Дневник апробации учебника А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика 5 класс", издательство "Вентана-Граф", 2012г
методическая разработка (5 класс) по теме

Болтаева Яна Игоревна

Уважаемые коллеги! Представляю Вам мой дневник апробации учебника А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика 5 класс".

По данному учебнику я работала в 2012-2013 уч.г.

Содержание:
 

1) Оценка главы (раздела) и предложения по доработке

1. Оценка содержания

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

3. Оценка дидактического аппарата

4.Результаты контроля

 2) Анкета участника апробации УМК

                  3) Общее заключение на учебник (УМК) по результатам апробации

                  4 )Результаты апробации

                  5) Выводы и предложения


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_aprobatsii-sayt.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК  АПРОБАЦИИ

Фамилия, имя, отчество учителя __________Болтаева Яна Игоревна______________________

Регион, город, школа _______ Саратовская область, г.Энгельс________________________

________________________МБОУ "СОШ № 32"___________________________________

Анализ учебника по _математике_____  для                __5__ класса

предмет

Автор(ы), название, год и номер издания       __А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир, издательство "Вентана-Граф", 2012г.___________________________

______________ISBN 978-5-360-03220-5___________________________

Учебник написан в соответствии с программой     __"Алгоритм успеха                автор(ы), название

рассчитанной на___175___часов.

Учебник используется для преподавания курса _математика_         в __5        классе

предмет

учащимся___________средней общеобразовательной школы__________

специфика образовательного учреждения / класса

в объеме _____175______         часов.

кол-во часов на предмет
по учебному плану школы


Оценка главы (раздела) и предложения по доработке

Номер и название главы (раздела)_ Глава 1 Натуральные числа _______________        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

Номер и название главы (раздела)_ Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

Номер и название главы (раздела)_ Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел 

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

Номер и название главы (раздела)_ Глава 4 Обыкновенные дроби _______________        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

Номер и название главы (раздела)_ Глава 5 Десятичные дроби _______________        

Количество уроков        Ключевые понятия и положения темы

по программе        фактически               кол-во                 перечень

1. Оценка содержания

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Обоснованность отбора предметного содержания, его научность и доступность, соответствие учебным целям

Соответствуют возрастным особенностям учащихся

Логика, последовательность в изложении материала

Соответствуют возрастным особенностям учащихся

Количество предложенного материала для изучения темы

(достаточность/ недостаточность/ перегруженность
текста понятиями, терминами)

Достаточно, перегруженности нет

Сложность понятийного
аппарата (соответствуют ли вводимые понятия
запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам)

Понятия доступны для школьника средней общеобразовательной школы

Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения возрастным возможностям детей)

Материал изложен доступным языком для школьника 5 класса разного уровня

Лексика и стиль изложения соответствуют возрастным возможностям

детей

Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания
и пр.
(с указанием конкретных страниц)

В задаче № 380 ответ получается с остатком, но по условию задачи такое не может быть.

Сочетание основного и дополнительного текстов, внутритекстовые ссылки, сноски, выделения и т. п.

Дополнительный материал хорошо дополняет ( гармонирует) с основным материалом

Дополнительные замечания по тексту главы (раздела), не обозначенные выше:

1) в главе " обыкновенные дроби" рационально было ввести правило сокращение дробей

2) в главе  " обыкновенные дроби" в параграфе 25 стр.172 правило нахождение целого по его части и нахождение части по целому удобно было не только дать примеры решения задач, но и правило сформулировать.

2. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии и пр.)

Параметры оценки

Замечания и предложения учителя

Опора на ранее изученный материал данного и других предметов.

Последовательно изложен материал- это опора на ранее изученный материал не только по математике и другим предметам

Вариативность предложенных схем построения

уроков

+

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

+ (задания разного уровня)

Ориентация на определенные педагогические технологии (какие?)

- Игровые технологии
- Проблемное обучение

-Информационно-коммуникационные технологии.

-Технология разноуровневого обучения.

Отражение внутрипредметных, межпредметных, надпредметных связей

В тексте или на полях страницы дать примечания (или сноски) на

межпредметную связь

Дополнительные оценки и замечания по методической схеме главы (раздела), не обозначенные выше:

_______________ Дополнительных оценок и замечаний нет _________________________ 

3. Оценка дидактического аппарата

Таблица А.

