Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся
статья по теме

Ряснянская Наталья Алексеевна

Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

 Порфолио  как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся

ГОБУ СПО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

заместитель директора по методической работе Ряснянская Наталья Алексеевна

            Одним из важнейших  направлений  по совершенствованию профессионального образования является  внедрение ФГОС СПО, в которых большое внимание уделяется формированию у обучающихся ключевых компетенций.  Компетенции – это  способность субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определённых полномочий.

В образовательном стандарте компетенции  выступает в качестве:

  • единой цели, позволяет структурировать содержание;
  • элемента содержания образования, позволяет построить гибкую образовательную программу;
  • целевого ориентира выбора педагогом образовательных технологий;
  • предмета оценивания образовательных достижений обучающегося.


          Ключевые компетенции – это общие, универсальные компетенции, которые способствуют достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическом пространстве. В ходе  учебного  процесса педагоги активно используют    информационные и коммуникационные технологии,  обеспечивающие условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
         Решающая роль в осуществлении информатизации образования принадлежит  педагогу. В настоящее время имеется уже немало педагогических исследований, направленных на более глубокое изучение результатов внедрения в учебный процесс  ФГОС СПО. Работа в условиях новых стандартов показала необходимость научить обучающихся как можно более активно использовать свои возможности для получения знаний, развития своих творческих способностей, овладения общими и профессиональными компетенциями в результате самостоятельной работы.                      Самостоятельная работа обучающихся предусматривает различные виды деятельности, в том числе и по формированию комплекса результатов своей деятельности - портфолио.

          В настоящее время в Лискинском аграрно-технологическом техникуме формируется единая  комплексная система, позволяющая оценивать качество образования по всем его показателям, связанным как с образовательными достижениями обучающихся, так и с условиями и формами организации образовательного процесса.
         Портфолио рассматривается как наиболее целесообразная технология, позволяющая получить интегральную оценку, суммарный образовательный результат, отражающий достижения каждого конкретного студента, продвижение по индивидуальной образовательной траектории. В частности, технология портфолио позволяет подойти к решению проблемы оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся
.
Портфолио предназначено для оказания помощи студентам по выработке позитивного отношения к самому себе, формированию устойчивого интереса к развитию ключевых компетенций таких как: работа с профессионально ориентированной литературой, организация профессиональных коммуникаций, проектирование профессиональной карьеры и осуществление социально-пофессионального саморазвития.
 Цель создания портфолио состоит в следующем:
- способствовать формированию ценностных ориентаций личности через рефлексию и анализ своей деятельности посредством создания и внедрения основных направлений, формирующей  портфолио студентами при минимальном знакомстве с информационными технологиями.
Задачи создания портфолио:
 

  • обеспечение отслеживания индивидуального прогресса студента;
  • поддержание высокой учебной и когнитивной мотивации студентов;
  • расширение возможности для самореализации и самообучения;
    развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
  • формирование умения ставить цели собственной деятельности;
    предоставление отчета по саморазвитию;
  • демонстрация собственных способностей;
  • формирование устойчивых навыков использования информационных технологий,


        Многие студенты понимают значимость создания портфолио, но нет системного подхода к данному виду деятельности. В настоящее время много говорится о построении и апробации моделей «портфолио» выпускников. Обсуждаются различные варианты построения образовательного рейтинга, составляющей которого является индивидуальная накопительная оценка – «портфолио». На занятиях по информатике мы рассматриваем возможности представления портфолио на основе использования информационных технологий, таких как стандартный пакет программ Microsoft Office.
       Студенты, покидая образовательное учреждение, получают на руки диплом, отражающие только уровень овладения различными учебными дисциплинами, но, ни как не характеризующие их как личности. Согласно стратегическому направлению развития системы образования интеграция современных информационно-коммуникационных технологий, дает новый импульс образованию XXI века.
        Изучая технологию создания портфолио на занятиях информатики, студент сам потом, на протяжении всех лет обучения в техникуме вносит в портфолио именно ту информацию, которая характеризует его, по его мнению, с лучшей стороны. При этом происходит формирование позитивного отношения к самому себе, появляется возможность оценить уровень своих достижений.
Внедрение системы создания  портфолио позволит получить информацию о каждом студенте, реализованную им самим в творческой форме.

Портфолио студента
может содержать следующую информацию:

  • Общая информация об обучающемся (ФИО, дата рождения, фотография)
  • Текстовая информация (сочинения, статьи, рефераты, курсовые, и т. п.)
  • Графическая информация (отсканированные и выполненные при помощи компьютера рисунки, фотографии, чертежи, схемы, грамоты, дипломы и т.д.)
  • Видеоинформация
  • Информация о проектах, выполненных студентом (информация о сформированнности основных ключевых компетентностей).

         Работая в данном направлении, можно говорить, что деятельность студентов по созданию  портфолио содержит следующие компоненты деятельности: сбор информации, ее анализ, оценивание и представление информации, что составляет образовательную деятельность, которая позволит студентам достичь следующих результатов:

  • применять информационные технологии в организации деятельности;
  • получать, анализировать, обрабатывать и предоставлять профессионально-ориентированную информацию;
  • определять цели, вырабатывать стратегию и находить методы, средства и формы профессионального общения;
  • овладевать навыками построения плана карьерного роста и жизненных планов, оценки собственных возможностей, способностей с точки зрения профессиональных притязаний;
  • овладевать навыками самонаблюдения, самодиагностики и рефлексии.
  • использовать методы целеполагания, такие как самоанализ, самооценка, самокритика.

               Таким образом, создание портфолио студента является неотъемлемой частью современного информационно-образовательного пространства образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект

Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Статья  показывает как  метод проектов (на примере реализации социального проекта обучающимися школы)  способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.....

"Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов"

Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование интерактивных форм и методов...

Мастер-класс на тему: "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"

Методический урок для учителей. Представляю вашему вниманию разработку и презентацию мастер-класса "Использование метода проектов для формирования ключевых компетенций обучающихся"....