дидактические игры на уроках
статья на тему

УБЕЙКО ЛАРИСА ИВАНОВНА

обобщения опыта работы , используя дидактические игры на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игры на уроках111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сделать учебную работу насколько возможно

интересной для ребенка и не превратить этой

этой работой в забаву – это одна из труднейших

и важнейших задач дидактики.

К.Д. Ушинский.

Дидактические игры на уроках

Введение

 Система общего образования в России находится в стадии ре-формирования. Сегодня налицо направленность на образование, ориентированное на становление личности, на субъективированное, персонифицированное знание, предполагающее индивидуальное видение мира, у которого всегда есть автор в его уникальности (И. А. Колесникова).

Игра - единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т. д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра-это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.

 Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре. Она известна в среде исследователей и практиков как форма контекстного обучения (А. А. Вербицкий). В данном пособии речь пойдет об учебно-деловой игре.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОБ ИГРЕ

Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательная – являющаяся объективно ее основной функцией (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

Коммуникативная - освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия.

Самореализации в игре как полигоне человеческой практики.

Психотерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.

Диагностическая - определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

Коррекционная - внесение позитивных изменений в структуру личности.

Социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные и развивающие; репродуктивные, продуктивные и творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и психотехнические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

В нашем пособии речь пойдет об учебно-деловых играх.

Учебно-деловая игра дает возможность:

  • приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;
  • формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;
  • закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;
  • формирования профессионально значимых умений и навыков;
  • развития теоретического и практического мышления;
  • выработки умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры,, общее описание процедуры игры, содержание игровой ситуации и характеристики действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости участники игры обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Вводятся запреты: на отказ от полученного по жребию задания, на выход из игры, на пассивное отношение, на подавление активности другого, на нарушение регламента игры, на нарушение этики поведения. Этап проведения игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников деловой игры. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, манипулятор, тренер. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблемтизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемым, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

На этапе проведения вначале проходит групповая работа над общим заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм и т. п.), а затем межгрупповая дискуссия (выступление групп с защитой своего проекта, работа экспертов, выбор общего решения проблемы).

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки в предложенных решениях и действиях каждой группы, формулируется окончательный итог занятия.  

Многие деловые игры могут быть использованы при изучении тем по разным дисциплинам, поскольку содержат в себе лишь некую модель. Покажем образцы таких игр.

Данная работа может быть интересна учителям, желающим работать с учащимися так, чтобы иметь максимальные возможности для развития интеллектуальной, творческой личности.

 Как правильно заметил В. Шаталов в своей работе «Эксперимент продолжается»: «Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, - развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя».

Как никогда ранее эта проблема актуальна сегодня. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.

Педагогической науке известны проблемы, которые каждый учитель пытается решить в своей практике.

Первая из них состоит в том, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьезные пробелы:

  1. Недостаточно прочно овладели основными теоретическими положениями.
  2. Очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную).
  3. Допускают ошибки в вычислениях (особенно с обыкновенными дробями и при выполнении совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями).
  4. Не всегда самостоятельно применяют рациональные способы вычислений.
  5. Затрудняются обосновать ход решения задачи, тем более, дать полное объяснение решения нетрадиционных задач.

Понятно, что мне, как и любому учителю, хотелось, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного), владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо и при решении задач повышенной трудности.

Мне удалось преодолеть эти трудности, но не дополнительными занятиями после основных уроков, которые утомляют и приносят не столько пользу, сколько вред здоровью, а с помощью введения в урок игровых моментов.

Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).

Ведь именно в игре «дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного» (В. Шаталов).

Таким образом, игра- форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Исходя из этого, я пришла к выводу, что с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Наиболее благоприятными для этого являются итоговые уроки.

Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. А это и есть решение проблемы с учетом того, что основная задача, которая решается на итоговых уроках,- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений. Вот тогда возникла необходимость строить именно итоговые уроки несколько иначе, чем прежде. Появились уроки устных упражнений с дидактической трон, которые заканчивались устной контрольной работой. Такие уроки были использованы для развития у учащихся внимания, умения сравнивать, делать обобщения.

В число итоговых уроков вошли и интегрированные уроки-зачеты с дидактической игрой, на которых, кроме демонстрации своих знаний, ребята имеют возможность получить новую информацию, связанную с другими предметами.

Кроме того, самым популярным среди учеников стал итоговый урок с дидактической игрой «Крестики - нолики». Поэтому я разработала целую серию таких уроков с 5 по 9 класс.

