ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
методическая разработка по теме
Обобщение инновационного опыта по теме: «Использование ИКТ на уроках химии и биологии, активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ipo_dubo_s.i.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
| ||||
I. Общие сведения | ||||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | |
Дюбо Светлана Ивановна | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куго-Ейская средняя общеобразовательная школа № 5 347686 Ростовская область Егорлыкский район х.Кугейский ул. Октябрьская, 53 | Учитель биологии и химии | 17лет | |
II.Сущностные характеристики опыта | ||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Использование ИКТ на уроках химии и биологии, активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей» | |||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Цель современного образования: «поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» Модернизацию образования невозможно представить без применения ИКТ на уроках, в том числе и на уроках биологии и химии. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Это является средством повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования. Источник изменений – противоречие между глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества и недостаточной разработанностью содержательных, методических, технологических аспектов образования, требующих пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. | |||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Сущность ИПО заключается в том, что изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных видов работ с использованием информационно – коммуникативных технологий, которые позволяют с большей эффективностью развивать и формировать у учащихся элементарные знания, умения и навыки, а также базовые и ключевые компетенции. Среди вариантов использования ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся можно выделить:
Преимущества использования ИКТ на уроках биологии и химии:
Применение ИКТ на уроках химии и биологии дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. | |||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Основная педагогическая идея опыта состоит в том, что введение в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий и проектной деятельности свяжет его с совершенствованием содержания, методов, организационных форм обучения, ориентируя всю школьную программу на решение общезначимых педагогических проблем. Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. Преимущества: для ученика: Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. для учителя: Внедрение ИКТ на уроках биологии и химии позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать задания и тесты для учащихся. ИКТ делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей учащихся. | |||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | В школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: имеется компьютерный класс с мультимедийным оборудованием и выходом в сеть Интерне, цифровое лабораторное оборудование. Наличие программно-методических ресурсов: Интернет ресурсы, задания и тесты, кроссворды, презентации созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Пополнение собственных знаний и навыков в области ИКТ, самообразование и саморазвитие помогает развивать мои профессиональные качества и совершенствовать мастерство. Методика преподавания учителя должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности. На уроках мною используются различные возможности работы на компьютерах:
| |||
6.Результат изменений | Главный результат – повышение мотивации обучающихся к обучению; хорошее понимание материала и умение применять его к практическим заданиям; совершенствование индивидуальных способностей; развитие познавательной активности; развитие абстрактного мышления; формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с различными источниками. Учащиеся ежегодно принимают участие в различных конкурсах разного уровня:2012год- Караманьян Д. заняла 3 место во Всеросийском дистанционном конкурсе «Мир Знаний» по биологии, Заика Ю и Базинян М -1 место в муниципальном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013», Нехороших А. (диплом I степени) и Леммер Э. (диплом III степени) -в Международной игре- конкурсе «Гелиантус – естествознание для школьников», Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии –Гришин А.(2013г), Залужный С. И Юсуфова С.(2014г), Областной конкурс «Как у нас на Тихом Дону» в номинации «Тайны природы» -1 место Лысенко А. Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и учителей, способствует росту творческой активности не только во время уроков, но и во внеурочное время. | |||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Методические материалы размещены в Интернете на сайте http://nsportal.ru/user, http://www.openclass.ru/ |
II. ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ∗∗
Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой учитель, в том числе и учитель биологии и химии, которым я и являюсь, должен формировать информационную компетентность, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже.
Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.
Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению сельских школ всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса.
Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках биологии и химии.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Не секрет, что образ современного учителя во многом определяется общественным мнением. Каждое время провозглашает свои требования к учителю. Сегодня учителей волнует вопросы будущего школы и системы образования. Что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях? Общество заинтересованно в специалистах, способных самостоятельно и адекватно действовать, принимать решения. Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой встает задача подготовки выпускников, соответствующим запросам общества: способных грамотно работать с информацией. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Применяя на уроке различные современные педагогические технологии, я обнаружила, что учащиеся становятся более активными на уроке, проявляют интерес к предмету, повышается качество знаний, способствует самоорганизации и самореализации учащегося. Современный ребенок много знает. Но сейчас нужны не столько сами знания. Сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших детей лежат порой как вещи в плохом складе- навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо создать условия , при которых учащиеся почувствуют возможности их творческого использования. Поэтому свою главную задачу я вижу в такой организации процесса обучения, чтобы познание происходило в ходе увлекательной деятельности учащихся с выходом на практический результат. Таким образом, основной целью своей работы считаю активизацию познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей посредством ИКТ на уроках химии и биологии.
В своей работе я использую различные пути активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся, внедряю в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.
Применение ИКТ при изучении биологи и химии дает возможность: 1. шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание изученного материала более наглядным, понятным, занимательным;
2. сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;
3. моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести; 4. воспроизводить сложные химические эксперименты ( реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком медленно);
5. проводить быстрее и эффективное тестирование учащихся; 6. организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом; 7. осуществлять личностную направленность обучения, создать комфортные условия для школьников с учетом индивидуальных психологических особенностей ( восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы; 9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
Практика использования ИКТ позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ на уроках естественно-научного цикла имеет следующие преимущества:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через игровую или практическую деятельность.
7. Повышение интереса учащихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.
Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок.
Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности.
Опыт моей работы представлен в банке методических идей нашей школы. Имею свое портфолио учителя. Мною были даны: открытый урок с использованием ИКТ по биологии в 8 классе по теме: «Сон и сновидения», мастер-класс по теме «Использование инновационных технологий при выполнении лабораторных работ» на заседании РМО учителей химии и биологии; мастер-класс для заместителей руководителя по УВР по теме «Достижения качества образования путем применения ИКТ на уроке биологии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год
В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны
Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ
Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА
Тема инновационного педагогического опыта :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....
Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....
Информационная карта инновационного опыта учителя.
Информационная карта инновационного опыта учителя истории....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯРазвитие скоростно – силовых качеств в подвижных играх....