Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ
методическая разработка по теме

Калиновская Наталия Алексеевна

Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ в играх и упражнениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ в играх и упражнениях в условиях перехода к ФГОС

Система образования сегодня претерпевает значительные перемены. Главная задача современной системы образования – подготовка специалиста, обладающего не только предметными и профессиональными компетенциями, но и личностными, позволяющими успешно ориентироваться в изменяющейся социальной ситуации, адекватно реагировать на запросы и потребности времени, мобильно встраиваться в различные профессиональные сообщества. Решение данной задачи невозможно без существенных изменений в школьном образовании, требующихся уже на первой ступени школьного обучения.

 В 2009г. был введён новый образовательный Стандарт образования. Одним из ключевых положений его концепции, это формирование универсальных учебных действий у обучающихся. Новый образовательный стандарт ставит перед современной школой вопрос о формировании таких компетенций, которые позволят выпускнику успешно адаптироваться в изменяющемся социуме. К ним относятся: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самоусовершенствования.        

Стандарт второго поколения выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Все вместе они обеспечивают формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться. Степень их сформированности влияет не только на результативность образования, но и на процесс социализации, а также на развитие личности в целом.

Формировать успешность необходимо с первых дней обучения. Для этого необходимо развитие таких компетенций, как коммуникативная, учебно- познавательная и социальная. Однако формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций зачастую осложняются имеющимися у детей нарушениями  речи. Без целенаправленной, систематизированной специализированной помощи и поддержки таким детям сложно адаптироваться в обществе. У них не только снижается уровень самооценки, возникают сложности в обучении, но и затрудняется формирование успешности в целом.

Коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с концепцией нового ФГОС обеспечивают возможность научиться слушать, слышать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать при сотрудничестве и общении партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

        Речевое общение следует рассматривать как совокупность языковой и коммуникативной составляющих. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются различные игры и упражнения, подобранные по теме занятия.

Игры и упражнения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Инструкция, содержание  игры

«Эхо»

Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания.

Формирование полноценного восприятия высказывания

  1. Послушай и повтори отраженно слоги, слова, фразы.
  2. Послушай слово и повтори последний слог (ударный слог, ударный гласный).
  3. Послушай предложение и  повтори последнее слово или любое заданное по порядку.
  4. Послушай текст. Запомни и назови предметы одежды (фрукты, овощи,…) или слова с заданным звуком.

«Слушаем, говорим, пишем»

Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания.

Формирование полноценного восприятия высказывания

  1. Прослушай слоговую дорожку, повтори, запиши по памяти.
  2. Прослушай ряд слов, повтори, запиши по памяти.

«Наоборот»

Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания.

Формирование полноценного восприятия высказывания

  1. Замени в словах первый (последний) звук на заданный. Например: первый звук на (б): саки- банки, кочки- бочки.
  2. Измени место ударения в слове: замок- замок, полки- полки, кружки- кружки.
  3. Замени в словах (ш) на (ж) (работа с парными гласными и согласными звуками, акустически близкими).
  4. Замени последний твёрдый (первый, третий в слове) звук на парный мягкий (был-быль, банка- банька, был- бил).

«Хлопни в ладоши»

Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания.

Формирование полноценного восприятия высказывания

      1.  Хлопни в ладоши, если услышишь в слове                                                       заданный звук.                    

«На ком оборвется?»

Цель: Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, внимания.

Формирование умения слушать и слышать друг друга

Запомни и повтори все слова, которые услышал.

Один ребенок называет слово, второй повторяет это слово и называет своё, не связанное с первым по смыслу. Следующий ребенок повторяет первое слово, второе и добавляет своё и т.д.

«Исправь Незнайку»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Обучение пониманию смысла предложения

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

Помоги Незнайке. Скажи правильно: «Папа ушла на работу». Какое слово Незнайка перепутал: «Жучка будку не доела. Неохота, надоело». Найди ошибку в предложении и исправь её: «Коза принесла корм девочке».

