«Использование разнообразных форм и методов активизации творческой деятельности учащихся»
статья на тему

Красутских Ольга Викторовна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1.1 Адрес педагогического опыта:  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

 «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко-Сале Пуровского района,

1.2 Сведения об авторе:

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды,звания

Красутских

Ольга

Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Высшее

Челябинский государственный педагогический институт, 1985г.;

30 лет

высшая

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

2.1 Тема опыта: «Использование разнообразных форм и методов активизации творческой деятельности учащихся»

2.2  Объект опыта  - обучающиеся основной и полной средней школы

2.3Актуальность опыта

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств школьников, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции.  Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем.  Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие,  активно участвующим в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.

Основное противоречие лежит между традиционными технологиями в образовании и ключевыми изменениями облика  современной модели образования к 2020 году, представленными в  государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».  Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко) стало основой становления моего педагогического опыта

2.4Условия функционирования опыта

  • Внедрение новых педагогических технологий в работу;
  • создание на уроках ситуации успеха
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
  • накопление  дидактического  материала;
  • накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
  • наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к изучению предметов.

3.1 Цель педагогического опыта:

Разработка и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

3.2 Описание сущности  опыта

Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1)   объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем,  символических картинок, опорных конспектов);

2)   репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3)   эвристический метод (решение лингвистических задач);
4)   методы самостоятельной работы учащихся;

5)   метод дифференцированного обучения;

6)   метод проектов.

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Решение этой проблемы главным образом зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.

Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. В этой связи главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, т.к. ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а потом воспроизводит, т.е. мы здесь наблюдаем репродуктивную деятельность. Конечно, и в этом случае нужны определенные способности к обучению, но такое обучение не оказывает существенного влияния как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей. Таким образом,  если учитель ставит своей целью развитие ребенка, то конечный результат его деятельности - психические новообразования в личности учащихся.

При построении развивающего обучения методика, прежде всего, должна опираться на результаты исследований психологической науки. С точки зрения психологии «психологическое развитие человека - это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов, эмоций. Таким образом, развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной (творческой).

Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. И здесь нужно сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки и главное - найти тот «рычаг», который приведет в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с ним и личности учащихся.

Под таким рычагом следует понимать рациональную организацию всего учебного процесса, применение современных  личностно – ориентированных технологий. Сюда включено и логико-содержательное построение курсов,  и частично-поисковый, и  проблемно – исследовательский метод обучения. Но какой бы метод обучения мы ни избрали, успех в конечном итоге зависит от успешного протекания мыслительного процесса учащегося.

Творческая деятельность ученика, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия зависит от трех составляющих мышления:

1) высокий уровень сформированности элементарных

мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации;

2) высокий уровень активности мышления;

3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления.

Сформированность названных качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведет к развитию творческой личности.

В сохранении высокой активной мыслительной деятельности на уроке играет большую роль мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьников, являются занимательные задания (на соображение, на догадку, головоломки, творческие задания, логические упражнения).

Их можно использовать на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования творческих умений.

Один из принципов моей методики - отстаивание собственной точки зрения учащимися. Таким образом, я не только закладываю в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания

Формы и методы, используемые мной на уроках:

1)   объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем,  символических картинок, опорных конспектов);

2)   репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3)   эвристический метод (решение лингвистических задач);
4)   методы самостоятельной работы учащихся;

5)   метод дифференцированного обучения;

6)   метод проектов.

В своей работе я стараюсь как можно больше уделять внимание созданию условий для развития творческого мышления в учениках. Для достижения этой цели считаю необходимым давать как можно больше творческих заданий и не только в качестве домашней работы, но и включать их как элементы в  урок. Тем более что программа « Школа 2100», по которой я работаю четвертый  год учитывает эту направленность учебного процесса. Авторы учебника достаточно много предлагают творческих заданий, практически в каждый параграф включают такие виды работы, как устное рассуждение, связное письменное высказывание на лингвистические темы, свободный диктант и т.д. Серьезное внимание уделяется изучению стилей и типов речи, различных творческих жанров, обучению работе с текстом.

Управление процессом развития продуктивного, творческого мышления прямо связано с формированием творческой личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Решению этой задачи способствует развитие общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей уч-ся.

