Доклад на тему: "Сетевые сообщества"
учебно-методический материал по теме

Савосина Елена Леонидовна

Доклад на тему: "Сетевые сообщества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_setevye_soobshchestva.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Сетевые сообщества»

Уважаемые педагоги, если бы вы пришли в отборочную комиссию еще хотя бы в начале прошлого века и заявили, что желаете попробовать свои силы на учительском поприще, вам бы внимательно пощупали голову. Конечно, не для того, чтобы узнать, нет ли у вас жара. Врач бы искал на вашем черепе специальную “педагогическую” шишку.

 Дело в том, что значительную популярность в те времена приобрела наука “френология” (“френ” в переводе с греческого – душа), созданная австрийским врачом Ф. Галлем. Она утверждала, что существует связь между наружной формой черепа и умственными и моральными качествами человека.

Ф. Галль и его последователи вполне серьезно полагали, что усилие какого-либо психологического свойства влечет за собой развитие определенного участка мозга.

В этом месте мозг “давит” на череп и выпирает на нем бугор. Галлисты выделили бугры влюбчивости, религиозности, музыкальности и другие. Бугор любви к детям расположен на затылке. У кого он более развит, стало быть, тому и идти в учителя можно смело браться  за воспитание.

Время идет вперед.

В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. 

Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса.

Под информационно-образовательной средой мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих обучение:

  • наличие системы средств «общения» с информацией;
  • наличие системы для самостоятельной работы с информацией;
  • наличие интенсивных связей между участниками образовательного процесса познавательной учебной деятельности. 
  •  Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:
  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер.

  •  Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.

Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.

В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:

  • Обучающий семинар
  • Виртуальная конференция
  • Конкурс
  • Проект
  • Акция
  • Виртуальная экскурсия
  • "Мастерская" или мастер-класс
  • Опрос
  • Обсуждение в чате
  • Фестиваль проектов
  • Телеконференция
  • Проектировочный семинар

 Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Участвуя в различных педагогических сообществах, учитель имеет возможность:

  • обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
  • получать самую современную информацию по интересующей теме;
  • иметь доступ к методической базе разработок;
  • общаться с коллегами на различных форумах;
  • получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
  • участвовать в работе профессиональных сообществ;
  • публиковать свои материалы;
  • принять участие в обсуждении опубликованных материалов;

участвовать в профессиональных конкурсах и др. Коротко о некоторых педагогических сообществах.

Сеть творческих учителей. Крупнейший учительский Интернет – проект России. Чтобы быть в курсе происходящего на портале, пользователю достаточно подписаться на рассылки. При этом в электронный почтовый ящик попадают не ссылки, а полные тексты сообщений на избранных пользователем форумах. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок. В результате работы портала создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ  – фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое…

"Педсовет.су" педагогическое интернет – сообщество – педагогический совет. В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" На сайте вы можно опубликовать свой авторский материал и получить свидетельство о публикации электронного ресурса. Можно принять участие в различных профессиональных конкурсах (и что ценно: не только в учебном году, но и летом, когда учитель может максимально применить свой творческий потенциал). Получить квалифицированную помощь в решении ваших проблем. Познакомиться с образовательными новостями и др.

Учительский портал. Хорошая база качественных методических разработок. Публикация авторских материалов на Учительском портале направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. За учебный год автору бесплатно выдаётся только одно подтверждение о публикации.   

Интернет-государство учителей. ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Каждая Территория ИнтерГУру ведет свой рейтинг и определяет оригинальные номинации, которые описываются в ее Положении. Цели проекта: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.

Методисты. Цель: создание условий для самореализации и профессионального роста учителей. Задачи: обобщение, распространение и обсуждение методических аспектов методики обучения и воспитания в начальных классах; обмен опытом в применении современных педагогических технологий, методов и приемов обучения и воспитания; возможность найти единомышленников, общаться с коллегами и единомышленниками.

                Образовательный портал Мой университет. Возможности для самообразования: можно подписаться на рассылку бесплатных курсов («Активные методы обучения», «Технология интерактивного обучения»). В течение определённого времени вам на электронную почту будут приходить уроки курсов.

              Социальная сеть работников образования. "Изюминка" проекта - возможность создать очень быстро и просто персональный мини-сайт.   Если хочется большего, то на основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.      

В  заключении хочется вспомнить древнюю мудрость:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, -  я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда»

Сегодня вы не только услышали, но и увидели, осталось попробовать сами выйти в сетевые сообщества. Вы убедились, что это совсем несложно. Пробуйте сами пойти дальше, и тогда «это станет вашим навсегда». Удачи Вам!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "О создании сетевого сообщества учителей иностранных языков"

В рамках обмена опытом районных методических объединений учителей иностранных языков...

Доклад "Сетевое педагогическое сообщество "Сеть творческих учителей" как форма профессионального развития"

Описание участия в сетевом проекте "Ох, уж - эта информатика. Совместный проект учителей России, Дагестана, Узбекистана....

Выступление из опыта работы по теме "Сетевое взаимодействие Дома детского творчества со школами района"

Представлен опыт работы сетевого взаимодействия нашего Дома детского творчества со школами района....

Доклад на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы "Сетевые сообщества учителей"

Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе педагога...

Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"

Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"...

Выступление на августовской конференции на тему: "Сетевое взаимодействие -инструмент для эффективной реализации общеобразовательных программ с целью расширения ресурсного обеспечения качества образовательных услуг"

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, ...