"Подросток -специфика воспитания"
материал (7 класс) на тему

Косолапова Алёна Владимировна

Статья для методического объединения воспитателей школы -интернат "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostok.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Подросток- специфика воспитания»

        Словосочетание «современный подросток» подчёркивает специфические особенности детей этого возраста в нынешнюю эпоху. Безусловно, время накладывает отпечаток на подрастающее поколение. Современные подростки всё больше проявляют интерес к деньгам, коммерции. Но задумаемся- разве раньше их желание быть независимыми от взрослых было менее сильным? Просто оно принимало другие формы ввиду иных социально- экономических условий жизни.

        Современные подростки всё больше времени проводят у экранов ТВ или компьютеров. Но разве любознательность и тяга к любой информации не были свойственны этому возрасту во все времена? Просто изменились наиболее доступные источники информации.

        Увлечения, вкусы, способы самовыражения современных подростков часто не соответствуют общепринятым нормам поведения. Сегодня подростковая субкультура претерпевает существенные перемены. Изменились детские интересы, вкусы, пристрастия. Поменялось отношение ко многим, ещё вчера считавшимися незыблемыми идеалами. Множество подростков пристрастились к курению, алкоголю, наркотикам. Участились случаи правонарушений и преступлений, совершённых подростками.

        К сожалению, негативные проявления подросткового возраста во многом следствие реализующих таким образом потребностей.

       Сущностных изменений в подростке не произошло. Изменились только условия его жизни, к которым ему пришлось приспосабливаться. Подросток остался таким же, как и прежде. Неизменна и главная характеристика подросткового возраста- противоречивость.

      С одной стороны, подростки не желают участвовать в коллективной деятельности, уклоняются от школьных обязанностей, ленятся, пренебрегают групповыми интересами, у них натянутые отношения с педагогами. Но в то же время они испытывают потребность в общественно значимой деятельности, где они смогли бы самореализоваться; в группе сверстников, где происходит их социализация.

       Можно предположить, что эта противоречивость- следствие бурных изменений в организме подростка, причём изменений скачкообразных.  Непропорционально, угловато развивается тело, ломается голос, происходит половое созревание, вызывающее у подростка ранее неведомые ему ощущения и сильные переживания.

        А так как их развитие сопряжено с формированием у них чувства взрослости, демонстрацией «взрослого» поведения, попытками войти во взрослый мир, то основные противоречия социализации подростков, надо полагать, будут связаны именно с этой особенностью возраста- взаимоотношениями с миром взрослых.

Речь идёт о 2-х перетекающих один в другой процессах:

1.Обособление подростка от мира взрослых, обретения чувства независимости, избавления от статуса ребёнка.

Такая зависимость может проявляться в разных формах.

а)Непосредственное прямое безусловное подчинение подростка воле взрослого.

        Подобные отношения могут сложиться в школе, где взрослые злоупотребляют авторитарными методами воспитания, где ребёнок воспринимается как материал, из которого можно лепить то, что задумано взрослым. А если «материал» сопротивляется, то нужно лишь добавить усилий. Реакция подростка на подобную форму зависимости может быть разной.

Вариант А.

        Это может быть ответная агрессия. Ущемлённое чувство собственного достоинства подростка(особенно задеваемое, когда взрослый демонстрирует свою власть над ним в присутствии сверстников) заставляет его сопротивляться этому давлению в форме непослушания, обмана, истерики, открытой ненависти.

б)Другая форма зависимости подростка от взрослого- протекционизм.

        Корчак Я. Отмечал распространённость такого отношения взрослого к ребёнку, понимая под ним демонстративное покровительство детей, постоянное желание им помогать, защищать, всё сделать за них. Подобная форма зависимости складывается в связи с двумя обстоятельствами.

        Во- первых, взрослые, как правило, не считают подростка готовыми и способными к ответственным и самостоятельным(взрослого) поступками.

        Во- вторых, у подростка отсутствуют необходимые и признаваемые взрослыми ресурсы для преодоления такого к себе отношения, и он осознаёт это.

Реакция подростков на такую форму зависимости также может быть различной.

Вариант А.

