Формирование гражданственности учащихся на уроках
учебно-методический материал по теме

Формирование гражданственности учащихся на уроках 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся.

В чем же сущность и содержание гражданского и патриотического воспитания?

Воспитать гражданина – значит подготовить молодого человека к участию в решении текущих и перспективных задач государства, к управлению делами, экономикой страны, выполнению функции хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины и в конечном счете – к участию в сознательной и активной преобразующей деятельности.

Стержнем, основой гражданского воспитания являются правовое и патриотическое воспитание.

Правовое воспитание направлено на то, чтобы прививать молодежи правовую культуру, которая включает в себя:

  1. знание правовых норм;
  2. умение использовать нормы права в интересах своих и интересах других граждан и организаций;

Патриотом всегда называли того человека, который готов посвятить свою жизнь служению Родине и защите ее.

Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Таким образом, гражданское, правовое, патриотическое воспитание – важные направления воспитания молодого человека – строителя демократического и гражданского общества.

К. Гельвеций говорил: «В юности у человека зарождаются возвышенные мысли, которые должны впоследствии сделать его знаменитым».

В.Г. Белинский подчеркивал: «Юность дается человеку только раз в жизни, и в юности каждый доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному…»

С развалом СССР прекратила свое существование действующая система гражданского и патриотического воспитания, особенно молодежи. Школа перестала воспитывать. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Образовавшаяся в результате  этого некая пустота стала быстро заполняться мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, насилие, жестокость, наркоманию и многие другие.

Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.

В Российской Федерации работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется, а в последние годы внимание к нему усиливается. Примером является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 гг.» (от 5 октября 2010 г.), отражающее отношение государства к текущему состоянию данной проблемы. Однако проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников посвящено небольшое число теоретико-аналитических работ, что значительно актуализирует проблему гражданского воспитания школьников в условиях муниципальной системы образования.

        Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы гражданско-патриотического воспитания школьников позволила нам определить проблему исследования: каков педагогический потенциал внедрения метапредметных компетенций в процесс гражданско-патриотического воспитания?

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование гражданственности учащихся на основе развития метапредметных компетенций»

Цель исследования: выявить педагогический потенциал введения метапредметных компетенций и экспериментально апробировать программу гражданско-патриотического воспитания.

Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие  метапредметных компетенций учащихся повысит уровень формирования  гражданственности в целом.

Задачи:

1. изучить имеющийся опыт формирования гражданственности у учащихся;

2. разработать формы и методы приобщения учащихся к проектной деятельности как одному из элементов развития метапредметности;

3. осуществить экспериментальную проверку эффективности внедрения метапредметных компетенций в систему гражданско-патриотического воспитания.

Научная новизна исследования:

- разработана стратегия гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях перехода к стандартам второго поколения;

Практическая значимость исследования:

- состоит в том, что программа, разрабатываемая нами, может быть использована учителями-предметниками, классными руководителями, зам.директора по НМР.

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетенция – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Ключевые компетенции отечественного образования:

Учебно-познавательные компетенции: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 

Информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, владение современными средствами и информационными технологиями (интернет, электронная почта, аудио- и видеозапись).

Коммуникативные компетенции: навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Социально-трудовые компетенции: выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, члена семьи.

Метапредметность же это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. 

Метапредметные компетенции – это то, что является общим для всех групп компетенций, для любого учебного предмета: умение пользоваться необходимой информацией, владение современными информационными технологиями и выполнение различных социальных ролей – члена семьи, ученика, гражданина.

Согласно стандартам второго поколения, школа выполняет социальный заказ общества – формирование социально активной личности, способной успешно действовать в нынешних реалиях.

Таким образом, возвращаясь к теме нашего исследования, мы делаем вывод, что развивая у учащихся различные компетенции, тем самым мы способствуем приобретению учащимися социального опыта, социальной позиции, подготавливаем к выполнению социальной роли гражданина.

Наше исследование предполагает поэтапное решение проблем, связанных с нашей темой.

Одна из проблем, над которой мы начали работу – это отношение общества, а в данном конкретном случае учеников МБОУ СОШ № 8, к службе в армии. Мы провели социологический опрос среди учеников нашей школы. И учащимися на основе опроса был сделан вывод, что среди учеников 9-11 классов (63 ученика) 45 % против службы в армии, 10 % воздержались, а 45 %, соответственно, за службу в армии.

Впоследствии, я предложил ученикам 10 класса, классным руководителем которого являюсь, заняться исследовательской деятельностью по освещению среди учащихся СОШ № 8 им. Номто Очирова подвигов выпускников данной школы в военных действиях.

Была создана инициативная группа.

Практическая часть нашего проекта началась с того, что мы решили собрать материал об учениках нашей школы – участниках локальных конфликтов.

Ученикам проще сравнить себя с выпускниками 90-х гг., поставить себя на их место, почувствовать некоторую сопричастность их подвигам.

        Через исследовательскую деятельность ученики невольно ставят себя на место ветеранов, примеряют на себя их роли, спрашивают себя, готовы ли они поступить также, готовы ли с честью отдать воинский долг своей Родине, продолжить преемственность поколений.

Данная работа проводилась до меня, но я вместе с учащимися решил продолжить исследовательскую поисковую работу с целью донести информацию до учеников нашей школы. В ходе данной работы дети самостоятельно добывали информацию, привлекая к этому своих родителей и старшее поколение. Были проведены классные часы, открытое общешкольное мероприятие «Служили два товарища». На мой взгляд, все это оставило свой след в сознании детей.

Итогом нашей с учениками деятельности стало установление в школе мемориальной доски, посвященной выпускникам нашей школы – кавалерам ордена Мужества Ракович Андрею Евгеньевичу и высшего ордена Союза казаков России – «За веру, Волю и Отечество» Луговенко Андрею Сергеевичу.

После завершения данного этапа работы, мною было проведено повторное анкетирование учащихся 9-11 классов по отношению к службе в армии, которой показало качественное и количественное изменение - 25 % против службы в армии, 10 % воздержались, а 65 %, соответственно, за службу в армии.

Результат анкетирования показал необходимость дальнейших мероприятий по данному направлению.

        Следующим этапом стала разработка программы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учеников МБОУ «СОШ № 8 им. Номто Очирова».

Данная программа должна включать в себя деятельность учеников по трем направлениям: духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и спортивно-оздоровительному.

И, таким образом, возвращаясь к теме исследования, мы приходим к выводу, что привлекая учеников к различным видам активной деятельности – проектной, исследовательской, поисковой, тем самым мы способствуем развитию метапредметных компетенций.

А развитие  метапредметных компетенций учащихся, в свою очередь, повысит уровень формирования  гражданственности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданственности учащихся на уроках химии

Формирование гражданственности учащихся на уроках химии...

Формирование самооценки учащихся на уроках математики и физики

Перед  учителем стоит задача не только дать знания учащимся , но и развития их как личность.На разных этапах урока нужно дать понятия самопознания, самоанализа, самоконтроля, которые направляют р...

формирование успеха учащихся на уроках физики

Выступление на тематическом МО...

Формирование личности учащихся на уроках технологии

В статье отражено варианты применения педагогической технологии сотруднечества на уроках технологии...

Презентация к докладу "Формирование УУД учащихся на уроках литературы"

Презентация к докладу "Формирование УУД учащихся на уроках литературы" отражает пути и способы развития УУД на уроках литературы....