К творческой лингвистической деятельности уч-ся относится:

  • самостоятельный  перенос ими обобщенного лингвистического подхода к
    анализу языковых единиц на изучение нового материала;
  •  создание нетрадиционных работ, выполнение творческих заданий в учебное и внеучебное время;
  • самостоятельный выбор творческих форм при выполнении учебных задач;
  • проявление творческой инициативы:
  • межпредметный характер деятельности (основная функция языка – функция познания и обобщения).

Развитию творческой активности способствует достаточный арсенал средств (проблемные языковые и речевые задачи; текст в качестве единицы обучения; лингвистические загадки; грамматико-алгоритмические упражнения; обобщающие схемы ми опорные конспекты; творческие речевые задачи и упражнения).

Например:

  • Спишите предложения, вставляя потерявшиеся существительные.
    Если вы любознательны, возьмите глобус и найдите на нем экватор  и Гринвичский меридиан.
  • Каждый раз, когда вам встретятся имена собственные (географические              названия или имена людей), старайтесь запомнить, как они пишутся. Новое слово выпишите на карточку, на обороте - что оно обозначает.  Затем проводим по ним словарный диктант.
  •  Прочитайте отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза», «Изучение
    географических карт», Если вы по-прежнему не утратили любознательность, отыщите на карте места, о которых упоминает автор. Обратившись к энциклопедии, объясните, что такое Югорский Шар.
  • Выпуск лингвистического листка «Знаете ли вы?»
  • Сочинение стихов (слова заданы). Формы: сказочная, занимательного характера
  • Подбор текстов-иллюстраций для демонстрации изучаемых языковых
    явлений.
  • Создание иллюстраций. «Грамматика в картинках».
  •   Мини- викторина «Откуда взяты эти строки?»
  • Использование на уроке сказок «Сказка про Кос-Кос». «О девочке Люсе и
    безударных гласных».
  • Использование сигнальных карточек, мяча.
  • Игра (Работа над ошибками). Получившие «2» попадают в страну  Безграмотландию, но корабль не может бросить ребят. Ставят
  • «диагноз»      «больным» словам и «лечат» их.
  • Аукцион знаний. «Кто больше?» (вспомнить сведения, приобретенные в
    процессе знакомства с разделом...)
  • Ю.Олеша:  «Самый интересный роман - роман о себе «ежедневном»» Но где же найти такой роман о себе? (Личный дневник человека)
  • Два варианта чтения: полностью или в сокращении, по хрестоматии;
  •  Создание устной словесной иллюстрации или рисунков к повести.
  • По впечатлениям от страниц И. С. Шмелева создать собственные

      зарисовки обрядов и верований своего края. («Лето Господне»)

Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании: нулевая, относительно-активная, исполнительно-активная, творческая).

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (лат. «сгеаге» - творить, создавать). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь в преодолении кризиса. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы, а также сферы воображения, интуиции и образного мышления.

Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного, например, с предложения ответить на вопрос: «Что можно сделать необычного с обыкновенным... кирпичом?»

Сферы эмоций и воображения тесно взаимосвязаны. Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение         Техника ТРИЗ - теоретическое решение изобретательских задач.

Например:

  •  Детские загадки. Умение отсечь лишнюю информацию (в этом суть).

    «На шесте - дворец, во дворце - певец».

  • Творческий тренинг – задача : «Три слова»: круглый, красный, кислый. За 5 минут придумать не менее 5 предметов и явлении, которым были бы свойственны все эти три определения.
  •  Придумать монолог от имени окружающих вещей (старая расческа, шнурок в правом ботинке, дверная ручка).
  •  Различные игры и ребусы.
  • Игра «Кто больше?» (назвать произведения, в которых встречаются числительные).
  • Игра « Слово -  магнит»( слово притягивает к себе другие слова. Готовим строительный материал («речевые кирпичики») - для составления связного текста)  Например: Солнышко:   радость, птицы, день, звери, весна, улыбка, доброта, красота, золото, лес, люди.

           Проснулось золотое солнышко. Улыбнулось зверям, птицам, людям.

           Весь  день освещало поля, леса, горы. Всех радовало своей красотой и улыбкой.

  •  Фантазия от греч. ел. «творческое воображение, мечта, выдумка».

     Пофантазируй. Представь, что ты превратился в дом, зеркало,

     мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, росу, компьютер.

    Что ты    чувствуешь,   ощущаешь?

