Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся.
методическая разработка по теме

Лебедева Валентина Борисовна

В докладе раскрывается понятие  субъективного опыта учащихся, предлагаются  разнообразные  формы и методы  организации учебной деятельности для  его формирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Варьеганская ОСШ

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся

Учитель русского языка и литературы: Лебедева В.Б.

Варьеган-2012

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу  России», - так сформулирован социальный заказ  в Концепции модернизации российского образования.  

(Слайд 2)

Педагог сегодня должен не только учить, но и понимать и чувствовать, как ребенок учится и более того предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учеником на уроках, могут быть полезными и реально использованы в будущем.

 Учить учиться – так современные педагоги понимают сегодня свою задачу: учить самостоятельно добывать знания, выбирать необходимое среди громадного потока информации, критически относиться к предлагаемой массе сведений и т.д.

Работая в школе, где из 122 учащихся 112 ребят коренной национальности народностей Севера (преимущественно ханты и ненцы) иногда на уроках приходится наблюдать, как ребенок тихо сидит,  смотрит тебе в глаза, но не понимает тебя. Педагог всё рассказывает и рассказывает. Правила, термины, обобщения, абстракции… Без живых образов мозг ребенка устает. Знания, приобретаемые в школе, останутся чужими. Ребенок не может их связать со своим субъективным  опытом, они оказываются невостребованными, ненужными и быстро забываются.  Поэтому в нашей школе нет  учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

         И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. В процессе интеграции России в общеевропейское образовательное пространство выявилась потребность государства в компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистах. Актуальность формирования профессиональных и особенно ключевых компетенций обусловлена необходимостью расширения профессионального признания, сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.

 Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.  (Слайд 3)

Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения. Педагоги нашей школы находятся, возможно, здесь в более выигрышном положении, т.к.  небольшое количество учеников в классах дает нам возможность лучше знать детей, их индивидуальные особенности, давать задания, помогающие раскрывать их субъективный опыт.  

Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированного обучения, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Содержание личностно-ориентированного обучения призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Функции личностно-ориентированного обучения: (Слайд 4)

  • гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  • социализации, предполагающая обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

  • учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  • изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;
  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Актуализация субъективного опыта учащихся (Слайд 5)

Под актуализацией субъективного опыта учащегося понимается совокупность деятельности педагога, направленная  на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки. Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

  • Способствовать осознанному восприятию учащимися нового учебного материала;
  • Содействовать восстановлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
  • Обеспечить включенность в процесс познания механизмов самостоятельности ученика.

                  На конкретном уроке хороший результат может быть получен только за счёт обеспечения взаимосвязей всех компонентов: цели и задачи – содержание учебного материала – методы обучения – формы организации познавательной деятельности – реальный результат. (Слайд 6)

Цели урока должны быть обусловлены требованиями учебной программы и особенностями конкретного класса (возможностями учащихся, мотивами их деятельности,  запросами и наклонностями, интересами и способностями), и направлены на формирование общеучебных и специальных умений и навыков, умственное развитие и воспитание и в целом на развитие личности.

Познавательные цели урока предпочтительно ставить через конечный результат – через действия, которыми ученики будут владеть в конце урока. Например, познавательную цель можно сформулировать через готовность учеников успешно выполнить тест, проверочную работу (при этом появляется возможность количественно измерить степень достижения цели).

Важное значение придается целям личностного развития учащихся – воспитательным и развивающим. Здесь целеполагание направлено на присвоение учащимися гуманистических ценностей и усвоение ими норм нравственного поведения, на развитие их творческих, мыслительных, исследовательских, коммуникативных, рефлексивных способностей, умений решать проблемы, работать в команде, презентовать себя и свои образовательные продукты и т.п. Так как конечный результат воспитания и развития  невозможно разложить по баллам и процентам, при планировании необходимо ставить  не цели воспитания и развития, а задачи личностного развития и воспитания учащихся.

Каким методам отдать предпочтение? Невозможно выделить какой-то один метод и противопоставить его другим. Ведь каждый метод применяется для решения конкретных задач. При варьировании методами возрастает возможность реализации личностно ориентированного подхода к ученику.

Содержание работы, применяемые формы, методы и приемы обучения определяются типом урока, его целями и задачами. Необходимо чтобы главная идея отобранного на урок содержания учебного материала проходила через все его этапы и присутствовала во всех компонентах, чтобы каждый этап урока опирался на предыдущий, «вытекал» из него.

Что же такое форма и метод обучения?  (Слайд 8)

Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная),

формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).

Форма организации обучения - это ”исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения”.

         В основе формы лежит ведущий метод  (Слайд 10)

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения  задач.

Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.  

Методы:

  • Словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • Наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  •  практические;
  • обьяснительно-иллюстративные, поисковые, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивные, необходимые для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

          С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. В своей статье "Формы обучения в современных условиях" академик РАО Новикова А.М. попыталась проанализировать тенденции развития современных форм обучения в России. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.

