имидж учителя
материал на тему

Березун Екатерина Анатолиевна

Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_uchitelya.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

План


Введение

Понятие и структура имиджа современного учителя

 Факторы становления имиджа педагога

 Я- концепция и технология построения имиджа педагога.

 Методические рекомендации по формированию положительных моментов в профессиональном имидже

Заключение        

Список использованной литературы

Введение


Педагог - профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать "крылатого" ученика может только  "крылатый" педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного - современный. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.

Одним из средств повышения эффективности образования многие ученые рассматривают рост личности педагога. Актуальность и значимость проблемы формирования имиджа педагога в современных условиях развития образования и общества недооценить трудно. Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъект -субъектных отношений, когда личность, ее качества становятся основой взаимоотношений, особенно, на современном этапе, когда происходит снижение статуса преподавателя. Актуальность работы заключается в необходимости осознания учителями важности факта положительных перемен в собственном образе, что позволило бы им получить удовлетворение от педагогической деятельности.

Термин "имидж" широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. Так физический имидж - это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж - характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж - роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности. Эти направления переплетаются и образуют единое целое .

Имидж - не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства .

В разных ситуациях человек перед окружением порой в довольно несхожих ипостасях. При всем своем различии все они основываются на одной реальности - на нас самих. Это лишь разные точки зрения на одну личность. Следовательно, создание такого многопланового имиджа не будет нечестным, это просто представление определенной группе людей одной грани личности, наиболее подходящей в данном случае. Но если попытаться полностью изменить свою личность и проговаривать такие вещи, которые внутренне ненавистны, то, в конце концов, результат видится плачевный. Так что, какой бы имидж не был бы желанен, он, прежде всего, должен быть отражением внутренней сути и прочно базироваться на ней .

Понятие и структура имиджа современного учителя

В обыденном понимании слово имидж употребляется к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. При наблюдении внешнего вида оценивается репутация. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

"Существует ли специфический имидж учителя?" - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: "Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро, большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций свою индивидуальность, самобытность".

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирования образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона проблемы - педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге успешнее работает. Имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов и обучающихся в ней учеников .

По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Основной стиль учителя - это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков .

Однако стоит не забывать, что одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во-вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Учитель может донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутреннее соответствие образа профессии - ведущая из составляющих педагогического имиджа. Здесь подразумевается внутреннее принятие педагогом ценностей, выработка личностных качеств, соответствующих профессии учителя. Этому будут способствовать:

1)достаточная самооценка, уверенность в себе;

2)социальная и личная ответственность;

3)желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление об его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Профессионально значимыми считаются три группы качеств личности педагога:

1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;

2) качества, которые обеспечивают владение собой;

3) качества, способствующие активному воздействию на ученика .

При этом не стоит забывать и о влиянии на имидж педагога среды, которую он создает для взаимодействия с учениками - кабинет преподавателя предметника. Это пространство несет собой мощное психологическое воздействие на учеников. Оно может полностью выдать все положительные и отрицательные стороны личности педагога. Показать его ответственность, современность или же хаотичность.

Таким образом, педагог, создавая свой образ, совершенствуется. Важно при этом, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Целенаправленное формирование профессионального имиджа должно быть поэтапным и продуманным. При этом важно определить, какие факторы влияют на формирование личного имиджа.


Факторы становления имиджа педагога


Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Как и любая деятельность ,  деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деятельности может лежать как прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей, так и психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении Я-концепции, ее приближении к идеальному "Я", повышение своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта .

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. Налицо фактор результата деятельности. А чтобы добиться высоких результатов, педагогу нужно предъявлять строгие требования, прежде всего, к себе.

Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому  того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому.

Индивидуальность учителя - главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу .

Индивидуальный стиль - это характеристика того, как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него способом свою профессиональную жизнедеятельность; система устойчивых черт учителя, формирующаяся на основе духовных потребностей, способностей и проявляющаяся в процессе его творчества.

Ядро индивидуального стиля образуют уникальные способности личности: во- первых, к саморегуляции (понимание смысла жизни и установки на поиск цели, значимость знаний, труда, профессионального престижа, долга, ответственности и т. д.); во- вторых, самоопределение относительно идеала, норм, правил общения, мышления, волеизъявления, на основе которых формируются представления, понятия, оценки и т. п., строятся жизненные планы, ориентированные на профессиональный рост и самосовершенствование; в-третьих, особенности духовного стиля жизнедеятельности учителя, характерного для конкретного времени и конкретных народов; в-четвертых, самопознание - познание себя в процессе оформления собственных мыслей, чувств, эмоций, обязанностей и переживаний; растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения; в-пятых, самосовершенствование - устремленность к высокому идеалу, возможности духовного развития; в-шестых, самоактуализация - установки, диктующие понимание сущности актуализации духовного потенциала учителя для оптимизации педагогической деятельности, работы с информацией, обмена опытом, способностями, умениями, навыками, результатами деятельности; в-седьмых, особенности преображения, передачи и усвоения социального опыта, происходящих изменений духовного мира, структуры и сущности взаимодействующих субъектов . При этом индивидуальность закладывает определенный образ поведения преподавателя.

"Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен", пишет В.М. Шепель. Таким образом, выбор модели поведения педагогом можно понимать как фактор формирования его имиджа. Следует отметить следующие критерии конструирования поведения:

1)Нравственная безупречность. Правильная интерпретация понятий, таких как честность, справедливость, совестливость, и их неуклонное соблюдение - духовный гарант верности выбора модели человеческого поведения.

2)Учёт конкретных ситуаций, в которых личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения.

3)Цель, которую перед собой ставит личность. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней.

4)Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-либо стиля общения опасно.

5)Проявление тех личностно-деловых качеств, которые ожидают от личности.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирования имиджа педагога:

1)Прагматическая и психологическая мотивация педагога;

2)Осознанность педагогом направленности своих действий на создание индивидуального стиля;

3)Возможности самого педагога;

4)Фактор среды - педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого воспитывает и обучает, подчиняться требованиям аудитории;

5)Фактор выбора модели поведения;

6)Фактор результата деятельности;

7)Отношение педагога к своей Я-концепции.

Можно говорить о том, что формирование имиджа позволяет выделить и смоделировать некоторые особенности личности и скрыть недостатки, а то и вовсе, пересмотреть и искоренить их. В результате формирования имиджа у каждого педагога происходит становление своего собственного стиля педагогической деятельности.


Я- концепция и технология построения имиджа педагога.


Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Внутренняя структура имиджа также содержит три похожие составляющие. Следует их рассмотреть.

Первая часть внутренней структуры - это представление человека о себе самом, в том числе о своей внешности: то, что он думает о себе, оставаясь с собой один на один, то, как он относится к своим физическим особенностям, что он думает о своих склонностях и потребностях. Современный учитель, особенно если он не молод, очень трепетно относится к своей внешности, памятуя расхожую истину: "По одежке встречают, а по уму провожают". Это вполне приятный тип человека умного, грамотного, трепетно относящегося и к своей работе тоже, потому что он не представляет без нее жизни, потому что пришел в профессию по призванию.

Вторая часть внутренней структуры имиджа (ее вполне можно назвать "внутреннее зеркало") - это представление человека о том, что о нем думают другие, то есть, какое впечатление человек производит на окружающих. Но педагог - это не фотомодель и производить на окружающих впечатление - не главное его кредо. Но и видеть себя эдаким "синим чулком" не каждому хочется. Поэтому современный учитель - это в большинстве своем приятная личность, чистый, аккуратный, подтянутый внутренне и внешне, коммуникативный.

И третья часть внутренней структуры имиджа - это "обратная связь", или то, что называется отношением людей к человеку, это "внешнее зеркало". Для педагога оно очень важно, потому что те цели, которые он ставит перед собой, определяют направленность педагогического взаимодействия, выбор содержания образования и способ анализа результатов деятельности .

Это и отношения с учащимися, и взаимоотношения не только с коллегами, но и с представителями администрации, а также с общественностью. Если педагог, руководствуясь нравственными, этическими нормами, верно, выстроит свою "линию поведения", то ему легко и приятно будет общаться на всех уровнях.

В зависимости от ситуации педагог формирует Я- образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность  Я- концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:

1)Чувство собственной значимости;

2)Уверенность в способности к избранному виду деятельности - педагогической работе;

3)Твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;

4)Гибкость мышления,  любовь к экспериментированию.

Таким образом, неоднократное упоминание развития у педагога чувства самоуважения и уверенности непроизвольно создает тот действующий имидж педагога, который можно назвать положительным и, в некоторой степени, идеальным, характеризующий педагога как творческую, всесторонне развитую, высокопрофессиональную, личность.

В то же время, если говорить о целенаправленном формировании имиджа, можно выделить следующие этапы в построении имиджа педагога:

1)Мотивационно-целевой. Развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами.

2)Концептуально-стратегический. Определение стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я -концепции).

3)Консультативно-технологический. Изучение личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии с тактическими вариантами.

4)Результативно-оценочный. Корректировка имиджа учителя.

Огромную роль в становлении имиджа как процесса играет приобретение учителем профессионализма в педагогической деятельности. Следует сказать, что без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, приводит к ущербности Я- концепции, неудовлетворенности результатами деятельности. Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики .

Методические рекомендации


Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо педагог может войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы имидж был органичен и притягателен для окружающих, необходимо быть обаятельными. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние - это внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз поможет работа над имиджем. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. Так или иначе, учителю необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций, это в первую очередь отразиться на мимике, интонации педагога.