Элементы дидактического аппарата

Замечания и предложения  учителя

Вопросы и задания

 

для мотивации обучения

В тексте материала приведены  интересные факты или

ссылки на них

для отработки и закрепления материала

для углубления и обобщения материала

Предлагать список дополнительной литературы и

ссылки на Интернет-ресурсы по изучаемым темам.

для организации практической деятельности

Предлагать задания, ориентированные на задания

экзаменационной работы ГИА (тесты, тесты

соответствия, анализ текста и др.)

для дифференцированного обучения

для организации самостоятельной работы; для самоконтроля, самооценки

В дидактическом материале изложено в достаточном количестве

для домашней работы (творческие, исследовательские и пр.)

Предложено в достаточном количестве

Лабораторные и практические работы

Таблица Б.

Элементы дидактического аппарата

Параметры оценки

Замечания и предложения  учителя

 Иллюстративный ряд (рисунки, схемы, графики);  таблицы

Обоснованность включения

Обоснованно

Соответствие учебным
целям и задачам

Соответствуют

Соответствие возрастным
и психофизическим особенностям учащихся

Соответствуют

Влияние на

психоэмоциональное состояние учащихся

В основном положительно

Качество

Хорошее

Справочные материалы (словари, приложения, памятки)

Обоснованность включения

Желательно.

Соответствие учебным
целям и задачам

Соответствуют

Качество оформления, наглядность

Хорошее

Дополнительные замечания по дидактическому аппарату главы (раздела, темы), не обозначенные выше:__ нет________________

Результаты контроля по главе 1

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

4

9

4

2

Промежуточный

2

5

9

5

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   _____21______

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          __14_________

средняя          ___5________

низкая                    ___2________

                                             

Дополнительные замечания:

_______нет__________________________________________________________________________

Результаты контроля по главе 2

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

2

6

4

2

Промежуточный

4

5

5

5

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   ____21_______

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          __10_________

средняя          ____7_______

низкая                    ____4_______

                                             

Дополнительные замечания:

___нет________________________________________________________________________________

Результаты контроля по главе 3

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

2

6

4

3

Промежуточный

3

4

3

6

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   _____21______

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          __9_________

средняя          ____9_______

низкая                    ___3________

                                             

Дополнительные замечания:

____нет_______________________________________________________________________________

Результаты контроля по главе 4

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

0

7

3

8

Промежуточный

0

8

3

7

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   ______21_____

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          _____10______

средняя          ____11_______

низкая                    ___________

                                             

Дополнительные замечания:

__нет_________________________________________________________________________________

Результаты контроля по главе 5

                   Кол-во учеников

Формы контроля

Неудовл.

Удовл.

Хор.

Отл.

Промежуточный

0

6

7

7

Итоговый

Реакция учеников: 

Раздел вызвал интерес                   _____21______

Раздел не вызвал интереса                   ___________

Активность класса:        высокая          _____14______

средняя          ____7_______

низкая                    ___________

                                             

Дополнительные замечания:

___нет________________________________________________________________________________

Анкета

участника апробации УМК

Параметры
оценок

Очень
хорошо
(нет недостатков)

Хорошо (есть
отдельные, легкоустранимые недостатки)*

Удовлетворительно
(требуется значительная
доработка)

Предметное со-
держание

Дидактический
аппарат: система
вопросов,    заданий,   упражнений и пр.; их соответствие поставленным целям, задачам и т. п.

Художественно- графическое
оформление

(иллюстрации, схемы, рисунки и т. п.)

Полиграфическое исполнение (бумага, шрифт, обложка)

  1. Дайте оценку учебно-методическому комплекту. Насколько в целом вы удовлетворены каждым из изданий комплекта.

____нет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Достаточно ли изданий в комплекте (рабочая тетрадь, методическое пособие, дидактический

материал и пр.)?

___да, если весь комплект используется_________________________________________________

3. Есть ли необходимость в каждом из элементов комплекта?

___да_______________________________________________________________________________

4. Приведите по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, удачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий,
иллюстрации и т. п.)        