Особенно хочется сказать об уроках-деловых трах. Эффект поразительный, результативность хорошая, хотя усилий затрачивается на подготовку к такому уроку гораздо больше. Но это оправдывает себя. Обобщение на таких уроках проходит на самом высоком уровне. Это связано еще
и с тем, что деловые игры проводятся только для старшеклассников, а кому как не им осознавать, что поступление в вуз и колледж не за горами. Потому и относятся к таким урокам со всей серьезностью.

Наряду с изучением математических фактов, на уроках проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков:

  1. Умению воспринимать и усваивать материал учебника, дополнительной литературы.

2.Умение самостоятельно иллюстрировать некоторые вопросы примерами.

  1. Умение использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  2. Умение применять законы и теоретические выводы к решению задач.

5.        Умение разделять материал и соединять разрозненные знания в
единое целое.

В связи с этим обязательным элементом каждого итогового урока является работа с учебником, справочным материалом, дополнительной литературой. Формы такой работы различны:

  1. Коллективное чтение (один читает вслух, остальные следят).
  2. Текст разбивают на части, пытаются подметить главное, повторить, объяснить смысл прочитанного, придумать примеры, аналогичные данному.

3.        Прочитать про себя, ответить на заранее поставленные вопросы.
Изучение некоторых вопросов проводится по разным источникам, а ребята анализируют текст, ищут общее, различия, пытаются выбрать лучшее.

Дополнительный материал рассматривается совместно с учителем, делается анализ, выводы, готовятся сообщения. Таким образом, учащиеся приучаются систематически пользоваться учебником, дополнительной литературой, а это тоже необходимый элемент работы в классе.

Изучение математики предполагает и наполнение курса сведениями из истории предмета, в связи с этим ученикам предлагается именно на итоговых уроках получать «историческую» информацию, решать старинные задачи.

Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня с переходом на более высокий уровень, при этом важно заметить, что здесь необходим дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них.

На итоговом уроке, по моему убеждению, обязательно должна присутствовать диагностическая работа, пусть даже в маленькой дозе и выполняемая в течение нескольких минут.

После диагностики непременно нужна беседа, в ходе которой обобщаются наблюдения, выявляются элементарные умения и навыки, необходимые для формирования более сложного аппарата, проводится коррекция знаний.

Другая проблема, которую учителям хотелось бы в своем опыте решить, - обеспечить активное участие всех учеников в процессе урока.

Для этого возникла необходимость применять различные организационные формы общения: работа в группах и парах, индивидуальная и коллективная работа.

При этом решались и другие вопросы:

  1. Прививались навыки логического мышления: ребята сами пытались сделать вывод, наблюдая отдельные факты.
  2. Развивались речь, воображение, память, настойчивость, самостоятельность, инициатива, аккуратное отношение к работе.
  3. Особое внимание уделялось сознательному отношению к труду, на доступном материале дети убеждались, что пробелы тормозят работу.

И третья проблема- создание психологического климата в классном коллективе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, свободное выражение мнения при обсуждении вопросов, хорошее настроение- все это определяет работоспособность и творческую атмосферу.

Особенно это важно при решении нестандартных задач, так как психологический климат в этот момент зависит от оценок и самооценок учащихся. Здесь требуется от ребенка, который выполнил задание, взять на
себя ответственность за состояние дел в классе. Таким образом, справедлив вывод о том, что и создание дружного сплоченного коллектива - тоже
одна из важных задач для успешного продвижения вперед.

Все перечисленные выше проблемы разрешены в предложенных в этом сборнике уроках. Надеюсь, что эти разработки окажут помощь как начинающему, так и опытному учителю.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики — современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях математического кружка, при проведении тематических вечеров, предметных сборов и др., а возможности использования дидактической игры в учебном процессе в известной мере недооценивались.

Сказывалось отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания  и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Думается, что именно поэтому учителя математики не так уж часто допускают игру на уроке. Между тем опытные учителя выступают за привлечение в учебный процесс элементов игры.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Идея соревнования по балльной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Это и «КВН», и «Что? Где? Когда?», и «Делай как мы, делай лучше нас», и др.

Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Мы не считаем, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но мы считаем необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на ; вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике в V—XI классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников,

осуществления преемственности между обучением в I—IV и V—XI классах. Наиболее существенными для учителей математики, на наш взгляд, являются следующие вопросы:

а)        определение места дидактических игр и игровых ситуаций в
системе других видов деятельности на уроке;

б)        целесообразное использование их на разных этапах изуче
ния различного по характеру математического материала;

в)        разработка методики проведения дидактических игр с уче
том дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

г)        требования к содержанию игровой деятельности в свете идей
развивающего обучения.