      Будучи внутренне несогласным со своим зависимым статусом, подросток адаптируется к этим обстоятельствам. Благоприятные условия для демонстрации своей независимости и признания её другими он находит на улице.  Крайней формой скрытого конфликта может быть уход из школы. Такие «побеги» демонстративны. Уход из школы для подростка- способ избавиться от опеки, не входя в открытый конфликт. В итоге взрослые утрачивают авторитет в его глазах. И доверительные, партнёрские отношения между ними в этом случаи вряд ли установятся.

       Развитие подростка связано не только с процессом его обособления от мира взрослых, обретения чувства собственной независимости, избавления от статуса маленького ребёнка, но и с процессом его интеграции в мир взрослых, обретения чувства причастности к миру взрослых, утверждения себя как личности к мире взрослых. Здесь мы подходим к анализу второго противоречия процесса социализации подростка.

2. Интеграции подростка в мир взрослых, обретения чувства причастности к миру взрослых.

       Утверждение подростком себя как личности, утверждение своего «Я» в системе отношений неразрывно связанно с процессами самосознания(интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определения своих потенциальных возможностей, стимулируемого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка), самореализации(раскрытия своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявления их окружающим).

       Официально  одобряемые и предлагаемые взрослыми пути удовлетворения этих потребностей зачастую не устраивают подростков. Возрастной максимализм толкает его подтвердить свою «взрослость» в весьма необычных, нестандартных, иногда экстремальных ситуациях.

      Семье и школе чрезвычайно трудно, а порой и невозможно помочь ребёнку в этом. Сквернословие, склонность к курению, алкоголю или наркотикам, уход из школы, мелкие уличные правонарушения- всё это рискованные в глазах подростка акты поведения есть следствие реализации потребностей во «взрослости».

      Педагогам важно создать вместе с детьми и для детей пространство для его самоутверждения хотя бы на отдельно взятой территории(спортивной площадке, в детском лагере), хотя бы на короткий промежуток времени(турпоходы, игра).

       В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в естественной, природной, не обустроенной среде: полевые лагеря, исследовательские и поисковые экспедиции, самостоятельные туристические походы. Здесь ребёнку предоставляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. Он в большей степени ощущает собственную независимость от взрослых: открываются возможности для его свободного и автономного бытия, для самостоятельного поступка, собственного выбора позиции.

       Для подростка чрезвычайно важны группы сверстников. В процессе социализации группы сверстников выполняют функции приобщения человека к культуре общества и преобладающим в нём нормам, научения половозрастному ролевому поведению, а также поведению, соответствующему этнической, религиозной, социальной принадлежности группы. Здесь подросток находит благоприятные условия для самопознания, самореализации, самоопределения.

       Подростки, жаждущие «настоящей жизни» и «настоящих дел», не всегда удовлетворены зачастую формализованными занятиями на уроках и после них, в кружках, секциях, они непостоянны в своих увлечениях и выборе занятий.

       Для них важно участие в деятельности, которая имеет ценность для членов той общности, в которую они входят.

      Задача педагога- организовать такую деятельность, помочь подростку включиться в неё. Здесь подросток может ощутить себя личностью, значимой для других, полезной, нужной.

       В этой деятельности они самоутверждаются, поступая не сообразно побуждениям извне, а исходя из собственных представлений о долге, совести и ответственности. Интерес к взрослому миру и желание заявить о своём мнении по значимым для взрослых проблемам, появляющееся чувство социальной ответственности и способность к рефлексии свидетельствуют о том, что подросток готов к осознанному обсуждению социальных, политических, национальных проблем.

       Эта способность подростков со всей своей непосредственностью и прямодушием откликаться на многие насущие проблемы нашей жизни- одна из важнейших предпосылок воспитания свободной, гуманистически ориентированной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Специфика современного и нравственного и гражданского воспитания школьников" (панорама педагогических идей)

В определении современного воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохраняит преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох....

Специфика воспитания патриотических чувств у детей среднего школьного возраста

Специфика воспитания патриотических чувств у детей среднего школьного возраста...

Специфика организации полового воспитания в условиях деятельности коррекционной школы VIII вида

Особенности организации полового воспитания в условиях коррекционной школы 8 вида.  В статье представленны условия организации одногоиз направлений воспитательной работы....

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Дать информацию родителям о целях  логопедических занятий. Рассказать о  том, как могут помочь родители своему ребенку в преодолении речевых нарушений. Сформировать у них представление о зна...

Программа "Подросток" по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников

Цель программы: создание условий для совершенствования существующей системы профиликтики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...