        Нужен ли ребенку успех в учении?  « Безусловно»,- скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители.  « Интерес к учению,- писал В.А.Сухомлинский,- проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…». Создавая условия для успешного обучения, каждый педагог ищет свои приемы и средства. Мне думается, что разбудить в учащихся интерес к языку помогают также уроки развития речи, которые я  стремлюсь сделать эмоционально привлекательными для учащихся. Необходимо заинтересовать детей самим процессом работы над словом, научить их осознанно относиться к продуктам своего учебного труда (сочинения, изложения и т.д), чтобы достижение одного урока становилось стимулом для работы на следующих занятиях.

       Самое главное средство - создание ситуации успеха на уроках творчества. Одним из приемов, придающим эмоциональную привлекательность урокам развития речи, является необычное начало каждого занятия. Часто уроки я начинаю со скороговорок, легких в заучивании, вызывающих улыбку и смех. Эта как бы своеобразная речевая разминка, к которой со временем учащиеся сами стали готовиться, находить свои интересные примеры скороговорок:

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • Не выли, львы, выли у Невы?
  • Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Три дроворуба, три дровосека, три дровокола
  • Сшит колпак не по- колпаковски, вылит колокол не по- колоколовски. Надо колпак переколпаковать – перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать

       Однако одним, даже эмоционально привлекательным, воздействием педагога трудно удержать интерес учащихся. Ученик на уроке должен почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя.

        Особенно важным показалось мне организовать ситуацию успеха для учащихся пятого класса, т.к. при переходе в среднее звено обучения ученик сталкивается с тем,  что все факторы, которые обеспечивали стабильность учебного процесса, претерпевают изменения. Зачастую дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Чем важнее повышенное внимание к этому периоду школьников, тем нужнее приемы и средства, помогающие младшим подросткам быстрее адаптироваться в новых условиях.    

3.3  Результативность опыта

         Меня очень радуют попытки ребят выразить свою творческую индивидуальность в сочинениях. Обдумывая методику творческих работ, мы задаемся вопросом: с какого жанра начинать? Если действительно хотим развивать творческий потенциал, мы должны, прежде всего, развить образное мышление. И становится ясно, что начинать надо с малых форм,  например, с этюда, или зарисовки с натуры. Одними из первых этюдов пятиклассников были этюды на привычные темы о временах года: зимеь осени, весне.  В течение года учащиеся неоднократно писали этюды на разные темы: «Звездное небо», «Утро», «Что бы я сделал, если бы был… ?», «Дождь» и другие.  

          В более старшем возрасте (7-8 класс) ребята  писали этюды, в которых пытались осмыслить жизнь, разобраться в ее сложностях, «выйти на себя». Это уже скорее не этюды, а эссе, например, на такие темы: «Этюд о человеке», «Легко ли быть молодым?», «О времени и о себе», «Хороший человек» и другие.

В процессе взросления растет мастерство учащихся, этюды становятся глубже, красочнее. Зачастую ребята 7-8 классов пользуются этим жанром, включая яркие зарисовки в путевые заметки, рассуждения по поводу, эссе и другие жанры творческих работ.

На уроках развития речи учащимся предоставляю  возможность использовать свои силы не только в прозе, но и в стихах. Ребята с удовольствием выполняют задания с предложением создать стихотворение - пейзажную зарисовку, придумать стих по данному началу либо по опорным словам, играют в «Буриме».

Конечно, далеко не все стихотворные попытки можно назвать настоящими стихами. Важно другое, что у учащихся возникло желание выразить себя в поэтической форме, и многие дети открыли в себе способности, о которых ранее не подозревали.

Но в процессе работы нельзя забывать, что чувство удовлетворения только тогда оставляет след в душе ребенка, когда достижение его связано с преодолением каких - либо трудностей. Каждый новый успех должен быть не простым повторением предыдущего, а более высокой ступенькой в учении. Вот почему в уроки развития речи я обязательно ввожу специальные уроки осмысления проделанной работы (т.е. анализа творческих работ). Данные уроки, я считаю, не должны быть просто традиционной работой над ошибками. Главное - стремиться к тому, чтобы учащийся с моей помощью осознал, что получилось у него в работе и что ещё требует совершенствования..

        Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность.  В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия,   урок-праздник.