В каждой профессии есть свои "нельзя". Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Необходимо задавать для себя определенный девиз, так например, как точно заметил С.Л. Соловейчик: "Рядовой учитель - не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель. Подавший заявление в педагогический институт,  по сути, берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников".

Следует акцентировать внимание педагогов на следующие характеристики:

1) понимание внутреннего мира учащихся, сопереживание ему;

2) наличие качеств, которые обеспечивают владение собой;

3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.

Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами. В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа учителям данной школы главное сохранить те тенденции, какие у них есть. Но при этом не останавливаться на существующей стабильности, а продолжать совершенствоваться. Следует все же не пренебречь некоторыми советами, вековыми истинами, которые никогда не угаснут и будут со временем все ценнее, несмотря на простоту слов:

1)Необходимо не потерять умение видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализировать, свое поведение во время общения, стремление поставить себя на место того человека, с которым происходит общение.

2)Чаще улыбаться людям. Улыбка располагает окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с дарителем позитивных эмоций.

3)Развивать свой внутренний духовный мир, свои таланты и способности. Помнить, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих .

Главное, при желании совершенствоваться, следует помнить, что имидж должен исходить из внутреннего его принятия, а не банального копирования желаемых черт.

Выводы


Вследствие изучения теоретического материала, подтверждается мнение о том, что имидж - достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы.

Нет однозначного определения имиджа педагога, но довольно четкое, на наш взгляд, из всех указанных определений - имидж педагога - это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определенной манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя, что в принципе и составляет моменты структуры имиджа педагога. Но все же главным для имиджа педагога становится его коммуникативная составляющая, закладывающаяся на Я- концепции.

Даже если учитель не задается целью сконструировать определенный имидж, но, анализируя свою Я-концепцию, что-то изменяя в ней, придерживаясь определенных моральных и ценностных установок при общении с учениками, так или иначе, он формирует определенный образ, приписываемый ему окружающими.

При этом следует помнить, что имидж должен исходить из внутреннего его принятия, а не банального копирования желаемых черт.


Заключение


Важно помнить, что профессия педагога, связана с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Это полезно учителям, для них общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности. В этом и заключается обоснование необходимости педагогу целенаправленно формировать положительный имидж.

В целом, качества, характеризующие образ "идеального" учителя, следует расценивать как "систему требований", предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.


Список использованной литературы:


  1. Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала / Е.И Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10.
  2. Берд П. Продай себя. Тактика улучшения вашего имиджа / П. Берд пер. с англ. Т.А. Сиваковой. - М.: Амалфея, 1997. - 371 с.
  3. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа / М.А. Збронский. - М.: Синтон, 2005.- 305 с.
  4. Ильина Л.А. Актерские способности в деятельности учителя: метод. Пособие / Л.А. Ильина. - Магнитогорск, 1998. - 97 с.
  5. Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя / А.А. Калюжный // Вестник интегративной психологии. - Ярославль-Москва: МАПН, 2004. - №2.
  6. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Владос, 2004. -394 с.
  7. Калюжный А.А. Развитие имиджа учителя в контексте Я-концепции и стилей педагогического взаимодействия / А.А. Калюжный // Социальный психолог. - 2005. - № 2.
  8. Калюжный А.А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа личности / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. 2005. - № 3.
  9. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 5.
  10. Капустина З. Имидж современного педагога /З. Капустина // Учитель. - 2006. - №1.
  11. Морунова Л.В. Профессионально обусловленная структура личности. Материалы II Международной конференции "Личность в пространстве и времени" / Л.В. Морунова. - Смоленск: СмолГУ,  2009. - 558 с.
  12. Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке / Е.А. Петрова // Известие Академии имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ. - 2005. -Т. 1. - 411 с.
  13. Попова Л. Имидж современного педагога / Л. Попова // Учитель. - 2002. - №6.
  14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 401 с.
  15. Татаринова Н.В. О понятии "Имидж" и его отличии от сходных с ним понятий "Образ", "Репутация", "Стереотип" / Н.В. Татаринова // Грамота. - 2009. - № 2.
  16. УМК Педагогическая имиджелогия.
  17. Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия / В.Н. Черепанова. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 296 с.
  18. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии / В.Н. Черепанова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. - 374 с.
  19. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. М., 1997. - 474 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ.

Памятка для учителя состоит из презентации и комментариев к каждому слайду....

Имидж учителя

В статье раскрывается особое значение имиджа учителя и его воприятие окружающими....

Имидж учителя иностранного языка

материал для обсуждения на МО...

Имидж учителя. Выступление на педагогическом совете.

Размышления по поводу влияния имиджа учителя на формирование личности обучающихся....

Имидж учителя

Имидж учителя в рамках современного процесса образования...

"Имидж учителя"

Интересные сведения и анкетирование учеников...

имидж учителя и его влияние на психологический климат в классе

Семинар в рамках подготовки к педсовету на тему "Психолого-дидактический аспект развития мотивационной компетенции учащихся"...