(Слайд 11)

              Исследования,  проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в "Пирамиде обучения", из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда".    (Слайд 12)

Интерактивный ( лат. "Inter" - это  между,  лат. "act" - деяние) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

            Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

             Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

          Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.     (слайд 13)

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, интерактивные методы.

1. Метод проектов

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.  В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра ( деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний.

2. Кейс-метод

Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных  проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

«Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений».

В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. В сущности, кейс  интегрирует рассмотренные ниже методы.

3. Исследовательский метод

Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.    

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:   - ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;  - формулировка целей и задач исследования;  

- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);  

- проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента.  

- объяснение полученных данных;  

- формулировка выводов, оформление результатов работы.  

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.    

4. Дискуссии

Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.  

Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

5. Игровые методики

Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к изучению предмета . При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. В чем же успех такого урока? В его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на родное стойбище и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса).

 При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

6. Метод «мозгового штурма»

Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что учителю  целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Группы нестандартных уроков

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка.

Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. С 5 класса  начинается подготовка к ЕГЭ,  особое внимание уделяется работе над сочинением-рассуждением, справиться с которым ученик может,  лишь опираясь на свой читательский и субъективный  жизненный опыт.

Основная цель преподавания русского языка – научить передавать свои мысли, чувства, отстаивать позицию, излагать собственные взгляды и убеждения в доказательной манере.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы.

Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы).

Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного.

                   Учителя Варьеганской  школы обучение русскому языку тесно связывают с изучением материальной и духовной культуры русского народа, выделяют лингвокультурный аспект обучения русскому языку, формируют у учащихся культурологическую компетентность, знание русской народной культуры.

                   Задача нашей школы - помочь учащимся с помощью языка постигать систему миропонимания народа, его философию, психологию, историю и духовную культуру в целом. Такое изучение русского языка поможет учащимся освоить новую языковую картину мира, вникнуть в языковое сознание русского народа, понять, что увидел народ в том или ином предмете, по каким признакам дал ему название, какие образы запечатлены и обобщены в слове.
                 Очень важно, какой дидактический материал используется при обучении русскому языку. Он должен отвечать главному требованию:  быть культурологически информативным, эмоциональным, отражать подлинные культурные ценности русской нации. В этой связи возникает проблема составить культурологический языковой минимум. Для первоначального знакомства с русским языком в национальной школе советуем отобрать наиболее важные специфические национальные понятия. В культуре каждого народа такие понятия есть, и знание их если не обязательно, то весьма желательно для каждого образованного человека. Лингвокультурологический материал ребята лучше усвоят в сопоставлении со своим родным языком. Поэтому там, где возможно, целесообразно проводить сопоставления, параллели, показывать, что у каждого народа своя картина мира, которая зависит от географических, климатических и иных условий.

                Жизнь поставила перед учителем на современном этапе развития школьного образования новые и сложные задачи. Каждый учитель призван подготовить молодых людей к жизни, к практической работе, научить их творчески мыслить, воспитывать в них высокие нравственные качества. Наряду с этой общей задачей на уроках русского языка в условиях национальной школы решается задача свободного овладения нерусскими учащимися русским языком как средством общения, задача формирования национально-русского двуязычия. Эти задачи хорошо осознаёт коллектив учителей нашей школы.

                   Главное условие успеха в любом деле- это творчество. Творчески подходят наши учителя к выполнению требований программы по русскому языку, наполняя уроки интересным, богатым содержанием, умело осуществляя связь изучаемого грамматического материала с потребностями речевого общения, с жизнью.
                     После неустанных поисков мы пришли к выводу:  чтобы помочь нашим учащимся практически овладеть русским языком, учитель в первую очередь должен вооружить их необходимым словарным запасом. Обогащение активного словаря учащихся мы определяем как основную задачу уроков русского языка.
                    Самое главное в словарной работе- это научить школьников активно пользоваться изучаемой лексикой.                      У нас уже наметилась своя система работы, которая даёт положительные результаты. Важнейшим фактором в воспитании интереса к изучению русского языка, как было сказано ранее, является подбор дидактического материала, интересных и познавательных фактов о жизни, быте, труде. На уроках  русского языка в нашей школе проводится работа под названием «Кладовая русского языка», когда учитель  знакомит детей с отрывками  из шедевров  русских мастеров слова. Часто  звучат пословицы, поговорки народов нашей страны. Всё это позволяет целенаправленно обогащать словарный запас школьника.

Назначение занимательности в процессе обучения многообразно. Она может являться первоначальным толчком познавательного интереса, своеобразным трамплином к углубленной познавательной деятельности; служить опорой эмоциональной памяти, средством запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов; быть своеобразной разрядкой напряженной учебной обстановки в классе.

