Главные вкладки

    Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к госу-дарственной (итоговой) аттестации
    статья (11 класс) по теме

    Семенова Татьяна Викторовна

    Применение различных информационных технологий при подготовке к ЕГЭ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации

    Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы. Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. " Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования”. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается широко и на методических советах различного уровня и на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, понятно, что это требование сегодняшнего дня. Никто  не откроет секрета, что даже если совсем минимизировать применение компьютера на уроке, тем не менее, он очень сильно своим приходом в нашу жизнь, облегчил нам работу. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников.    Компьютерные технологии  вызывают интерес благодаря мультимедийным технологиям  способствуют активизации учебного процесса,  развивают познавательный интерес,  упрощают организацию учебного процесса на этапе контроля,  экономят бумажный носитель;  позволяют «переложить» увиденное и услышанное на учебный процесс и использовать для индивидуализации обучения не только по темпу изучения материала, но по логике и типу восприятия учащимися;  дают возможность увидеть, как повышается скорость и точность выполнения заданий и обработки информации об успешности обучения в целом и уровне подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию в частности;  совершенствуют поиск информации, ее сбор, изучение. Итак, поставим перед собой вопрос: как, и в каком объёме, может быть использован компьютер на уроке при подготовке к ЕГЭ? Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Компьютер позволяет нам продемонстрировать презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно- диагностические тесты в текстовом варианте Word , Excel , в тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента.  Для подготовки к ЕГЭ  на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия.  Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать Online тестирование по предмету. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

          Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики. В рамках часов, отводимых на базовое преподавание математики, достаточно трудно достигнуть уровня знаний и умений, который требуется для сдачи ЕГЭ и программой вступительных экзаменов ВУЗов.

           Применение информационных технологий при подготовке к  ЕГЭ имеет много преимуществ:  Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:

    -усвоить базовые и углубленные знания по предмету,

    -систематизировать усвоенные знания,

    -психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,

    -натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

    -обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

      Одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе является создание учителем и учащимися и использование мультимедийных  презентаций.

       Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память учащихся.

         Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ЕГЭ позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.

        Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

    -Целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам.

    -Видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями.

    -Четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот.

    -Отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу.

    -Использовать формируемые в школе знания при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования.

    -Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за" и "против" каждой из них.

    -Включать информацию из Сети в систему формируемых в школе знаний, самостоятельно трансформировать и представлять информацию в Сети, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему и др.

    ЕГЭ и ГИА сегодня - объективная реальность, с которой необходимо считаться. Как же подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА? Ведь проблемы, возникающие при сдаче этих экзаменов, подчас связаны ни с содержанием заданий, а с умением правильно понять содержание задачи и с умением правильно на поставленный вопрос ответить. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся. Необходимо совершенствовать процесс преподавания активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения.

    Как я осуществляю подготовку к экзамену?

    Работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ  я начинаю с анализа результатов экзамена. Знакомлю учеников  со шкалой перевода первичных баллов и выявляю закономерность, которая позволяет получить высокий балл. Анализируя результаты экзамена, выявляю задания, с которыми не справилось большинство. Знакомлю учеников с литературой по подготовке к ЕГЭ, рекомендую сайты интернет для подготовки к ЕГЭ по математике.

    В кабинете математики имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы по ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ , инструкцию по выполнению работы, рекомендации по решению отдельных заданий, бланки ответов, список литературы, адреса сайтов.

    Учитывая цель, которую перед собой поставили дети, выявляю группы для организации подготовки школьников к экзамену.

    1 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа (5–6 заданий);

    2 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить более высокие баллы (на уровне 50–60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

    3 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100-балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов.

    Подготовку начинаю с тематического повторения и решения базовых задач типа В.

    Для каждой задачи типа В записываем теоретический материал, решаем разнообразные задачи, затем в качестве закрепления, ученики решают тематические тесты. После проверки  провожу анализ,  и ученики выполняют работу над ошибками. С учениками, допустившими большое количество ошибок,  проводится индивидуальная работа, после чего они получают тестовую работу повторно.

    Разумнее выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простого к сложному, то есть от простых типовых заданий  до заданий части С.  Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Расположение однотипных задач особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить приемы их решения.

    Переход к комплексным тестам начинаю со 2 полугодия в 11 классе, когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой сложности.