«Живые звуки»

Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов

Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

По полученным буквенным карточкам встаньте по порядку так, чтобы из ваших букв получилось слово. Поменяйтесь местами так, чтобы из ваших слов получилось  другое слово.

«Составь слово»

Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов

Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

По буквенным карточкам или буквам (по одной у каждого) составьте как можно больше слов.

«Наборщик»

Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов

Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

По буквенным карточкам или буквам (по одной у каждого) составьте слово из ваших букв.

«Доскажи словечко»

Цель: Формирование звукового анализа и синтеза слов

Формирование умения планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

Кто-либо из детей или логопед называет слог или часть слова. Другой ребёнок добавляет слог или несколько слогов так, чтобы получилось слово.

«Добавь предлог»

Цель: Развитие умения понимать и правильно употреблять в речи предлоги

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

Послушай предложение и добавь в него недостающее слово: «Лиса идет… своими лисятами».

«Подружи слова»

Цель: Развитие умения устанавливать связь слов в предложении

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

Подружи слова так, чтобы получилось предложение: «Мама, варить, компот».

«Чего не стало»

Цель: Развитие внимания и зрительной памяти, согласование

Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться

Рассмотри картинки, запомни их, затем закрой глаза. Одна из картинок убирается. Открой глаза и скажи чего не стало. («синего автобуса»)

«Что изменилось»

Цель: Развитие внимания и зрительной памяти, согласование

Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться

Рассмотри картинки, запомни их, затем закрой глаза.

Несколько картинок поменяли местами. Открой глаза и скажи, что изменилось.

«Найди пару»

Цель: Развитие фонематического слуха

Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться

Подбери к своей картинке пару по заданному признаку. (рубашка-ромашка)

«Найди предметы, которые называются одинаково»

Цель: Развитие лексики, ознакомление с многозначностью слов

Формирование умения взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться

Найди предмет, который называется так же, но обозначает другой предмет.

«Добрые слова»

Цель: Обогащение словарного запаса

Формирование умения уважать в сотрудничестве и общении партнера и самого себя

Подбери синонимы к заданному слову из ряда предложенных.

«Назови ласково»

Цель: Обогащение словарного запаса

Формирование умения уважать в сотрудничестве и общении партнера и самого себя

Назови ласково предметы, имена.

Придумывание диалога к сюжетной картинке

Цель: Формирование диалогической формы речи

Развитие диалогической формы речи.

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

По сюжетной картинке придумай диалог между героями.

Разыгрывание ситуации общения

Цель: Формирование диалогической формы речи

Развитие диалогической формы речи.

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

Придумай диалог между героями.

«Проблемная ситуация»

Цель: Формирование диалогической формы речи

Развитие диалогической формы речи.

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

Детям предъявляется проблемная ситуация. Задача детей: инсценировать диалог, в котором они будут стараться аргументировано отстаивать свою позицию.

Интервью

Цель: Формирование диалогической формы речи

Развитие диалогической формы речи.

Формирование умения правильно выражать свои мысли в речи

Возьми интервью у товарища.

«Четвёртый лишний»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рассмотри картинки и назови их. Три картинки подходят друг к другу и их можно назвать одним словом. Одна картинка не подходит к ним. Она лишняя. Назови ее и объясни, почему она лишняя.

«Сравни»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Назови предметы по картинкам. Скажи, чем они похожи, чем различаются.

«Что общего»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Назови предметы по картинкам. Скажи, что в них общего.

«Найди семью»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Раздели предметы по группам (от 2 до 5). Назови каждую группу одним словом. (деление слов по лексическим группам)

«Цепочки»

Цель: Обучение умению устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями

Формирование умения передавать конкретное содержание

Собери цепочку из четырёх карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Составь рассказ по картинкам.

«Найди главные слова»

Цель: Обучение умению находить основу предложения

Формирование умения передавать конкретное содержание

Прослушай предложение и найди главные слова: «Солнышко ярко светит».

«Лишние слова»

Цель: Обучение умению понимать смысловую законченность предложения

Формирование умения передавать конкретное содержание

Прослушай предложение и скажи, какое слово в нем лишнее. Произнеси предложение правильно.