Учитывая необходимость правильного внедрения занимательных приемов в структуру урока, учитель опирается на классификацию занимательных приемов, разработанных Ю.К.Бабанским. Педагогами используются:

1. Словесные занимательные приемы (рассказы о языке, сказки о языке, шуточные стихотворения или рифмованные строчки).

2. Наглядные занимательные приемы (рисунки, таблицы и схемы, печатные пособия).

3. Практические занимательные приемы (игры – загадки, занимательные упражнения, творческие задания, кроссворды, ребусы и др.).

Педагогами  учитываются особенности влияния словесных, наглядных и практических занимательных приемов на учебно-познавательную деятельность учащихся национальной школы в процессе изучения ими русского языка.

Рассказы о языке представляют собой маленькие, миниатюрные эпизоды из реальной жизни, отражающие современные языковые явления, процессы. Они вызывают интерес школьников к живому русскому слову и его истории, к вопросам культуры речи.

Сказки о языке облегчают восприятие подчас непростых для учащихся  закономерностей русского языка. Они позволяют включить в работу образное мышление ребенка, что способствует лучшему запоминанию понятий и терминов.

Шуточные стихотворения и рифмованные строчки способствуют усвоению той или иной темы, а также запоминанию, т.е. становятся приемом мнемотехники.

Практические занимательные приемы непосредственно вовлекают учащихся в учебную деятельность. За развлекательной стороной игр, занимательных упражнений стоит глубокое осмысление учащимися лингвистической информации.

Занимательные приемы на уроках русского языка в нашей школе   способствуют оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки детей, а также формируют у обучающихся потребность пользоваться справочной и энциклопедической литературой, вырабатывает потребность самостоятельного добывания знаний. Эти качества проявляются при участии учащихся в конкурсах «Грамотей», «Русский медвежонок» и предметных олимпиадах.                    Знание только родного языка резко ограничивает возможности членов школьного  коллектива рамками лишь внутришкольных отношений, изолируя данную этноязыковую общность от окружающей многонациональной среды. Владение же наряду с родным вторым компонентом национально – русского двуязычия - языком межнационального общения - может обеспечить приобщение к достижениям российской и мировой науки и культуры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся Учитель русского языка и литературы МБОУ Варьеганская ОСШ Лебедева Валентина Борисовна

Слайд 2

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. В процессе интеграции России в общеевропейское образовательное пространство выявилась потребность государства в компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистах . Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика.

Слайд 3

Задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированного обучения, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Слайд 4

Функции личностно-ориентированного обучения: гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. культуросозидательная ( культурообразующая ), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. социализации , предполагающая обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.

Слайд 5

Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса: учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика ; активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

Слайд 6

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач; необходимо стимулировать учащихся к использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности

Слайд 7

Актуализация субъективного опыта учащихся Под актуализацией субъективного опыта учащегося понимается совокупность деятельности педагога, направленная на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки.

Слайд 8

На конкретном уроке хороший результат может быть получен только за счёт обеспечения взаимосвязей всех компонентов : цели и задачи – содержание учебного материала – методы обучения – формы организации познавательной деятельности – реальный результат.

Слайд 9

Форма организации обучения Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования. В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная ), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения - это ”исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения”.

Слайд 10

Методы обучения Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Метод обучения (от др.-греч . μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Слайд 11

Методы обучения Словесные , которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности; Наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции; практические ;

Слайд 12

обьяснительно-иллюстративные,поисковые , применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере; репродуктивные, необходимые для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда; индуктивные и дедуктивные , оптимальное чередование которых обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Слайд 13

«Пирамида обучения » (Данные Национального тренингового центра США) Наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%). Наибольший процент имеют интерактивные методы (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%).

Слайд 14

Интерактивный ( лат. " Inter " - это между, лат. " act " - деяние) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Слайд 15

Интерактивные методы : Дискуссия; эвристическая беседа; «мозговой штурм»; ролевые, «деловые» игры; Тренинги; кейс-метод; метод проектов; групповая работа с иллюстративным материалом; обсуждение видеофильмов и т.д.

Слайд 16

метод проектов Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта . Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (деловая ), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности.

Слайд 17

Кейс-метод Кейс-метод ( Case study ) – это техника обучения, использующая описание реальных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, из своего субъективного опыта. В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Слайд 18

Исследовательский метод Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.

Слайд 19

Дискуссия Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся » , в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Слайд 20

Игровые методики Игра – вид деятельности , который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к изучению предмета. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения , способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы

Слайд 21

Метод «мозгового штурма» Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы , основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Слайд 22

Открыть уста детей… "Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в ХХ веке лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольных работ, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения. Учитель современной школы должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей" , предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово, опираясь на их субъективный опыт

Слайд 23

«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда» (китайская пословица)

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»

Выступление на заседании методического объединения воспитателей...

Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии

Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную д...

Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии

Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Доклад на РМО учителей информатики: "Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ"

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет он, зависит наш результат. Обмен опытом между педагогами одного направления просто необход...