В настоящей работе на основе опыта по организации дидактических игр на уроках математики делается попытка наметить некоторые пути и формы использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках математики, показать целесообразность их применения в определенных условиях.

Французский писатель Анатоль Франс говорил: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

До недавнего времени я использовала игру лишь на внеклассных мероприятиях и заметила, что в процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести своих товарищей по игре.

Дидактические игры, игровые ситуации хорошо сочетаются с серьезным учением. В большинстве своем игра на моих уроках носит обучающий характер, в процессе игры учащиеся приобретают новые навыки и знания.

Например, при изучении темы «Решение уравнений» использую игру «Разведчик». При переносе членов из одной части уравнения в другую ученики обычно забывают сменить знак. Я напоминаю, что разведчик должен не забыть при переходе через границу сменить форму, а мы с вами — сменить знак. (Особенно действенным является упоминание о Штирлице, нашем разведчике из фильма «Семнадцать мгновений весны».) Каждый ученик становится ответственным за своих агентов и поэтому более внимателен при решении уравнений.

Или игра «Забывчивый парикмахер». Парикмахер по растерянности подстриг волосы с половины вашей головы. Если вы при умножении многочленов забудете умножить каждый член одного многочлена на каждый член другого многочлена, то будете похожи на этого горе-парикмахера.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся использую также «Цифровые диктанты». Я читаю предложение, а учащиеся записывают ответ в виде цифр: 1 — верно, 0 — неверно. Получается число (код), допустим 1001. Это и есть пропуск на урок. Конечно, тот, кто ответил неверно, тоже будет допущен к уроку, но он, наверное, задумается о том, почему так произошло.

В 5-6-х классах часто провожу игру «Смотри, не зевай, быстро считай». Учащиеся делятся на две команды, им раздаются карточки с цифрами от 0 до 9. Зачитываю пример: 4,7 + 2,9 = ... Ученики считают, и обладатели карточек с цифрами 7 и 6 выбегают и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. (Запомнить примеры на слух трудно, поэтому я пишу их на табличках и показываю командам.)

С учащимися ныне 7-го класса мы играем с тех пор, как я их приняла в 5-м. Эти учащиеся разделены на группы. В каждой группе есть постоянный лидер (консультант), который контролирует и направляет работу своих подшефных. Я ввела в обращение условные деньги «умы», которые учащиеся получают за хорошие ответы в группах или отдают их спонсору, давшему консультацию. (В начале каждой четверти учащиеся получают по равному количеству «умов» — стартовый капитал.)

Очень люблю игру «Молчанка». В течение всего урока учащиеся следят за ответами товарищей. Если ученики согласны с отвечающим, то они поднимают зеленую карточку, а если нет, то красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться, а учитель получает информацию об усвоении материала. И это дисциплинирует учащихся во время всего урока.

В 6-м классе при изучении темы «Действия с положительными и отрицательными числами» я также использую карточки-задания. На доске дается задание, например: 600 * (-30). Я показываю карточку, на которой записан знак математического действия («-», «+», «:», «х»), учащиеся подставляют этот знак вместо *, выполняют действие с записанными на доске числами и называют ответ. Эта игра помогает в отработке действий с положительными и отрицательными числами.

Игры я использую на различных этапах урока: при опросе, при проверке домашнего задания, при закреплении, но в основном при обобщении темы

Итак, обобщив и проанализировав ошибки, мы выявили значительную группу причин совершения ошибок, главными из которых на наш взгляд являются:

  1. Слабое развитие у учащихся познавательных процессов: памяти, внимания, мыслительной деятельности.
  2. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
  3. Несовершенство методического обеспечения преподавания предмета.

Но выявить общую причину совершения ошибок — это только половина дела. Ведь каждый класс, каждый ученик в классе индивидуален. Поэтому для получения представления об индивидуальных особенностях наших учащихся мы привлекли к нашей работе психолога, который провел диагностику мотивации, внимания, памяти и мышления.

Это позволило в каждом классе выделить группы учащихся с теми или иными проблемами, использовать индивидуальный подход в работе с этими группами и контролировать происходящие изменения в результате проделанной работы.

Мы используем следующие приемы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок:

  1. игры, игровые моменты и занимательные задачи;
  2. тесты «Проверь себя сам»;

 3) математические диктанты;

4) исследовательские работы;

5) творческие задания и конкурсы.

        Часть приемов может применяться при работе со всем классом, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, может индивидуально подбираться для группы учеников по результатам тестирования.

