Рекомендации воспитателям по развитию связной речи детей
консультация по теме

Разумилова Надежда Ивановна

Данная публикация включает приемы активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания, а также алгоритмы построения повествовательного рассказа и текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_vospitatelyam.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям старших дошкольных групп и учителям младших классов.

Приемы  активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания:

  1. Иллюстрируют прочитанный рассказ, расположить их в последовательности протекания событий.
  2. Найти лишнюю картинку среди заданных картинок в соответствии с логикой событий.
  3. Найти «ошибки в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок.
  4. «Распутать две сюжетной канвы, состоящей из 2-х наборов картинок (вначале содержание картин должно носить контрастное содержание).
  5. Найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему. Эта игра подготавливает к развитию поисковой деятельности, направляет внимание на поиск языковых средств.
  6. Игра со стихотворениями «Нарисуй стихотворение».

- Сейчас я прочитаю стихотворение один раз.

«Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину –

Строит в заводи платину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора»

Вопросы: Что делает бобер? Зачем он это делает?  Можно ли нарисовать то, о чем говорится в стихотворении?

Во время рисования, можно обсудить любую тему, связанную со стихотворением.

Когда рисунок будет закончен, спросить:

Что нарисовал? Зачем строит платину? Почему бобра и плотину нарисовал так, а не иначе?

  1. Игра «Кто самый внимательный?»

Вывешивается две картины, дети 5 минут рассматривают, запоминают. По фрагменту, который видят в круглое отверстие 2 см. (можно  свернуть лист бумаги) должен узнать картину и рассказать ее содержание.

  1. Игра «Живые картинки».

Каждый ребенок «превращается» в одного из объектов на картине и потом разыгрывает сюжет картины.

  1. Драматизация сказок с использованием настольного театра.
  2. Выборочный рассказ по картине или пересказ (выделить из сюжета картины или текста) только то, что относится к данному поступку, объекту… .
  3.  Игра «Путешествие на машине времени».

Описать, что наблюдал, сделал до момента рассказа персонаж картины. Описать, что произошло после события, изображенного в рассказе или на картине.

13. Составить рассказ на основе личного опыта по аналогии с сюжетом картины, услышанного рассказа.

14. Рассказать по картине ( пересказать текст) и продолжить с добавлением  фактов, событий  из жизни героев.

15. При рассказывании по картине, пересказе подробно объяснить- что положительного и что отрицательного в названных явлениях.

16. Подобрать к картине (тексту)  отдельные предметные изображения и расположить их в последовательности изложения.

17. Разложить серию сюжетных картинок на столе. Познакомить детей с содержанием. Затем каждому  ребенку дать по 1 картине-эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а ребенок показывает соответствующую картину, а потом рассказывает свой фрагмент.

Алгоритм построения повествовательного рассказа.

Повествовательный текст отвечает на вопросы одно за другим. Для того, чтобы   Кто? Что делает? Где? Когда? Как?

  Действия протекают во времени, чередой, показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как  сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, ещё, уж и др..

Главная особенность повествования – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия.

В повествовании должно быть много глаголов.

Алгоритм  построения повествовательного текста.

  1. Начало действия

а) место

б) время

2. Развитие события

     а) сообщение о действующем лице

     б) особенности и порядок действий

3. Кульминация

4. Вывод

Требования к составленному рассказу

1.Законченность выражения мысли говорящего в рассказе.

2. Смысловая связь между частями рассказа.

3. Логическая лексико-грамматическая связь между предложениями рассказа (связь осуществляется с помощью местоимений, служебных слов, слов с обстоятельством значения).

4. Связь между словами предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

Взаимодействие родителей, учителя и воспитателя в развитии связной речи детей

Данные советы разработы в помощь родителям по развитию связной речи обучающихся с отклонениями в развитии. Обращается внимание на взаимодействие всех взрослых работающих с ребенков во время его нахожд...

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....