____все понравилось_________________________________________________________________________

5. Приведите, пожалуйста, по 1-2 примера самых, на Ваш взгляд, неудачных методических решений данного УМК. (Укажите точные страницы, номера заданий, ил-
люстрации и т. п.).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ваши вопросы создателям комплекта.

      1) выпустить тесты для 5 класса (и других классов) для подготовки к ГИА (разноуровневые задания)                _

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что бы Вы посоветовали изменить в каждом из элементов УМК при его переиздании?

а - в обязательном порядке        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б - в порядке рекомендации _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Согласны ли Вы со следующими утверждениями? В случае согласия поставьте, пожалуйста, «+», а в случае несогласия «-». При желании, дайте Ваш комментарий оценке.

Предложенный комплект интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Комплект изобилует методическими приемами, сложными для начинающего учителя. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии и разъяснения, представленные в материалах для учителя, вполне достаточны и понятны для полноценной работы с комплектом.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

            Комплект существенно расширяет возможности применения различных форм работы в классе.        

___________________________________________________________________________________

9. Можно ли утверждать, что данный УМК ориентирован на определенный уровень подготовленности (учебных возможностей) учащихся? Если да, то на какой именно?
__нет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как восприняли учебник ученики и их родители?

Ученики

Родители

с интересом

+

+

безразлично

критически, недоверчиво

другое мнение

11. Что бы Вам хотелось отметить дополнительно?

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

12. Обсуждали ли Вы комплект с коллегами: с теми, кто преподает тот же предмет, что и
Вы; с коллегами, которые преподают предметы Вашего цикла (естественно-научного, гуманитарного, физико-математического и т. п.)? Каков в целом оказался результат обсуждения? Сформулируйте основные мнения коллег в свободной форме.

____В учебнике достаточно разноуровневых заданий, интересный материал, раздел "дружим с компьютером" помогает повысить интерес детей к математике и развить интерес к проектной деятельности___________________________________________

13. Готовы ли Вы рассказать о своем педагогическом опыте на семинарах, организуемых
издательством? Какие темы для обсуждения Вы предлагаете?

__да. с темой пока не определилась_____________________________________ 

14. Это Ваш первый опыт участия в апробации учебной литературы? Если нет - расскажите о нем в самых общих чертах.         

_____да___________________________________________________________________

15. Сколько лет Вы работаете в школе?__2 года________________________________________

16. По каким комплектам работали ранее? Какие из них для Вас предпочтительнее? Почему?

___ Зубарева, Мордкович " математика 5 класс. Комплект А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир предпочтительнее __________________________

Благодарим Вас за Ваши ответы, комментарии, вопросы, за Вашу помощь в
нашем общем деле!

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  НА УЧЕБНИК (УМК)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ 

Фамилия, имя, отчество педагога_Болтаева Яна Игоревна________________

Апробация осуществлялась по договору ___04/12__________________________________

Название учебника (УМК), авторы, год издания

__ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика" 5 класс, издательство "Вентана-Граф", 2012г._______________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Состав УМК, прошедшего апробацию

_учебник, рабочая тетрадь  (2 части) (1 часть была выпущена поздно), дидактический материал (пришел поздно и только учителю)____________________________________

Образовательное учреждение, проводившее апробацию

___ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 32"__ г.Энгельс Саратовская область_________________

Сроки апробации

__1 учебный год (1,09,2012-31,05,2013)_________________________________________________________

Количество учащихся  в классе (классах), где проводилась апробация

____21 человек_____________________________________________________________________

Результаты апробации

1. Оценка актуальности и значимости учебника (УМК) (с указанием основных особенностей, достоинств и недостатков, формирующих оценку) 

__ Образовательные, воспитательные и развивающие цели учебника позволяют

обеспечить создание условий для развития и совершенствования компетенций учащихся.

Теоретический материал представлен в нем в полном объёме, т.е. нет необходимости

работать с другими учебными пособиями. В учебнике

достаточное количество наглядных примеров, в том числе примеров решения задач,

вопросы после каждого параграфа точно ориентируют ученика на осмысление и

закрепление изученного материала.

Этот учебник содержит задания, способствующие формированию и развитию

навыков учащихся. Большое количество интересных заданий способствует

развитию познавательного интереса к предмету.______________________

2. Соответствие основным нормативным документам (учебному плану,
примерным программам, обязательному минимуму содержания образования
и пр.)