В своей работе мы придерживаемся определенных принципов. Один из них, наиболее важный на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом: работа в классе на каждом, уроке должна выполняться всем классом, а не учителем и группой успевающих учеников. То есть мы должны создать такую ситуацию — ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания ученика, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Мы должны помочь ребенку поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.

В целях выполнения этой задачи мы часто используем игры. Еще известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия (Они-кул П.Р. 19 игр по математике. — 1999, с. 3). Еще Л.С. Выготский отмечал, что игра сама по себе — «источник развития и создает зону ближайшего развития ».

Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику урока дидактических игр, представляется целесообразным применять игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. В этом случае назначение дидактических игр — в развитии познавательного интереса, способствующего накоплению учебных знаний, умений и навыков, в придании уроку более неформального характера, в привлечении внимания учащихся к проводящейся работе.

Постепенно назначение дидактических игр изменяется. Они начинают применяться для проверки полученных знаний посредством решения нестандартных задач в привлекательной, интересной для детей форме. При этом во время игры в группе главным действующим лицом на уроке становятся сами дети, а не учитель.

В качестве иллюстрации приведем несколько видов игр, направленных на развитие тех или иных способностей учащихся.

Игра «Запомни числа». Цель игры: развитие внимания, памяти учащихся и коммуникативных способностей.

Условия игры. Учитель называет какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше цифр. Игра продолжается до первой ошибки.

Эту игру хорошо использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроиться на рабочий лад, создать хорошее настроение.

Игра «Пропусти число». Цель игры: развитие внимания учащихся и оценка знаний, полученных на предыдущих уроках.

Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания числа, начиная с 1, причем числа, содержащие 3 или кратные 3, следует пропускать. Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним.

В данной игре условия можно менять, в зависимости от изучаемой темы, например, при счете пропускать простые числа или числа, кратные пяти и десяти и т.д. Эту игру также хорошо использовать в начале урока вместо опроса.

Игра «Исправляем ошибки». Цель игры: развитие критичности мышления, самоконтроля, внимания, умения обосновывать свою точку зрения.

Условия игры.. Все учащиеся класса делятся на несколько команд и жюри, в которое входит учитель и несколько учеников. Каждой команде выдают одни и те же задания с математическими примерами и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Важно, что при подготовке данной игры мы используем картотеку типичных ошибок. Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее ответ был не верным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Мы часто проводим такие уроки, поэтому сложились постоянные команды, каждая из которых выбрала своего капитана, придумали девиз и название.

Данную игру можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.

Это ли не творчество?

  1. Потерянные решения, отдельные числа и цифры. В этом случае в готовых решениях отсутствуют некоторые числа или цифры. Чаще всего в результате каких-либо интересных и смешных ситуаций. Детям интересно их находить и восстанавливать примеры. Тоже творчество.
  2. Кроссворды и прочее. Это стандарт. Но и здесь можно более занимательно подать материал. Обычные проверочные работы на знание правил, свойств и определений (математические диктанты) можно предлагать в виде решения кроссворда. И тут нет ограничения на возраст учащихся. Это интересно всем. Также полезно давать возможность детям самим составлять их. Чаще всего их даже не надо выводить на мысль, они сами изъявляют желание.

9.        Дополнительно. В 9 классе я рискнул и провел что-то типа "Учитель на один
день". Я заранее предупредил учащегося, что он должен провести урок геометрии,
дал ему приблизительный способ, как это сделать (урезанный конспект урока). Он
подготовился и начал проводить урок вместо меня. Я находился на задней парте и
изредка тихо приструнивал наиболее буйных. Для класса это стало небольшим
сюрпризом. Не знаю, детское ли это творчество или только сильная мотивация, но
учащийся достаточно хорошо подготовился и продумал свои реплики. После него
попробовать свои силы на педагогическом поприще изъявила желание треть
учащихся. Если учесть, что проведение урока требует отличного знания
материала, то почему бы и нет?

Урок-игра как форма организации познавательной деятельности учащихся.

Введение

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе.

Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, методику занятий так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по усвоению новых знаний и применению их на практике.

Урок является главной формой организации учебного процесса. От того, как он построен, чем насыщен, насколько интересен, зависит КПД учителя и познавательной деятельности учеников, как активных субъектов обучения.

Занятия по традиционной схеме «объяснение закрепление» ограничивают возможности успешной подготовки учащихся к жизни, формирования у них творческой активности, инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации.

Решение ее связано с отбором форм, средств, методов и методических приемов обучения, заданий для учеников, которые лучшим образом отвечали бы современным требованиям к уроку математики, пробуждали бы интерес, наблюдательность, мышление, столь необходимые для воспитания и развития учащихся.