Составление текста из отдельных предложений

Цель: Обучение умению составлять текст из данных в нарушенной последовательности предложений

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения передавать содержание

Прочитай текст и ответь, о чем в нем говорится. Связаны ли предложения по смыслу? Расположены ли предложения по порядку? Какое предложение первое, второе, третье, четвертое?

Работа с не пунктированным текстом

Цель: Обучение умению делить текст на предложения

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения передавать содержание

Прочитай текст и скажи, о чём в нём говорится. Чего в нём не хватает? Расставь знаки препинания. О чём говорится в первом предложении, во втором, третьем, четвёртом?

Составление рассказа по серии картинок

Цель: Формирование умения определять последовательность событий по серии картинок и составлять связный рассказ с опорой на них

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения передавать содержание

Рассмотри картинки и скажи, что на них изображено. Если правильно разложишь по порядку, сможешь составить рассказ.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Цель: Формирование умения видеть все детали, придумывать сюжет, подходящий по смыслу к данной картинке, и составлять связный рассказ по ней

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения передавать содержание

Рассмотри картинку и скажи что на ней изображено. (Логопед направляет внимание ребенка на детали, которые он упустил.) Придумай рассказ обо всем, что ты здесь увидел.

Составление рассказа с опорой на слова

Цель: Развитие умения обобщать ситуации, находить взаимосвязь между предметами и явлениями, составлять творческий связный рассказ

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения передавать содержание

Прочитай слова. Есть ли тут непонятные слова? Составь рассказ,  используя эти слова. (Логопед помогает ребенку серией наводящих вопросов установить взаимосвязь между словами.)

Составление рассказа с опорой на предметные картинки

Цель: Развитие умения обобщать ситуации, находить взаимосвязь между предметами и явлениями, составлять творческий связный рассказ

Развитие монологической формы речи.

Формирование умения передавать содержание

Рассмотри картинки и составь по ним рассказ сначала по первой картинке. Подумай, как вторая картинка может быть связана с первой, а третья со второй и первой? Как продолжит историю четвертая картинка?

«Четвёртый лишний»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рассмотри картинки и назови их. Три картинки подходят друг к другу и их можно назвать одним словом. Одна картинка не подходит к ним. Она лишняя. Назови ее и объясни, почему она лишняя.

«Сравни»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Назови предметы по картинкам. Скажи, чем они похожи, чем различаются.

«Что общего»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Назови предметы по картинкам. Скажи, что в них общего.

«Найди семью»

Цель: Формирование обобщающей функции речи

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Раздели предметы по группам (от 2 до 5). Назови каждую группу одним словом. (деление слов по лексическим группам.)

«Ярмарка»

Цель: Развитие умения выделять признаки предмета и, опираясь на них, строить доказательство

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Прорекламируй товар, расскажи о нём так, чтобы его захотелось купить.

«Небылицы»

Цель:Развитие умения находить несоответствия, доказывать их

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Детям зачитывются тексты нелепого содержания. «Скажи, что не так. Как бывает на самом деле?»

«Картинки нелепицы»

Цель: Развитие умения находить несоответствия, доказывать их

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Детям предлагаются картинки нелепицы. «Скажи, что напутал художник?»

«Бывает - не бывает»

Цель: Развитие умения находить несоответствия, доказывать их

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Послушай тексты и скажи, бывает ли так на самом деле, хлопнув в ладоши. Если не бывает, объясни, почему так не может быть.

«Закончи предложение»

Цель: Формирование умения составлять предложения

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Закончи начатое предложение. Например: «Ребята не пошли в театр, потому что…»

ДОКЛАД

«Развитие речевой деятельности у школьников с ОВЗ в играх и упражнениях в условиях перехода к ФГОС»

Учитель-логопед: Калиновская Н.А.

Ноябрь 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

В статье описаны упражнения, направленные на развитие речевой деятельности у школьников с нарушениями интеллектуального развития....

Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

Рассматриваются различне игры с песком, направленные на стимуляцию речевого развития у ребенка, имеющими интеллектуальные нарушения....