перифразы – это описательные выражения в форме иносказания.

Слайд 7

Стилистика Санкт-Петербург – Северная Пальмира, Северная Венеция.

Слайд 8

Стилистика Москва – Порт пяти морей, Третий Рим.

Слайд 9

Стилистика Иваново – Город невест.

Слайд 10

Стилистика Калуга – Колыбель космонавтики.

Слайд 11

Стилистика. Тула – оружейная столица России.

Слайд 12

Стилистика Сочи – курортная столица России.

Слайд 13

Стилистика Киев – Мать городов русских.

Слайд 14

Проверка теста. 1 – А-2; Б-2, 5; В-1, 3; Г-1, 4. 2 – А-3; Б-4; В-2; Г-1. 3 – 2. 4 – 1. Максимальное кол-во баллов: 4.

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение".

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" с использованием сингапурских структур....

Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.

"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...