Концепция учебника соответствует закону «Об образовании», отражая основные

принципы развития системы образования. Этот учебник в полной мере сохраняет

государственную политику в области образования и общую направленность концепции

модернизации российского образования. Содержание учебника соответствует

федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

3. Соответствие основному назначению и возрастным
особенностям учащихся

 _УМК обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования_ 

4. Оценка педагогической эффективности

  1. Учебные достижения при обучении по данному учебнику (УМК) целом

___ не отличаются от результатов обучения по другим учебникам (УМК) ________________________

(не отличаются от результатов обучения по другим учебникам (УМК) / хуже обычных

_____________________________________________________________________________________

результатов/ лучше обычно достигаемых результатов)

  1. Основные отличия в результатах учебных достижений по сравнению с другими учебниками (УМК) состоят в следующем:

Реализуется процесс самообразования учащихся. Возможен дифференцированный и разноуровневый подход к обучению. Можно использовать исследовательский подход при изучении тем курса. Дидактический материал делает процесс обучения мотивирующим.

  1. Учебник (УМК) способствует самореализации учителя и повышению его профессионального уровня.

Это выражается включением педагогов в экспериментальную деятельность, расширение информационного поля педагогов, повышение методической компетентности учителей.

Учебник обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий

нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании математики  на основе проектно-поисково-исследовательской деятельности учащихся.

 Оценка образовательной целостности учебника (УМК): 

взаимосвязь компонентов УМК; полнота комплекта; достаточность его компонентов; нуждается ли апробируемый УМК в дополнительных компонентах, если да, то в каких именно, и т. д.

____ Структура учебников и всего УМК в целом базируется на системно-деятельном подходе. Наличие дополнительного учебного материала и соотношение обязательного и дополнительного содержания устраивает. Большое количество разноуровневого задания (для классного и домашнего задания). Рабочие тетради для учащихся содержат много заданий и упражнений (что позволяет не привлекать дополнительные дидактические материалы).

Выводы и предложения

Общий вывод об использовании в практике работы школы (с указанием типа образовательного учреждения, профиля учебного заведения, уровня подготовки учащихся и пр.).

__ Отличительные особенности апробируемого курса состоят в построении учебного  материала с учетом  психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости   предлагаемых тем и ситуаций общения  уровню восприятия  и интересам учащихся начальной школы, организации обучения    в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с  использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.________________________________________________

Основные предложения по доработке учебника (УМК) с указанием направлений доработки (при ответе на вопрос можно  ссылаться на разделы дневника апробации, , анкете и т.п.)

___ увеличить количество упражнений формирующих математическую культуру вычислений, желательно в каждой главе разработать устные упражнения различного характера, формирующие математическую культуру вычислений.

Дата  _____28 мая 2013 г____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование Математика 5-6 классы к учебникам А.Г.Мерзляк; В.Б. Полонский

Тематическое планирование Математика 5-6 классы к учебникам А.Г.Мерзляк; В.Б. Полонский(5 часов в неделю , всего 175 часов, 6 часов в неделю, всего 210 чосов)...

Контрольная работа №1 по алгебре. 8 класс по учебнику А Г. Мерзляка В.Б.Полонского

Контрольная работа №1  по алгебре. 8 класс по учебнику А Г. Мерзляка В.Б.Полонского...

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» по математике по учебнику А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир 5 класс

Разработка контрольной работы по математике для учащихся 5 класса с учетом пройденного материала...

Рабочая программа по математике для 5 класса по учебнику А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский

Программа рассчитана на 210 часов в год (6 часов в неделю). ФГОС...

Рабочая программа по математике 5-6 классы ФГОС по учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко

Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника "Математика 5 класс", "Математика 6 класс" авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. Р...

Контрольные работы для 5 класса по учебнику А.Г Мерзляк, В. Б. Полонский, М.С. Якир

Контрольные составлены по балловой системе и содержат задание на нахождение верных утверждений. Такая форма контрольной работы готовит обучающихся к сдаче ОГЭ....

Рабочая программа. Математика. 5 класс по учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

УМК: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика. 5 класс: учебник....