Особенности работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме

В статье рассматриваются особенности работы с одапренными детьми. Материл использовался при выступлении на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

 

                                    ПИЛА Л.В., учитель МБОУ СОШ №5

   Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей  каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Основой учебно-воспитательного процесса в данном случае становится личностно-ориентированный подход, позволяющий  уделять большее внимание как слабоуспевающим ученикам, так и одаренным .

     Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    В этом определении содержатся три характеристики:

    1. Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности (например, умственных способностей для интеллектуального типа одаренности).

   2. Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).

   3. Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).

     Все вышеуказанные характеристики являются необходимыми, одаренности не существует, если нет хотя бы одной из этих характеристик.

      Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

      Выделяют три категории одаренных детей:

      1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

       2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.

       3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

     На  практике учителя опираются  на следующие концептуальные подходы к выявлению, обучению и развитию одаренных детей:

1. Концепция возрастного подхода к феноменам интеллектуальной одаренности (Н.С. Лейтес).

2. Подход к одаренности как к проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин).

3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева в контексте развития идей Л.С.Выготского).

4. Экопсихологический подход к развитию одаренности, предполагающий создание образовательной сферы развивающего (творческого) типа.

5. Психодидактический подход к обучению и развитию детей в условиях массовой общеобразовательной школы (центр комплексного формирования личности РАО).

     Количество работ, посвященных работе с одаренными детьми, возрастает в геометрической (!) прогрессии, однако, при этом никак не уменьшается их противоречивость и несогласованность.

     В большинстве случаев внимание исследователей и практиков обращено к проблемам диагностики: как выявить одаренных ребенка, не пропустив при этом творчески одаренных, как, наконец, развивать одаренность такого ребенка т.д. И главным моментом, на мой взгляд, является четкая постановки цели работы с одаренными детьми. Во многих случаях работа с одаренными детьми является малоэффективной именно в силу недостаточно корректной постановки целей работы с одаренными детьми. Нет никакого сомнения в том, что неверно или даже неточно определенная цель фактически уничтожает эффект любой работы, как бы тщательно она ни производилась.

      Какова же главная цель работы с одаренными детьми?

     Она заключается в формулировании и разработке такого психолого-педагогического метода, который, учитывая все особенности личности и обстоятельств развития одаренных школьников, решал бы, прежде всего проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности. В принципе это задача психолого-педагогической работы с каждым ребенком, но только для одаренных детей эта проблема выносится на передний план работы, становится главным условием эффективности работы школы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Проблемы одаренных детей.

 1. Навыки саморегуляции – это первая (и, пожалуй, главная проблема одаренных). Следует отметить, что те или иные проблемы с формированием волевых привычек есть у большинства детей. Однако у одаренных детей это усугубляется особой ситуацией развития, в которой основной их деятельностью является любимый ими, практически не требующий у них волевой регуляции умственный труд.

   2.Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, также направленная прежде всего на передачу опыта, приобщение ребенка к знаниям, накопленным человечеством. Не стоит удивляться, что способность одаренного ребенка к глубокому, прочному, качественному усвоению знаний именно в школе встречается с восторженным отношением. В силу этого и некоторых других причин одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение. По данным ряда психологов, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям профессиональной самореализации. Таким образом, вторая проблема особо одаренных – креативность.

   3. Особо одаренные дети испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Особенно заметно у многих исключительно одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума.В целом, видимо, можно говорить о социальной дезадаптивности детей с исключительными проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Именно потому, как показывает опыт работы с такими детьми, эти дети заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска. Социальные связи – это третья проблема одаренных.

   4.  И, наконец, особую проблему этих детей составляют трудности профессионального самоопределения - специализации способностей.

Таким образом, в целом значительная часть этих учащихся испытывает значительные трудности в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что, в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний. Лишь небольшая часть этих школьников впоследствии оправдывает возлагающиеся на них надежды, в достаточной степени реализует себя в творческой профессиональной деятельности. Именно это и привело к грустной шутке, что у одаренных детей все их будущее - в прошлом.        

Основные формы работы с одаренными детьми.

На мой взгляд, возможно выделение различных классификаций форм работы с одаренными людьми.

1) По формам организации работы:

-индивидуальная работа;

-написание эссе;

-конкурсы эрудитов по направлению одаренности;

-олимпиады;

-занятия: лекции, семинары, тренинги;

-деловые, психологические и интеллектуальные игры;

-научные конференции и предметные олимпиады;

-проектная деятельность;

-конкурсы;

-«круглые столы»;

-работа в библиотеках с источниками;

-экскурсии.

2) По количественному составу:

- групповая,

- индивидуальная,

-специализированные школы;

-занятия в рамках загородных образовательных лагерей, летних и зимних школ.

3) По

- индивидуальные образовательные программы учреждений дополнительного образования по работе с одарёнными детьми;

- факультативные курсы, кружки и элективные курсы;

- школьные научные общества;

- районные и областные олимпиады школьников;

-участие в заочных олимпиадах и конкурсах ;

- научные конференции.

Основные направления деятельности

I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.

II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей само ценным.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся – старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Ожидаемые результаты.

     1. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

      2.Издание исследовательских работ учащихся.

      3.Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».

      4.Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.

       5.Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Трудности работы:

  1. Одаренных детей единицы в городе!
  2. Отсутствие работы в данном направлении со стороны психолога. И учителей начальных классов.
  3. Отсутствие городской программы и городского центра по работе с одаренными детьми.
  4. Работа на чистом энтузиазме, без материального поощрения.
  5. Администрация школы не выделяет часов для работы с такими детьми в рамках школьного компонента , факультативных  и кружковых занятий.  

 

 

 

.

 

                

.

.

                    

        

 

 

                        

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....

Исследование особенностей работы с одаренными детьми в сельской местности

Опыт работы с одаренными детьми в сельской местности...

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Особенности работы с одаренными детьми.

Особенности выявления и работы с одаренными детьми....

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...