Главные вкладки

    Что такое кейс-технология
    статья по теме

    Тимкова  Ирина Николаевна

     Суть кейс-метода (Case study)  в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologiya_keys.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология кейс-стади (Case study)

     Суть кейс-метода (Case study)  в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

    Кейс – это:

    1. Кейс - это описание реальной ситуации.
    2. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).
    3. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
    4. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".
    5. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).

    Особенностью кейс метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.
    Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

    Материалы для создания кейса

    1. Проблемные реальные ситуации
    2. Интересные исторические факты
    3. Литературные источники

    Виды представления CASE

    1. Печатный CASE
    2. Мультимедиа CASE
    3. Видео CASE

    Объем CASE может быть различным - от нескольких предложений на одной странице ("западно-европейские" кейсы) до множества страниц ("американские" кейсы).

    Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у учащихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

    Кейс метод обучение предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся, дидактические и информационные материалы.

    Некоторые специалисты выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:

    1. Источник

    Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.

    2. Процесс отбора Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным.

    3. Содержание 

    Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.

    4. Проверка в классе

    Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учащихся (другого класса, другой программы обучения). Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.

    5. Процесс устаревания

    Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно".

    Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня.

    В профильном обучении кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения:

    1. в процессе обучения;
    2. в процессе контроля.

    Сценарий организации занятий:

    1. Подготовительный этап.

    Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока  в системе предмета,  задачи урока

    2. Ознакомительный этап.

    На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

    1. Введение в ситуацию.
    2. Описание ситуации.
    3. Информационный материал.
    4. Глоссарий.

    3. Основной (аналитический) этап.

    1. Вступительное слово учителя;
    2. распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);
    3. организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
    4. первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
    5. второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

    4. Итоговый этап.

    1. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
    2. обобщающее выступление учителя –  анализ ситуации;
    3. оценивание учителем учащихся.

    Варианты кейсов естественно-научного направления

    1. Вариант кейса для 10 класса

    Знаменитый пароход "Титаник" затонул в 1912 г. недалеко от Ньюфаундленда. После того, как в 1985 году были обнаружены два куска его корпуса, лежащие на илистом дне на глубине около 3800 м среди поля обломков, в этом районе было проведено множество спусков глубоководных аппаратов с наблюдателями. Одним из результатов этих спусков было появление научной статьи с заголовком "Влияние корпуса "Титаника" на состав и распределение донной фауны".

     

                   Задание:

    Попробуйте спрогнозировать основные результаты, описанные в этой статье.

    2. Вариант кейса для 10 класса

    Желая завалить на экзамене по зоологии несимпатичного ему студента, старший преподаватель Желчный выдал ему тушку небольшого млекопитающего, у которой отсутствовали шкурка, голова и кисти лап. Студенту было предложено установить, какой образ жизни оно вело и в каких биотопах могло встречаться. По счастью, в этот день работали практически все лаборатории университета, в которые студент имел доступ»

                    Задание:

    Как Вы думаете, может ли студент избежать двойки? Какие признаки Вы бы стали анализировать, оказавшись в такой ситуации?

    3. Вариант кейса для 11 класса

    Руководитель Краснобобрского отделения "Гринпис" А. М. Чебурков узнал, что через лес у д. Красные Бобры собираются проложить автостраду. Он немедленно отправил во все инстанции письма, что этого делать нельзя, т.к. лес этот заповедный и его не рубили со времён царя Гороха. Однако чиновники из Управления дорожного строительства отвечали, что отсутствие в лесу пней ещё ничего не значит, а никаких бумаг на этот счёт нет. Действительно, выяснилось, что в областном архиве соответствующие документы непонятным образом исчезли. Однако А. М. Чебуркову всё же удалось добиться создания специальной комиссии для того, чтобы разобраться в проблеме. Руководителем комиссии назначили Вас.

                   Задание:

     Как же проверить, действительно ли лес у д. Красные Бобры со времён царя Гороха (т.е. не менее 500 лет) не подвергался вырубке?

    4. Вариант кейса для 11 класса

    Смирнов Виталий Петрович давно мечтал о небольшом дачном участке. Купив участок земли недалеко от города, ему стало ужасно интересно, какие животные и растения жили на этом участке прежде.  Он  обратился за советом к своему школьному товарищу – Волкову Михаилу Ивановичу – доктору биологических наук. Михаил Иванович вначале удивился необычной просьбе друга, но затем задал один уточняющий  вопрос, на который Виталий Петрович не смог ответить. Тогда Михаил Иванович  предложил     «пытливому» землевладельцу несколько способов, позволяющих удовлетворить его любопытство».

                Задание:

    1. Какой вопрос задал Михаил Иванович Виталию Петровичу?

    2.   Какие способы исследования дачного участка предложил Михаил Иванович своему школьному товарищу?

    Вариант кейса для 11 класса

    Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.

    -Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной  клетки.

    Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».