 Процесс изучения русского языка и литературы в последнее время      стараюсь строить на основе интеграции инновационных  технологий  (проблемно - исследовательская,  модульная,  информационно-  коммуникационная)  с формами, методами и средствами традиционной классно- урочной системы. Это позволяет  при таком комбинировании переставить акценты с выслушивания учениками предметного материала на  развитие  их мышления и творческого потенциала. Следствием такого подхода к обучению является высокое качество контрольных и творческих работ учащихся ( триместровых и годовых)

На уроках русского языка, к сожалению, зачастую вне поля зрения остается важнейшая сторона - эстетическая функция языка, которая ясно и полно проявляется в произведениях:        v

художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, орфограмм, контрольных диктантов не видят дети в родном языке самого главного - его удивительного богатства и красоты, величия и выразительности. В последние годы методика ищет ответ на вопрос, как организовать процесс обучения, чтобы эстетическая функция языка не терялась за трудоемкой грамматической и речевой работой на уроке.

       Одним из путей является проведение специальных курсов, факультативов или отдельных уроков, суть которых в интеграции двух предметов - русского языка и литературы. Такие интегрированные курсы и уроки называют старым русским словом – словесность.  Способов стыковки двух самостоятельных предметов немало, о чем свидетельствуют публикации последних лет, многочисленные исследования этого вопроса в методике, разнообразный опыт учителей.

        Последние три года я тоже пытаюсь на практике осуществить эту интеграцию, а именно, опираясь на опыт методистов, разрабатываю и провожу специальные уроки, на которых рассматриваются изобразительно-выразительные возможности родного языка и реализация в литературных произведениях. Задача этих уроков - формирование навыков лингвистического (лингвопоэтического) анализа литературных текстов.

         В средних классах закладываются основы филологического взгляда на художественный текст. Для того чтобы в старших классах учащиеся могли чутко и адекватно воспринимать язык художественных произведений, с удовольствием читали, умели самостоятельно входить в художественный мир, необходимо уже с 5 класса целенаправленно и планомерно проводить специальную предварительную работу. Поэтому я не только провожу специальные уроки словесности, посвященные анализу текста, но и включаю в обычные уроки русского языка в 5-7 классах специальные задания, направленные на работу с художественным текстом. В своей работе я опираюсь на авторскую программу «Уроки словесности» Львовой СИ.

Специальные уроки лингвистического анализа текста я провожу 1 -2 раза в четверть за счет уроков развития речи. На мой взгляд, наиболее удачными, интересными получились уроки, посвященные анализу поэмы И. Бунина «Листопад», стихотворения Е, Никитина «Звезды меркнут и гаснут.,,», С Есенина «Отговорила роща золотая», стихотворения А. Фета, Ф.Тютчева, урок по незавершенной сказке о медведихе А.С. Пушкина.

За последние годы работы в школе мною были разработаны не только отдельные уроки словесности,    но и факультативный курс для учащихся  10-11  классов, подготовлены дидактические и  контрольно- измерительные материалы.

          В своей работе я стараюсь как можно больше уделять внимания созданию условий для развития творческого потенциала в учениках. Для достижения этой цели считаю необходимым давать как можно больше творческих заданий и не только в качестве домашнее работы, но и включать их как элементы в урок. Тем более что программа

« Школа 2100», по которой я работаю четвертый год, учитывает эту направленность учебного процесса. Авторы учебника достаточно много предлагают творческих заданий, практически в каждый параграф включают такие виды работ, как устное рассуждение, связное письменное высказывание на лингвистические темы, свободный диктант и т.д.

Большое внимание уделяется обучению работе с текстом,  изучению  стилей и типов речи, различных жанров устной и письменной речи.

           Используемые мною методы и приемы педагогической деятельности, весь спектр технологий, освоенных мною, направлены на изучение динамики развития личности ученика в образовательном процессе, на включение его субъектного опыта  работу с научными знаниями , на учет индивидуальной избирательности к типу, виду и форме программного материала, способам его переработки по ходу усвоения. Результаты мониторинга дают возможность увидеть хорошее качество знаний в тех классах, в которых я преподаю.

