Обучающие технологии, применяемые на уроках математики.
методическая разработка по теме

Фифнер Елена Петровна

Доклад к педсовету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обучающие технологии, которым я отдаю предпочтение

Вступление. На своих уроках я использую и выделяю следующие общеобразовательные технологии: педагогику сотрудничества, где выделяю 4 направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребенку, основным аспектом которого является отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях: каждый ребенок обладает способностями, каждый ребенок имеет право на ошибку. Стиль отношений учителя и учеников: не защищать, а направлять.
  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, (основным направлением является замена принуждения желанием, которое порождает успех, ставка на самостоятельность и самодеятельность детей). Объединение и интеграция школьных дисциплин, вариативность и дифференциация обучения.
  3. Концепция воспитания (формулирование положительной - Я –концепции личности)

- положительная, мажорная (я нравлюсь, я значу, я способен) – способствует успеху.

- отрицательная (я не нравлюсь, не способен, не нужен) – мешает успеху.

  1. Педагогизация окружающей среды.

 Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность является школа, семья и социальное окружение (среда). На первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, с классными руководителями, с учителями-предметниками и т. д.

Использую на своих уроках проблемное обучение. Все знают, что проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.

Неотъемлемой частью  моих уроков являются элементы перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при  комментируемом управлении.

Опорные схемы важное условие  в работе. Они позволяют выявить главное в поставленной перед учащимися задаче. Внимание учеников направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Домашнее задание становится доступным для самостоятельного выполнения каждым, механическое зазубривание формулировок отсутствует. Каждого ученика спрашиваю в то время, когда он будет способен ответить.

Технология уровневой дифференциации имеет место на моих уроках, включая

  1. Создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с учетом особенностей их контингента.
  2. Комплекс методических, психолого-педагогических, организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах. Группы – по уровню умственного развития, по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту), по уровню здоровья (ослабленного зрения, слуха и т.д.).  Учитываю 2 важных аспекта

– обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого)

-обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении(работа по образцу, до полной самостоятельности).

Контроль осуществляю только после овладения учащимися общим для всех уровней общеобразовательного стандарта. Использую формы занятий.

  1. Работа по группам (столам, рядам, командам)
  2. В режиме диалога (взаимопроверка, в паре)
  3. Зачеты
  4. Индивидуальные занятия

Использую на своих уроках УДЕ, которое способствует научить ребят применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; устанавливать логические связи в материале, выделять главное и существенное в большой дозе материала, выявлять больше межпредметных связей, позволяет более эмоционально подать материал.

Основная задача УДЕ - достижение целостности математических знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся.

Составляю и использую на уроках многокомплексные задания, которые разбиваются на более мелкие задачи, каждая из которых охватывает знание определенных тем, и решение ее является необходимым условием для решения исходной задачи. Ребята находят способы и методы решения «мелких задач», выбирая наиболее рациональные. Делают выводы, какие способы решения наиболее рациональные, обобщая материал.

Предлагаю далее составить и решить аналогичную задачу по некоторым элементам, задачу более сложного уровня.

И, наконец, использую на своих уроках технологию мастерских. На мастерской представляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем, ведь процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание, знания сами выстраиваются, а не даются. Ученик имеет право на ошибку, точные знания следуют за ошибками.

Ученикам даю задание и каждой группе аналогичное. В группе все ученики свободны, имеют право высказать свое мнение по поводу путей решения данного задания. Намечают пути решения, выявляют знания каких тем им потребуется, т.е. мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу. Намечают последовательность шагов, распределяют кто за какой шаг отвечает, выполняют задание, защищают свое решение на доске и свои пути исследования. Сопоставляют свои пути решения с другими группами, делают выводы.

Алгоритм 1 – панель (этап актуализации в данной области) -выделение проблем (работа с учебником, постановка вопросов в группах, представление вопросов классу)

 – выбор проблемы для исследования

Алгоритм 2 – представление проблем – объединение в группы:

а)  каждый формулирует гипотезу решения проблемы – свое понимание проблемы.

б) выбор в группе наиболее вероятной гипотезы, проводят эксперимент – формулируют вывод.

Алгоритм 3. Представление результатов  

- составление и обмен вопросами по предоставленным результатам - ответы на вопросы и корректировка результатов

– составление группами серии заданий на применение результатов их поиска

– обмен заданиями между группами.

 Знакомство групп, с представленными другой группой решениями их задания.

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Вопрос должен волновать ум исследователя. Представить неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, который позволяет начать работу и через некоторое время прийти к открытию. Присоединить  к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Это ситуация – индукция.

Осознать возможность решения проблемы – огромное средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текст а, рисунка, проекта.

Социоконструкция – групповая работа. Группы могут возникнуть стихийно, мастер лишь может скорректировать группу, регулируя равновесие в группах (тип  мышление, лидерство).Мастер разбивает задание на ряд частичных задач (ребята свободны в  выборе метода, темпа, поиска)

Социализация – всякое выступление ребенка представляет собой сопоставление  его мышления, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами – социальную пробу.

Разрыв – озарение, внутреннее состояние ученика – неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, продвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа к новому литературному  источнику.

Творчество – мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения»,  а не «опыт послушания». Ребята сами выбирают путь осуществления задания. Позиция мастера –  может дать совет, консультацию, помогающую организовать учебную работу. Мастер побуждает учеников к активному действию, старается задействовать разум, так, чтобы он проявил себя как творец.

На доске тема:

1)педагогика сотрудничества

2) проблемное обучение

3) опорные схемы

4) УЕД (многокомплексные задания)

5) технология мастерских

Проблемная ситуация

Задача

А) панель- выделение проблем

Б) представление проблем

В) представление результатов

Положительные аспекты

  1. Присоединить к имеющемуся знанию новое
  2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проектов
  3. Социоконструкция –групповая работа
  4. Социолизация – социальная проба
  5. Разрыв –озарение
  6. Творчество- «опыт дерзновения»

Предложить решение задания группы C5 – слайд (задание)

Презентация «Поиск рациональных решений» автор работы Фифнер Е.П.

А)Задания по группам

Б) Задания у доски  в парах с решением внутри карточки

В) Просмотр презентации

Г) Просмотр презентации учащихся  «Решение квадратных уравнений с параметром, имеющих 2 различных иположительных корня.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Технологии, применяемые на уроках.

Приложено описание  современные образовательные технологии, применяемые аттестующимся педагогом на уроках....

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.

В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.

    Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий о...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Особенности применения информационных технологий при обучении математикой в общеобразовательных учреждениях....

Статья "Современные компьютерные технологии применяемые, на уроках технологии."

Использование информационных технологий  на уроках технологии открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальны...