Прогулка – компонент организации досуговой деятельности школьников
статья на тему

В стать описываются различные виды прогулок с учащимися во внеурочное время, их структурное содержание Даются рекомендации по организации прогулки, как активного отдыха детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_2.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка – компонент организации досуговой деятельности школьников.

Одним из направлений работы воспитателя ГПД является организация досуга ребят, посещающих группу. Досуговую деятельность ГПД принято рассматривать как активное и целесообразное наполнение свободного времени школьников, и именно воспитатель, используя различные педагогические приемы, комбинируя  и чередуя виды деятельности своих воспитанников, должен  сделать их досуг  насыщенным, интересным и разнообразным. Одним из широкого спектра компонентов организации досуговой деятельности школьников в ГПД является прогулка.

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Это занятие на воздухе, то есть за пределами школьного помещения, а значит, в тесном общении с природой, с людьми, друг с другом и воспитателем в иной, более естественной обстановке. Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи личности  ребенка с жизнью в различных ее проявлениях. В этом и состоит главный воспитательный смысл прогулки.

Прогулка  решает задачи восстановления умственной работоспособности, физического воспитания, расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.

Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим их миром, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений, а зрительная оценка изменений в окружающей действительности происходит мгновенно.

Использование прогулок в режиме ГПД предоставляет так же огромные возможности для улучшения эстетического воспитания школьников. Мир прекрасного раскрывается для них через наблюдение природы, созидательной деятельности человека, повседневной жизни и поведения людей.

Всё многообразие жизни оставляет в сознании  воспитанников неизгладимый след, учит их согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами, поэтому очень велико значение прогулки  и в формировании нравственных качеств учащихся.

Рекомендуется проводить прогулку один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность колеблется от 1 до 2-х часов.  В младших классах прогулка более продолжительна, чем в старших. В холодное время года длительность прогулки сокращается, зато темп её возрастает, чаще проводятся подвижные и спортивный игры.

Как и у любого воспитательного дела с детьми у прогулки выделяется три цели: познавательная, воспитательная и развивающая. Воспитатель в соответствии с поставленными целями расширяет область знаний учеников, вооружает их различными умениями и навыками, развивает у них общественно ценные качества личности, осуществляет физическую подготовку или закалку детского организма детей.

 Все виды прогулок можно свести к двум основным группам: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные.

Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые,  поисковые, вольные, маршрутные.

Название «спортивная прогулка» говорит само за себя, на ней дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках. При этом нельзя допускать перегрузки воспитанников и превращать прогулки в тренировочные или соревновательные занятия.

Во время игровой прогулки разыгрываются ролевые игры, или создаются ситуации, при которых дети перемещаются на местности, их поджидают неожиданные открытия, испытания навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины.

Содержание поисковой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы группы продленного дня и включают в себя элементы поиска, выполнения задания. Во время поисковой прогулки осуществляют выбор будущих маршрутов, мест, где в будущем можно организовать коллективные игры, а также ведут сбор природных материалов, пригодных для труда, гербариев.

Вольные прогулки, или прогулки-развлечения проводятся по желанию детей, которые сами выбирают маршрут, цель, темп движения. На этих прогулках можно повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить (катание с ледяной горки, забавные состязания, разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов). Частое их применение нежелательно, так как может превратить прогулку в бесцельное времяпрепровождение.

     

Маршрутные прогулки основываются на постоянно меняющихся маршрутах движения. Маршруты могут быть укороченными или наоборот, удлинёнными. Со временем обучающиеся будут хорошо знать районы города, территории, прилегающие к школе.

Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделить на: демонстрационные, ознакомительные, практикуемые и творческие.

Во время демонстрационных прогулок, воспитатель обязательно должен комментировать увиденное. Например, отметить своеобразие архитектурных украшений дома, обратить внимание на редкое растение, мемориальную доску. Часто такая прогулка завершается беседой, во время которой сообщаются какие то дополнительные данные об объекте.

Ознакомительные прогулки поверхностно знакомят детей с отдельными предметами и явлениями окружающего мира. К такому виду прогулок относятся прогулка-наблюдение – т.е. целенаправленное наблюдение школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира (в школьном саду, ближайшем сквере, парке). А так же прогулка – экскурсия, во время которой школьников знакомят с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве и т.д.

Прогулка-практикум предназначена для отработки и закрепления жизненно необходимых навыков и знаний.

Задача прогулки-творчества - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность.

При организации и проведении прогулки допускается комбинирование различных ее видов, т.е. сочетание, например игр со спортивными занятиями, или экскурсионной и трудовой деятельности и т.д.

Независимо от вида прогулка имеет определенную методическую структуру:

1 этап.         Организационный момент.

•          одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы одежда и обувь детей соответствовали погоде и деятельности данной прогулки).

•        сообщение цели, плана, маршрута и заданиях прогулки (данное сообщение должно быть кратким, четким, доступным детям.)

•        проведение беседы-инструктажа о правила хождения по улице, поведения в общественных местах и технике безопасности.

•        назначение ответственных, распределение конкретных поручений (например, помочь воспитателю организованно вести выход и возвращение детей в школу, или помочь руководить сбором необходимого для поделок природного материала, или провести подвижные игры и развлечения).

  •        построение детей в колонну.

Последние четыре пункта организационного момента проводятся во дворе школы.

2 этап.         Движение по намеченному маршруту к месту проведения прогулки.

Во время движения по маршруту педагог, постоянно ведет наблюдение за самочувствием детей. Иногда он останавливает детей, чтобы обратить их внимание  на тот или иной объект. Перемещаясь вдоль колонны, воспитатель ведет индивидуальную работу по развитию у своих питомцев интереса к окружающему миру.

3 этап                Проведение прогулки.

В зависимости от ее вида это может быть:

  • организованное наблюдение.
  • выполнение детьми предусмотренных заданий.
  • какая-либо самостоятельная деятельность воспитанников.
  • деятельность детей под руководством воспитателя.
  • беседа воспитателя по теме прогулки.

4 этап.                Краткое подведение итогов прогулки.

  • Проведение беседы-рефлексии приобретенных знаний или навыков воспитанников.
  • Проведение анализа прогулки, во время которого нужно обязательно поблагодарить помогавших школьников.
  • Выяснение мнения детей о содержании проведенного воспитательного дела (что понравилось, что нет, что больше всего запомнилось и т.д.)

5 этап.                   Возвращение в школу.

Во время движения воспитатель обязательно наблюдает за самочувствием детей, беседует с отдельными учениками, дает дополнительные консультации, если этот необходимо. Завершается прогулка проверкой наличия всех учеников, приведением одежды и обуви в надлежащий порядок.

Готовясь к прогулке, воспитатель должен учитывать следующие требования к ее организации:

1.        Определить вид прогулки.

2.        Установить цель.

Следует помнить, что всегда определяется две цели прогулки: познавательная и воспитательная, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности ученика или коллектива. Воспитатель, сообщает школьникам определенный объем знаний, вооружает их новыми умениями и навыками, возбуждает интерес и любознательность.

3.        Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

Маршрут прогулки должен отвечать требованиям безопасности и наличия познавательных моментов. Для школьников младших классов во время прогулки предусматриваются остановки.

4.        Выбрать место проведения прогулки и осмотреть его.

5.        Определить затраты времени на прогулку.

Зная силы и возможности своих воспитанников, готовящийся к прогулке воспитатель определяет затраты чистого времени на прогулку. (В общем времени прогулки заключается время на одевание, инструктаж в ее начале и оценка поведения детей в конце, раздевание, умывание детей). Расстояние, которое предстоит пройти детям, места кратковременного отдыха, объекты наблюдения намечаются заранее. В расчет при этом берется время года, погода, особенности рельефа, возможные препятствия, опасности и т. п.

6.        Подобрать нужный материал.

В соответствии с поставленной целью педагог определяет содержание конкретной прогулки, т.е. производит отбор информации учебного, нравственного, этического или эстетического характера. При этом учитывается возраст детей, их общая подготовка, интересы и склонности.

7.        Наметить виды деятельности учащихся.

Прогулки позволяют применять различные педагогические средства для организации разнообразной познавательной, общеобразовательной и двигательной деятельности, а также всего арсенала воспитательных методов включения школьников в активный коллективный отдых который дает возможность для детей проявить инициативу, заняться самодеятельностью и творчеством.

8.        Составить конспект прогулки.

После чего можно переходить непосредственно к реализации намеченной прогулки.

Только педагогически осмысленная система прогулок может стать органичной частью целостного учебно-воспитательного процесса в режиме продленного дня. Наряду с системой уроков, самостоятельной учебной работой, творческими занятиями она способствует формированию многообразных отношений школьников к окружающему миру, к людям, к самим себе, формированию интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, спортивным эстафетам, укреплению здоровья, развитию всесторонне развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ"

Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ Досуг – это время, остающееся  у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных вне...

«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»

Выступление на заседании методического объединения воспитателей...

МЕСТО И РОЛЬ УРОКОВ ОРКСЭ В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

татья посвящена вопросам создания единой образовательной системы, которая будет в себя включать и обучение, и досуг, с целью эффективности целостного учебно-воспитательного процесса....

ПРОЕКТ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Школа – наш второй дом». Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы создаем свою школьную страну, где всем школьникам будет интересно и весело не только на уроках, но и...

«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»

Направление «3-ПРО современной школы: профиль, профориентация, пробы». В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа &la...