    Начиная со 2 полугодия, ученики решают полные  тесты  в домашних условиях. Для этого учащиеся заводят отдельную тетрадь для решения тестов. Тест даю не более чем на неделю, (в течение которой можно получать консультации) проверяю и возвращаю для работы над ошибками. Для себя фиксирую в тетради номер варианта и количество  баллов, которые набрал ученик.  Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени.  По каждому тесту заполняю диагностическую карту, в которой записываю фамилию, имя выпускника, результат по каждому заданию, что позволяет прослеживать динамику каждого ученика.

      Применение новых информационных технологий позволяет мне разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой..

      Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Одним из направлений моей работы является  самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

      Считаю важным при подготовке к ЕГЭ:

    • развитие вычислительных навыков. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред.
    • Обязательное знание правил и формул.
    • Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

      Подготовку к выпускному экзамену в форме ЕГЭ начинаю в 10 классе.    Весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на двадцать крупных тем на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике.

    Изучение тем происходит как на уроках, так и на элективном предмете   «Решение нестандартных задач», при подготовке к ЕГЭ” по программе дополнительного образования, 1 час в неделю, который посещает весь класс. Учащиеся приобретают сборники по подготовке к ЕГЭ и занимаются по ним.

          В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ по математике, Московский институт открытого образования (МИОО) проводит серии диагностических и тренировочных работ по математике для обучающихся IX, X и XI классов общеобразовательных учреждений. В течение учебного года одиннадцатиклассники выполняют тренировочные и диагностические работы по текстам МИОО.

    Телекоммуникационная система СтатГрад предназначена для осуществления документооборота (выдача заданий и сбор отчетов) при проведении контрольно-диагностических мероприятий. 
    Доступ к закрытым ресурсам системы осуществляется по логину и паролю, индивидуальным для каждого из пользователей. С помощью системы СтатГрад проводили  контрольные мероприятия по математике в 9-11 классах. По окончании работ, заполнив специальную таблицу, я тут же получаю результат. Количество баллов программа определяет исходя из опубликованных критериев оценивания заданий.

    Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.

      Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ  http://uztest.ru/, http://решуегэ.рф/

       С помощью  названных сайтов, организую контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики.  Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организую отработку навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный  пример. Кроме этого веду  ведомость учета баллов  учащихся за выполненные тестов в режиме системы СтатГрад и в режиме он-лайн в течение учебного года. Информация всегда доступна ученику, его родителям. Можно видеть успехи каждого обучающегося, что у него получается стабильно, над чем придется работать, и что он не может освоить.

             Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике  (http://mathege.ru).Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.

       Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе – не успех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

    Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.

       В качестве вывода могу сказать, что средств ИКТ для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много, как платных, так и бесплатных. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

    Использование современных информационных коммуникационных технологий в обучении обеспечивает:

    - интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

    - многоаспектное развитие школьника

    - подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества

    - реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

             Поэтому я, как учитель, стараюсь эффективно использовать ИКТ на уроках, чтобы достигнуть наиболее качественных образовательных результатов.

    Закончить свое выступление мне хотелось бы словами: "Идти в ногу со временем – сейчас веление времени».

    А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

    Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю

    Общую информацию о ЕГЭ, новости, пособия для подготовки, контрольно-измерительные материалы, демоверсии, методические письма и многое другое можно найти на официальных сайтах перечисленных ниже:

    http://www.ege.edu.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ.

    http://www.ege.spb.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ в Санкт-Петербурге.

    http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

    http://www.rustest.ru/  – Федеральный центр тестирования (ФЦТ).

    http://phys.reshuege.ru/ - Задания единого государственного экзамена по математике  2013 года с решениями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки выпускников к госу-дарственной (итоговой) аттестации

    Применение информационных технологий при подготовке к  ЕГЭ . Для подготовки к ЕГЭ  на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия.  Сейчас ст...

    Оптимизация методов и средств обучения в условиях информатизации образовательного процесса в системе подготовки к ГИА

    Материал содержит сообщение и презентацию о методах и средствах обучения при подготовке к ГИА....

    Система подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации

    Презентация рассказывает о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

    Подготовка выпускников 9 класса к итоговой аттестации ( из опыта работы)

    В работе представлен материал по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации. Материал можно использовать в школах различного типа широким кругом педагогических работников....

    Система подготовки выпускников ОО к государственной итоговой аттестации по химии

    В данной статье рассматривается система подготовки к государственной итоговой аттестации по химии на всех этапах обучения, начиная с календарно-тематического планирования и заканчивая учетом достижени...

    Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

    Логично предположить, что социальные сети является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников. Также со всей долей уверенности можно сказать, что никакие репрессивные методы борь...