Центральное место в педагогике и методике занимает проблема активизации процесса обучения.

Она связана с поиском и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих ученику активную позицию в учебной деятельности, стимулирующую его мыслительную деятельность. Одной из таких форм является игра. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в становлении коллективистических черт личности, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности. Обучение осуществляется через активные формы. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций учеников к учебной деятельности, к её содержанию и формам осуществления, осмысление и запоминание учебной информации учащимися становиться более результативным.

Глава 1. Игра как средство организации познавательной деятельности учащихся

    1.1 Игра как вид деятельности ученика

Любая педагогическая технология обладает способами и средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, но в игровых технологиях они основные и определяют эффективность результатов.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:

  1. Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного решения.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  5. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Дифференцированный подход к обучению, учет их личностных качеств и уровня подготовки по предмету.
  7. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  8. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г. К. Селевко, 1990).

  1. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Их основным содержанием является система отношений с взрослыми.
  2. Специфическое удовольствие игры связано с продолжением побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно через отношения, по мнению Л.С. Выготского, через продолжение непосредственных побуждений корректируется поведение личности.

Л.С. Рубинштейн выдвигает идею, наиболее точно объясняющую механизм влияния игры на поведение ребенка. По его мнению «игра - это деятельность, и это значит, что игра является выражением определенного отношения к личности, к окружающей деятельности». Воспитывающая роль игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для играющего ребенка (1973).

Глава 2. Психолого-педагогические требования к игре и условиям ее проведения

2.1. Психологические требования

Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в «ней. Большую роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом отводится преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоопределении и самореализации. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Требования социально- психологического характера подразумевают сочетание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата представляющего для них

Признавая огромную роль игры в жизни человека и преклоняясь перед ней, А. Эйнштейн писал: "Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой". Важно помнить также, что игра оказывает огромное, неоценимое влияние на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей.

Ещё одной формой игровой деятельности, которая вызывает наибольший интерес учащихся, является игра "Полёт на планету МИФ", "Полёт на планету ГИФ" (математика и фантазия), (геометрия и фантазия). Главное в ней не соревнование, а обращение к фантазии ребят. В игровой форме проводится обобщение темы или повторение всего курса. Игра включает в себя
команды.

Из изложенного материала можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

Дидактические игры заслуживают право дополнять традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Заключение

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы учителей и своего опыта по рассматриваемой в работе проблемы исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Развитию познавательного интереса к учению способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, т.е. активной познавательной деятельности учащихся.
  2. Игра как форма обучения и воспитания стимулирует мотивацию учения, влияет на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к математике, как к учебному предмету.
  3. Разработка игровых уроков - один из аспектов творчества учителя математики.
  4. Алгоритм описания игр должен включать: тип и форму, педагогические возможности игры: ориентирование рекомендации по возрастному составу играющих; краткое и поэтапное описание подготовки и хода игры, набор ролей, реквизит.
  5. Оптимальными игровыми формами для учащихся 7-8 классов при изучении темы являются познавательные и творческие игры в форме соревнований, путешествий, конференций и т.д.
  6. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к участию в игре.
  7. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата.
  8. Игровое действие должно опираться на знания и умения, приобретенные на других уроках.
  9. Не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся и классов. Одна и та же игра в разных классах проходит по разному, поэтому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения.

10. Игра эффективна лишь в сочетании с другими формами, методами и средствами обучения

Уроки такого типа вызывают у учащихся большой интерес, позволяющий использовать даже во внеклассной работе дополнительный материал по математике. А это, конечно, же, отличное средство повышения качества образования.

Учитель должен строить свою работу, на мой взгляд, таким образом, чтобы поддерживать познавательный интерес к математике на каждом уроке, но эта задача достаточно сложная, особенно в старших классах. Чтобы ее успешно решать, необходимо, прежде всего, знать психологическую основу интереса. Современная педагогическая наука связывает интерес со сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Исследователи познавательного интереса отмечают его положительное влияние на все психические процессы и функции - восприятие, внимание, память, мышление, волю. Особенно велика связь интереса с вниманием.

"Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши" - так считал К.Д. Ушинский, известный педагог.

Ознакомившись с работами современных ученых, педагогов и психологов, используя свой опыт преподавания, хочу заострить внимание на одном из основных условий, при котором возникает и развивается интерес к учению! "Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.

Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...

Дидактические игры для уроков СБО

Предлагаю перечень и описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках СБО, при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"

Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...