Качество обучения подтверждается высокими результатами выпускных экзаменов:

Общая успеваемость – 100% ( по всем годам)

ГИА 2008-2009 – 72% качество

ЕГЭ 2009-2010 –   93%  качество, средний балл- 61

ЕГЭ 2010-2011 -  82%  качество,средний балл - 60

Учащиеся, награжденные золотой/серебряной медалью:

2009-2010 – 1 уч-ся( золотая медаль)

2010-2011 – 1 уч-ся( золотая медаль), 2 уч-ся( серебряная медаль)

Учащиеся, получившие похвальный лист за особые успехи по предмету:

2008-2009 – 6 выпускников 9 класса

2009-2010 – 4 выпускника  11 класса

2010-2011 – 6 выпускников 11 класса

         В процессе работы стараюсь применять разные формы  диагностики  творческих способностей  учащихся (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.) и органично соединять диагностику с учебным материалом и воспитательной работой при создании мотивации и организации действий по её решению. С учетом индивидуальных способностей  целенаправленно провожу работу по подготовке учащихся к различным конкурсам, конференциям, интеллектуальным марафонам. Следствием этого  является участие  моих учеников  в  олимпиадах и творческих конкурсах различных уровней (за последние  пять лет):

  1. Муниципальный этап всероссийская олимпиада школьников:

2008- 2009 уч.год. – 1 призер, ( русский язык)

2009-2010 уч.год -  2 участника,( русский язык)

2012-2013 уч.год – 1 победитель ( литература)

2.Международная олимпиада по основам наук  УрФО: (призеры 2 тура, участники 3 тура):

2008-2009 уч.год –  2 уч-ся

2009-2010 уч.год–   2 уч-ся

2010-2011 уч.год –  4 уч-ся

2011-2012 уч.год–   6 уч-ся

2012-2013 уч.год  – 7 уч-ся

3. Международный конкурс « Грамотей- марафон. 2012г.»: 7 участников

4.Российский заочный конкурс «Познание и творчество»:

2008-2009 уч.год – 1 лауреат;

2010-2011уч.год–   1 призер;

5. Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок-языкознание для всех»:

2009-2010год- 2 участника

2011-2012 год – 6 участников

2012-2013 год – 5 участников

        

        Проблемой развития творческих способностей учащихся я занимаюсь на протяжении нескольких лет не только на уроках, но и во внеурочное время.

Четыре  года руководила школьной  театральной студией « Вдохновение». Задачи своей деятельности в этом направлении я вижу в следующем:

  1. Работа  по выявлению и  развитию творческого потенциала учащихся, совершенствованию актерского мастерства, формированию у ребят грамотной и выразительной речи.
  2. Развитие коммуникативных навыков, познавательного интереса к  

драматургическому искусству.      

  1. Вовлечение ребят в активную внеурочную деятельность  для того , чтобы   разнообразить и сделать  интереснее, содержательнее  их школьную жизнь.

        За время работы нашего коллектива мы подготовили и провели множество интересных внеклассных мероприятий. Ребята, занимающиеся в студии, являются организаторами и ведущими всех общешкольных праздников, победителями и призерами школьного конкурса чтецов. Интересной, полюбившейся всем формой внеурочной деятельности являются заседания литературно – музыкальной гостиной, которые наша студия проводила  2 раза в год для широкого круга зрителей : учащихся  и их родителей,  гостей школы. Яркими, запоминающимися событиями  стали гостиные об истории вальса « Я помню вальса звук прелестный», о романсах « Очарованье русского романса»,  о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева « Здесь утонченной жизни свет», об истории русской песни  « Красна песня ладом»,  к 115-летию М.И.Цветаевой « Красною кистью рябина зажглась», ко Дню Матери « Вечный светоч материнства» и другие. В 2009 году  мы поставили на школьной сцене сказку Л.А.Филатова « Про Федота – стрельца…», в 2010году  - шуто –трагедию И.А.Крылова « Подщипа» ( запись этого спектакля была отправлена на окружной заочный конкурс « Театральная мозаика» )  В 2011-2012 учебном году силами нашего коллектива было показано большое юбилейное представление « Наш Школьный Дом», посвященное 45-летию школы.                

        Вся эта деятельность обогащает душу и ум ребенка. А главное, каждый из учеников имеет возможность развивать и показывать свои творческие задатки, становясь постепенно в процессе взросления гармонично развитой личностью.  В этом и состоит конечная цель любой педагогической деятельности.

 « Если ребенок по – настоящему интеллектуально развит, его можно использовать, как хочешь, с ним всегда добьешься цели» - сказал великий Песталоцци.