«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»
статья по теме
Выступление на заседании методического объединения воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_aktivnykh_form_i_metodov_organizatsii_dosuga_doklad_na_mo.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида города Зернограда
ГКОУ РО школы-интерната V вида г. Зернограда
«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»
( выступление на заседании МО воспитателей)
Воспитатель:
Малькова
Наталья Владимировна
г. Зерноград - 2011
«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников».
Одним из основополагающих документов в области образования, в котором впервые за последнее время приводятся характеристики досуга, стала Концепция модернизации Российского образования до 2010 года. Наряду с такими важными задачами образования, как создание здоровьесберегающей среды, формирование ценностно-смысловой ориентации человека в мире, гражданственности, норм социального взаимодействия, толерантности и т.д., в данном документе отражены подходы к развитию культурно-досуговых компетентностей субъектов воспитательного процесса; отмечается необходимость специальной педагогической организации досуга наряду с другими требованиями к системе образования.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию – одна из ведущих задач учреждений образования.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:
- отдых,
- развлечение,
- общение,
- саморазвитие.
Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно.
Между тем, как показывают социологические исследования (Верб Л.Я.), школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
3.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
4. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
5. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека.
Методы досуговой педагогики
- Метод игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта);
- Метод театрализации (знакомит ребят с разнообразными сюжетами жизни);
- Метод состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);
- Воспитывающие ситуации (специально смоделированные ситуации для самореализации, организованного успеха);
- Импровизации (выводит на практическую и творческую предприимчивость);
- Равноправного духовного контакта (гуманизм и доверие в отношении между детьми и взрослыми).
Требования к организации досуга детей:
- технологичность – форма и метод организации досуга должны обеспечить определённый эффект, который будет повторяться в различных ситуациях;
- социальная направленность – досуг должен способствовать развитию личности, обеспечивать успешное усвоение социального опыта и ценностей общества;
- практичность – при минимальных материальных затратах – максимальный эффект.
В чем же специфика культурно-досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.
Раньше типичным для практики являлась организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел), без должного программного обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-досуговой деятельности. Между тем педагогически правильная ее организация может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих» результатов досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.
Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.
Основные типы культурно-досуговых программ
За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются шесть типов программ:
• разовая игровая программа;
• конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
• игра-спектакль;
• театрализованная игра;
• зрелище;
• праздник;
• длительная досуговая программа.
Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова — педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап — дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.
II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
• игры на местности,
• игры на восприятие друг друга,
• спортивные игры, туризм,
• праздники, конкурсы;
• встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы),
• драматизация.
III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.
Это могут быть:
• вечера современной музыки, авторской песни,
• диско-шоу,
• спортивные игры,
• дискуссии,
• тренинги;
• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.
После всего выше сказанного по логике вещей последует вопрос. А как на практике реализуется то, о чем говорилось выше?
В школе активно ведётся работа по организации досуга обучающихся, воспитанников. Используются следующие формы:
- КТД (коллективно-творческие дела);
- Традиционные общешкольные праздники;
- Воспитательные занятия;
- Спортивные праздники;
- Экскурсии;
- Конкурсы
- Работа школьных кружков («Театральный», «Хозяин», …………..
Значительный вклад в организацию досуга в школе вносит работа дополнительного образования
(На педсовете широко и содержательно был представлен опыт работы дополнительного образования в нашей школе по организации досуга, включению воспитанников в художественно-творческую (кружок «Биссероплетение»), поисково-краеведческую (работа школьного музея) деятельность, работа детского объединения «Вместе дружная семья».)
И в заключении хочется отметить, что успех любой досуговой программы определяется тем, чтобы каждый ее участник почувствовал себя легко и свободно, продемонстрировал свои способности и дарования, включился с видимым желанием в какой-либо вид деятельности, игру, смог ощутить себя частью дружного детского коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности для раскрытия субъективного опыта учащихся.
В докладе раскрывается понятие субъективного опыта учащихся, предлагаются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности для его формирования....
Прогулка – компонент организации досуговой деятельности школьников
В стать описываются различные виды прогулок с учащимися во внеурочное время, их структурное содержание Даются рекомендации по организации прогулки, как активного отдыха детей....
Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения
Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения...
Организация досуговой деятельности школьников младшего и среднего возраста в дни зимних каникул
сценарии....
ПРОЕКТ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
laquo;Школа – наш второй дом». Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы создаем свою школьную страну, где всем школьникам будет интересно и весело не только на уроках, но и...
Использование активных форм и методов в деятельности педагогоа-организатора
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15242754","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15242761","...
Повышение эффективности образовательного процесса за счет использования различных форм и методов организации контрольно-оценочной деятельности на уроках математики
Статья о формах и методах организации контрольно-оценочной деятельности...