Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение".
план-конспект урока по русскому языку на тему

Батршина Сания Фаритовна

Урок на тему "Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" с использованием сингапурских структур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение.

Цель:

- различать однородное соподчинение придаточных и ставить между предложениями знаки препинания;                                                              

- составлять схемы предложений с однородным подчинением;

Оборудование:  - презентация   - тест

Ход урока.

  1. Классбилдинг, тимбилдинг.
  2. Повторение, актуализация:

- Повторим виды придаточных предложений. Слайд 2.  Перед вами вариантная форма модели ФРЕЙЕР. 1 стол – придаточные  определительные, 2 стол – придаточные изъяснительные, 3 стол – придаточные обстоятельственные.  

Придаточное отвечает на вопрос …

Присоединяется к главному предложению с помощью …

     

Примеры.

- Выполняем  РЕЛЛИ ТЕЙБЛ (Обмениваются ответами и пишут на листе)

1 стол: Количество стран, откуда приезжают в Казань на гастроли популярные артисты, постоянно растет (Это придаточное определительное, отвечает на вопрос КАКИХ стран, присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова ОТКУДА).

2 стол: Сказали мне, что скоро в городе пройдут концерты Дины Гариповой (Это придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос О ЧЕМ, присоединяется к главному предложению с помощью союза ЧТО).

3 стол: Как только пианист закончил свое выступление, зал громко зааплодировал (Это придаточное времени, отвечает на вопрос КОГДА, присоединяется к главному предложению с помощью союза КАК ТОЛЬКО).

- Выполняем  КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.  Учащиеся под №1 пересаживаются за другие столы (по часовой стрелке) и проверяют, обучают друг друга по пройденному материалу.

- Ответы команд.

3. Однородные члены предложения. Знаки препинания. Слайд 3. Представлены предложения с однородными членами без знаков препинания. Задание: поставить знаки препинания, выбрать правильную схему.

  1. Книга пробуждает воспитывает в человеке самые высокие душевные порывы.
  2. В отличие от вещей книги умеют печалиться и радоваться.
  3. Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.
  4. Какое богатство мудрости и добра милосердия рассыпано по книгам всех народов.

Выполняем  ТАЙМ РАУНД РОБИН (обсуждается вопрос по очереди  в течение определенного времени).

- Ответы команд.

4. Слово учителя. Слайд 4. Однородное подчинение придаточных предложений.

1) Я видел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его.

3). Видел Егорушка, как темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звезды.

4) Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они  спокойно спят под холодным светом луны.

Задание: поставить знаки препинания, выбрать правильную схему.

Выполняем  КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (обсуждается вопрос по очереди).

- Ответы команд.

Вывод.

  1. Закрепление.

Упражнение 176. На доске схемы составляем.

  1. ЭЙ АР ГАЙД

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

«Желаю тебе всего доброго» - это  выражение вежливости.

Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим

Просьба – это порыв души.

Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

Добро слагается из малого.

Любовь и дружба делают человека мудрее

  1. ЗУМ ИН. Слайд 5. Текст читает учитель.

   Мы часто говорим друг другу: «Желаю тебе всего доброго». Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим, чтобы остальные поверили в твою искренность (обсуждаем)

     Когда люди обращаются друг к другу с просьбой и когда кому-либо необходима помощь, говорят «пожалуйста». Просьба – это порыв души. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание (обсуждаем)

   Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель в жизни. Добро слагается из малого. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,   которую надо уметь решать,  Любовь и дружба делают человека мудрее (обсуждаем)

(По Д. Лихачеву.)

- Находим в тексте сложные предложения с несколькими придаточными, делаем их схемы.

Домашняя работа: Выписать из художественной литературы сложные предложения с несколькими придаточными (не менее трех).

Слайд 6. До свидания.

 

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

«Желаю тебе всего доброго» - это  выражение вежливости.

Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим

Просьба – это порыв души.

Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

Добро слагается из малого.

Любовь и дружба делают человека мудрее

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

«Желаю тебе всего доброго» - это  выражение вежливости.

Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим

Просьба – это порыв души.

Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

Добро слагается из малого.

Любовь и дружба делают человека мудрее

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

«Желаю тебе всего доброго» - это  выражение вежливости.

Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим

Просьба – это порыв души.

Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

Добро слагается из малого.

Любовь и дружба делают человека мудрее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однородное подчинение придаточных предложений.

Слайд 2

Однородные члены предложения . Знаки препинания. Книга пробуждает воспитывает в человеке самые высокие душевные порывы. 1. О и О 2. О,О 3. О и О,О 4. и О, и О Книга пробуждает , воспитывает в человеке самые высокие душевные порывы.

Слайд 3

В отличие от вещей книги умеют печалиться и радоваться. В отличие от вещей книги умеют печалиться и радоваться. 1. О и О 2. О,О 3. О и О,О 4. и О, и О

Слайд 4

Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце. Есть у книги и тонкий ум , и чуткое сердце. 1. О и О 2. О,О 3. О и О,О 4. и О, и О

Слайд 5

Какое богатство мудрости и добра милосердия рассыпано по книгам всех народов. Какое богатство мудрости и добра , милосердия рассыпано по книгам всех народов. 1. О и О 2. О,О 3. О и О,О 4. и О, и О

Слайд 6

Однородное подчинение придаточных предложений. 1. О и О 2. О,О 3. О и О,О 4. и О, и О

Слайд 7

Я видел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Слайд 8

Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его.

Слайд 9

Видел Егорушка, как темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звезды.

Слайд 10

Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они спокойно спят под холодным светом луны.

Слайд 11

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ Мы часто говорим друг другу: «Желаю тебе всего доброго». Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим, чтобы остальные поверили в твою искренность

Слайд 12

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ Когда люди обращаются друг к другу с просьбой и когда кому-либо необходима помощь, говорят «пожалуйста». Просьба – это порыв души. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание.

Слайд 13

ОПРЕДЕЛИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель в жизни. Добро слагается из малого. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать, Любовь и дружба делают человека мудрее.

Слайд 14

Мы часто говорим друг другу: «Желаю тебе всего доброго». Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим, чтобы остальные поверили в твою искренность. Когда люди обращаются друг к другу с просьбой и когда кому-либо необходима помощь, говорят «пожалуйста». Просьба – это порыв души. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель в жизни. Добро слагается из малого. И каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать, Любовь и дружба делают человека мудрее.

Слайд 15

Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим, чтобы остальные поверили в твою искренность.

Слайд 16

Когда люди обращаются друг к другу с просьбой и когда кому-либо необходима помощь, говорят «пожалуйста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.Методическое сопровождение – УМК под редакцией В.В. БабайцевойЦел...

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА Задачи урока: Образовательныесовершенствовать умения различать...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».

Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...