«Формирование основных качеств чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида».
материал на тему

 

«Формирование основных качеств чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида» (выступление на методическом объединении учителей начальных классов). Рассматриваются виды работ и  приемы направленные на развитие сизнательности, правильности, беглости, выразительности чтения у учащихся 3 класса школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_tema_3_kl.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основных качеств чтения в 3 классе

 коррекционной школы VIII вида».

(выступление на методическом объединении учителей начальных классов)

Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом.

Вопросы овладения навыком чтения детьми с нарушением интеллекта достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, Н. К. Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения (1 – 2 классы), является специфическим.

Учащиеся с нарушением интеллекта с большим трудом могут переносить имеющийся у них читательский опыт на более трудные тексты, у них наблюдается определенное отставание в формировании полноценных навыков чтения от возрастных нормативных требований. Поэтому педагоги должны быть готовы продолжить работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков.

Уроки чтения в 3 классе организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются следующие задачи:

  • Совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
  • Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
  • Формирование положительных личностных качеств учеников;
  • Развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
  • Формирование элементарных литературоведческих представлений;
  • Формирование элементов самостоятельной читательской активности.

В период перехода от послогового способа чтения к чтению целыми словами наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся.

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

  • Подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
  • Установка на целенаправленное восприятие текста;
  • Первичное восприятие текста, эмоционально-оттеночная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
  • Беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
  • Словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
  •  Работа над планом (словесное рисование – иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем – деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
  • Пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
  • Разбор жизненных ситуаций;
  • Заключительная, обобщающая беседа.

Работа над правильностью чтения является важным направлением работы по формированию качеств чтения.

В настоящее время в специальной методической литературе выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:

  • Звуко-буквенный анализ слова;
  • Чтение таблиц с трудными словами;
  • Предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
  • Чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске;
  • Хоровое чтение трудной части рассказа;
  • Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;
  • Чтение по догадке;
  • Выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрациям.

Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок:

  • Учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;
  • Ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
  • Ошибки искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.

Беглость чтения.. Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи. Беглость чтения может меняться в зависимости от содержания текста, его структуры и словаря.

Основными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

  • Ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
  • Неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигло хороших результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
  • Предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н.Грибачев, «Рыжие листья»).
  • Чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и (или) морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их в слух;
  • Предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
  • Использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания (небольшие рассказы А. Голявкина, Е. Пермяка, В. Сутеева, Л. Толстого, К. Ушинского). Можно использовать тексты, изучаемые в предыдущие годы. Желательно, чтобы тексты сопровождались красочными иллюстрациями.

Работа над выразительностью чтения – это соединение нескольких направлений:

  • Технического, включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
  • Интонационного, предполагающего специальную работу над компонентами интонации, так как под словами «выразительно причитать» подразумевается – выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с  эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев. Именно поэтому выразительность требует хорошей техники чтения;
  • Смыслового, реализующего всю систему работы по осмыслению произведения. Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно.
  • Тренировочного, цель которого – упражнять детей в выразительном чтении произведения после его анализа.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Несмотря на то, что работу над выразительным чтением предполагается проводить, как правило, на завершающих этапах изучения произведения, учитель не должен забывать об этом на всех этапах работы над текстом: при подготовке к восприятию прочитанного, при первичном знакомстве с произведением, при работе над идеей произведения.

Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 3 – 4 классах. Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для этого компонента важным также является логическое ударение. Логическое ударение – это умение найти самое главное слово в предложении и выделить его голосом.

Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций. Например, учитель, обращаясь к учащимся, спрашивает: «В каких случаях следует говорить тише или громче обычного?» (дома кто-то болен, отдыхает, работает; к тебе в гости пришли друзья, и ты им рассказываешь о рыбках в аквариуме; ты на уроке математики стоишь у доски и объясняешь решение задачи; ребята заблудились в лесу и зовут на помощь; тебе нужно на уроке попросить у товарища вернуть свою книгу).

Кроме того, можно выполнять и другие упражнения: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Учитель объясняет, как различать интонации повествовательного, вопросительного предложений, в дальнейшем – восклицательного.

Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:

  • Изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
  • Чтение по ролям;
  • Инсценировка басен, сценок;

Для развития эмоциональной выразительности учитель может использовать следующие задания:

  • Найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;
  • Определить это состояние с помощью учителя;
  • Соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить своё отношение к герою и отношение к нему автора);
  • Выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.

Также важным является внеклассное чтение. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику З.Ф.малышевой "Чтение. 8 кла...

Разработка урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида.

Материал содержит конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы для детей с ОВЗ с частичным иллюстративным оборудованием....