             Задание:

    1. Могут ли это быть грибы?
    2. А другие организмы?
    3. Предложите способы, с помощью которых можно было бы выяснить природу этого налёта.


    Примеры кейсов (открытых вопросов)

    Кейсы для административного персонала

    • Посетитель пришел на переговоры к одному из руководителей на 15 мин. раньше назначенного времени. Ваши действия. Обоснуйте.
    • Посетитель, которому назначена встреча одним из руководителей компании, ждет уже 5 мин. В этот момент руководитель сообщает Вам по телефону, что будет на месте только через 15 мин. Ваши действия.
    • Представьте себе, что Вам нужно выбрать оптимального поставщика канцелярских товаров для компании. Опишите свои действия и то, каким образом Вы будете принимать решение.
    • Одна из Ваших задач - фильтрация звонков, поступающих Вашему руководителю, как Вы будете это делать?
    • Одновременно Вас просят о каких-то действиях (которые входят в Ваши обязанности) два разных сотрудника. Параллельно делать это невозможно, а оба просят сделать это как можно быстрее. Ваши действия (дайте ответ, исходя из разных ситуаций: равные / не равные по иерархии в компании, действительно срочная задача / пожелание сотрудника).
    • Ваша задача - выбрать компанию-провайдера и организовать обеды в офисе, Ваши действия.
    • Вам необходимо сообщить руководителю о том, что заказанные для клиента подарки будут на 2 дня позже (это не Ваша вина). Как Вы это сделаете?
    • Телефонные звонки звучат одновременно. Ваши действия?
    • Вы офис-менеджер и набираете персонал в секретариат. Ваши действия. Каковы будут 3-4 требования к будущим сотрудникам?

    Кейсы для HR-менеджеров

    • Вам необходимо осуществить подбор кандидатов на несколько открытых вакансий. Какие пути поиска Вы выберите и почему?
    • Два кандидата в ходе конкурса показали одинаковый уровень профессиональных навыков, сопоставимый опыт и образование. По каким критериям Вы будете выбирать того, кто станет членом Вашего коллектива?
    • Вы знаете, что в одном из отделов компании, где Вы работаете, имеет место вялотекущий конфликт между руководителем и одним из сотрудников. Ваши действия.
    • Один из кандидатов на вакантную позицию является слишком квалифицированным. Каковы плюсы и минусы данной ситуации? Ваши действия.
    • Вы понимаете, что очень интересный кандидат для Вашей компании, на самом деле заинтересован в другого рода работе (компании, корпоративной культуре). Однако, у Вас есть все возможности убедить его прийти к Вам. Как Вы поступите в данной ситуации?
    • Каким образом Вы сможете определить основные факторы, мотивирующие кандидата?
    • Определите ключевые компетенции профиля должности менеджера по продажам терминалов.
    • В Вашей компании принято решение о введении новой дополнительной отчетности для торговых представителей. Предложите шаги по ее внедрению с тем, чтобы добиться максимально позитивного восприятия.

    Кейсы для менеджеров по продажам

    • Как Вы определите при первой встрече, перспективен ли клиент?
    • Клиент предъявляет претензию по срокам поставок в ситуации, когда они действительно были нарушены, но Вы за эти сроки ответственности не несете. Ваши действия.
    • Каким образом вы можете получить обратную связь от клиента? Какой путь самый достоверный?
    • Каким образом Вы определите, о чем необходимо говорить в презентации продукта для клиента?
    • Что важнее при общении: вербальное или невербальное восприятие?
    • Сформулируйте и обоснуйте структуру переговоров.
    • Назовите как можно больше способов завершения продажи.
    • Что важнее при продаже: говорить или слушать?
    • В каких случаях не важна маржинальная прибыль, а важен объем продаж?
    • Клиент говорит: «Это дорого!». Почему он это говорит? Назовите как можно больше вариантов.
    • Назовите этапы продажи.
    • Назовите методы работы с возражениями.
    • Продайте мне...

    Кейсы на понимание мотивации соискателя

    • В какой компании для Вас было бы комфортно работать?
    • Как Вы думаете, что такое идеальный работодатель?
    • Как Вы думаете, что важнее материальная или нематериальная стимуляция?
    • Каким должен быть идеальный работник?
    • Почему некоторые сотрудники перестают качественно выполнять свою работу?
    • За что необходимо поощрять сотрудника?
    • Опишите идеальный для Вас коллектив.
    • Как Вы думаете, у менеджера по продажам заработная плата должна состоять из: а) оклада, б)оклада и %, в) %
    • Что для Вас самое главное в работе?
    • Расскажите об идеальном рабочем дне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

    Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

    Вариант урока с использованием кейс технологии.

    1.Прогнозная задача .Предполагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений. 2Учебный мозговой штурм по теме Электролиз. Создание банка идей .Анализ...

    Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

    Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

    Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

    В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

    Использование кейс-технологий на уроках технологии

    Методическая разработка поможет учителям технологии в работе на уроках...