Оценка и самооценка урока
статья на тему

В данной статье сделана попытка систематизировать требования к современному уроку и создать критерии для его оценки и самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_i_samootsenka_uroka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИ АНАЛИЗЕ УРОКА

проводится хронометраж действий учителя (время на приветствие и адаптации класса к уроку, время на проверку домашнего задания и т. д.);

После объявления темы урока и далее по его ходу  необходимо обратить внимание на

  • ТИП УРОКА: а) изучения и первичного закрепления новых знаний; б) проверки и закрепления знаний; в) комплексного применения знаний; г) обобщения и систематизации знаний; д)  контроля, оценки и коррекции знаний;
  • СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА:
  • а) организация начала занятия (цель, задачи, основные этапы),
  • б) проверка домашнего задания (обеспечено ли при проверке домашнего задания воспроизведение основных признаков изученных понятий, позволила ли система предлагавшихся вопросов выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях?),
  • в) подготовка к основному этапу занятий (мотивирована ли необходимость изучения нового материала, его связи с предыдущим),
  • г) усвоение новых знаний (организовал ли учитель внимание учащихся и каково при этом соотношение производительного и непроизводительного внимания?),
  • д) первичная проверка понимания (давал ли учитель рекомендации учащимся по запоминанию учебного материала? активизировал ли мышление учащихся? правильно ли отобран учебный материала для урока?),
  • е) закрепление знаний (давались ли задания для анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения знаний? обеспечено ли закрепление? была ли на уроке самостоятельная работа, самоконтроль знаний?),
  • ж) подведение итогов занятия, выдача домашнего задания; рефлексия.
  • ЦЕЛЬ ДАННОГО УРОКА, формулируемая через результаты обучения (достижение знаний, понимания, применения, анализа, синтеза учебного материала);

Чтобы определить эффективность урока нужно ответить на вопросы:

  1. Можно ли считать цель урока достигнутой и чем можно обосновать это мнение?  (результат должен быть выражен в таких действиях учащихся, которые могут быть надежно опознаны);
  2. Как соотносится цель данного урока с целями, стоящими при изучении данной темы, раздела учебного материала? (изучение важнейших физических явлений, понятий, законов, теорий и их использование на практике; овладение методами науки, методологией научного познания и формирования научного мировоззрения; ознакомление с применениями основных достижений физики в народном хозяйстве);
  3. Как использовались на уроке учебные демонстрации;
  4. Как запланировано использование технических средств обучения и насколько максимально использованы их образовательные возможности ( только иллюстративно, в самом ходе учебного процесса, в виде обучающих программ, насколько они оптимизировали процесс обучения);
  5. Какие допущены ошибки при проведении урока, что не удалось сделать, что сделать не успел (считается, что те ошибки учителя, которые он назвал при самоанализе, не надо учитывать при подведении итогов урока).

2. Анализ организационной деятельности учителя:

  • наличие плана работы и организация его выполнения;
  • состояние и организация ведения документации (как часто проверяются домашние тетради, число и регулярность выставления оценок в журнал);
  • сочетание теории и практики, использование новинок науки, привлечение нового и «своего» материала;
  • отношение к учащимся (заинтересованное, нейтральное, равнодушное, безразличное), стиль поведения (авторитарный, демократический, либеральный);
  • речь учителя (темп, выразительность, эмоциональность, образность, убедительность, точность терминов), педагогическая и личная культура;
  • рациональность в использовании времени (опоздания, работа с одним учащимся, потерянным считается всякое время на уроке, когда большинство учащихся не было загружено какой-либо учебной работой);
  • объем домашнего задания (по времени для его качественного выполнения средним учеником).

        


II. САМОАНАЛИЗ УРОКА

РАССКАЗЫВАЯ О СВОЕМ УРОКЕ ПРИСУТСТВУЮЩИМ, ПОСТРОЙТЕ СВОЙ АНАЛИЗ ПО СЛЕДУЮЩИМ  ПУНКТАМ:

  1. Краткая характеристика класса (надо показать, что знаешь этот класс).

2. Вид урока (изучения и первичного закрепления новых знаний;  проверки, оценки и коррекции знаний; комплексного применения знаний; обобщения и систематизации знаний;  закрепления знаний).

3. Цели и задачи урока– в чем они состояли и насколько выполнены. Если выполнены частично, то – почему? Какую роль данный урок играет в системе уроков ?

4. Запланированные формы и виды деятельности на уроке и их соответствие целям и задачам (5-8 классы: три-четыре вида деятельности; 9-11 классы: два-три вида).

5. Выполнение триединой цели урока:

  • обучающая: формировать научную основу знаний, общеучебные умения,  навыки рациональной организации умственной деятельности;
  • воспитывающая: формировать на данном учебном материале умственное, нравственное, эстетическое, общечеловеческое мировоззрение;
  • развивающая: обогащать и усложнять словарный состав, смысловые и коммутативные функции речи, развивать воображение, память, внимание).

6. Темп урока и его частей (соответствовал ли он уровню класса, не был ли завышен или занижен).

7. В чем выражалась обратная связь (как в непрерывном режиме вы про себя оценивали усвоение материала)?

8. Краткие итоги урока

III. Советы

а) Посещайте чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии – ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она  может быть только своей;

б) Учитесь не замечать присутствующих на уроке и не бояться их;

в) Учитесь реагировать на замечания посетителей урока,  умейте объяснить, что урок и ваши действия лежат в рамках ваших критериев.

г) Стремитесь к профессионализму, т.е.

  • не к набору стандартных дешевых приемов, а к собственному глубокому знанию предмета,
  • к способности убедить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать,
  • владению максимально широким набором педагогических приемов,
  • умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке;
  • умению дать ученику возможность самореализации;

г) Помните, что способности ученика определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях;

д) Чтобы добиться хороших результатов в работе, надо не просто любить детей, но и уметь быть строгим не только к детям, но и себе, четко выполняя свои должностные обязанности.

Литература:

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Образовательный центр «Педагогический поиск». М.: 1999
  2. Методический справочник учителя физики. Составители: Зинковский В.И., Демидова М.Ю. –УМЛ физики МИПКРО, М.:, 2000.
  3. Шейман В.М. Технология работы учителя физики. Научно-методическое объединение «Творческая педагогика». МП «Новая школа», М.: , 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование системы оценки и самооценки на уроках математики в средней школе"

Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд,  - это сложнейшая педагогическая проблема.Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не...

Семинар "Оценка и самооценка"

Роль оценки в формировании личности школьника (оценка предметная, оценка его деятельности); значение самооценки личности в жизни и деятельности....

Европейский языковой портфель в российских учебных заведениях как средство оценки и самооценки, сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

При разработке современных образовательных стандартов по иностранным языкам обращается особое внимание на - понимание статуса учащегося в образовательном процессе, - создание им личнос...

«Диагностика уровня обученности учащихся как фактор оценки и самооценки продуктивности труда учителя»

      Диагностика уровня обученности учащихся становится неотъемлемой частью деятельности учителя, фактором оценки и самооценки продуктивности учительского труда, показател...

Повышение роли оценки и самооценки на уроках музыки и во внеурочное время.

Данная работа явлется обобщением многолетнего опыта работы в школе по предмету музыка и посвящена теме повышения роли оценки и самооценки учащихся на уроках музыки....

Формирование оценки и самооценки в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка

В данной статье предлагается опыт работы по формированию  оценки и самооценки на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.Предлагаются различные формы и методы работы по формированию само...

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...