Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков
статья на тему

Тимина Любовь Ивановна

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.

Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Одной из наиболее значимых является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рой лежат явления нетерпимости. Особую актуальность проблема воспитания толерантности учащихся приобретает в образовательных организациях, где учатся дети самых различных национальностей, и стоит задача недопущения  проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Без толерантности невозможно бесконфликтное сосуществование  людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества.

Принцип гуманизма в социальной педагогике предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №511 Пушкинский район Санкт-Петербурга

Тимина Любовь Ивановна, социальный педагог

        

        Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

На современном этапе развития общества любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, так и в социальной сфере, сфере образования. В отношениях между людьми растут отчуждение, черствость, нередко проявляется агрессия. В последнее время все больше говорится о том, что осознание собственной национальной идентичности невозможно без понимания поликультурных особенностей современного мира, представления о культуре других народов, уважения их истории и традиций [34:41].

Толерантность как ключевой духовно-нравственный принцип  современного демократического общества назван основным в воспитании общей культуры, нравственности, духовной зрелости его граждан [15]. Важная роль в формировании толерантного общества отводится образовательным организациям как социальным  институтам, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личностных черт и установок поведения подрастающего поколения.

Формирование толерантности – одна из целей, поставленных государством перед его образовательными институтами. В Федеральном образовательном стандарте основного общего образования личностные образовательные результаты обучающихся определены как: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование системы значимых социальных и межличностных отношений; ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции обучающихся в деятельности; правосознание обучающихся; их способности ставить цели и строить жизненные планы; способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; воспитание чувства гражданской идентичности, патриотизма, чувства ответственности за свои решения и поступки. Система работы по воспитанию толерантного сознания, поведения, веротерпимости и миролюбия, рассчитана на всех субъектов образовательного процесса: младших школьников, подростков, студентов, учителей, родителей [42].

В основе ФГОС основного общего образования  лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [15].

В разделе ФГОС «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» значимое место занимает сформированность у обучающихся «толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения» [42].

Сосуществование в мире и согласии предполагает наличие у каждого учащегося таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Одной из наиболее значимых является проблема межличностных отношений в классе, в основе которой лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе и в образовании наталкивают на необходимость проведения специальной социально-педагогической  работы в образовательной организации по формированию толерантных отношений обучающихся.

Россия - страна с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, наличием национальных и религиозных проблем в межкультурных отношениях. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ и социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде.

В образовательных организациях Санкт-Петербурга обучаются дети разных национальностей, разных социальных статусов, разных  общественно-политических взглядов, разных религиозных  вероисповеданий. Поэтому очень важно воспитывать у учащихся уважение, понимание, принятие другого как самого себя с самых первых дней обучения в школе.

        В августе 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы» [46]. Принятие программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений интолерантности и нетерпимости в обществе в условиях роста многообразия в России. В числе таких обстоятельств выделяют три: 1) толерантность – это инструмент социального согласия; 2) толерантность – это  социальная норма, определяющая баланс интересов конкурирующих сторон; 3) толерантность – это результат договоренности сторон, образующих в своей совокупности международное сообщество, в котором нормой отношений является уважение к правам человека [18]. Цель Федеральной  целевой программы - формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности, как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности учащихся приобретает в образовательных организациях, где учатся дети самых различных национальностей, и стоит задача недопущения  проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Различие этнокультурных, национально-психологических  особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика национального семейного уклада, национального быта, национальных культурных традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.

Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми информационными технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью,  уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения личности и ее успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Без толерантности невозможно бесконфликтное сосуществование  людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества.

Социальная педагогика – относительно новая отрасль знаний, но истоки ее можно найти в трудах античных философов, педагогов эпохи Возрождения, Нового времени. Родоначальником социальной педагогики была философия, от которой в XVI-XVII веках отпочковалась педагогика. В середине XIX века в недрах педагогики зарождается новая наука – социальная педагогика [3: 99-102].

Термин социальная педагогика был впервые предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале XX века [12].

Во второй половине XIX века начинает расширяться социальный заказ общества педагогике и системе общественного воспитания. Во-первых, в него включается воспитание не только детей, но и молодежи, а также старших возрастных групп. Во-вторых, включается адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий (в первую очередь, конечно, молодых людей). Расширение социального заказа было связано с теми социально-культурными процессами, которые происходили в обществе Западной Европы и  Северной Америки: индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в города, где оно оказалось неприспособленным к жизни в новых условиях. Церковь, как традиционный воспитатель общества, далеко не сразу осознала появление новых социально-культурных реалий. Образовался вакуум, который необходимо было заполнить.

Основоположниками социальной педагогики, как науки стали  немецкие ученые Герман Ноль и Гертруда Боймер.

Социальная педагогика, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий (человек во взаимодействии с социумом). Объект социальной науки – человек, нуждающийся в помощи общества (социальной помощи) [24: 108].

Исторически сложившаяся традиция рассматривать объект социальной педагогики в двух значениях сегодня органично переходит в выделение в нем двух, достаточно автономных, но, тем не менее, тесно связанных между собой направлений: социальная работа и социальное воспитание.

По сравнению с педагогикой предмет социальной педагогики несколько сужается, так как в сложных процессах воспитания и образования выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации личности [24: 112].

Предметом исследования данной науки Г. Ноль и Г. Боймер  считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Объединение двух точек зрения на науку соответствовало социальному заказу общества новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знаний о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути [15: 204].

По мнению А.В. Мудрика, социальная педагогика изучает социальное воспитание в контексте социализации. Это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных [2: 154].

Социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе [11: 416].

Наиболее точно сущность предмета исследования выразил Л.В. Мардахаев: социальная педагогика – теория и практика познания, регулирования и реализации процесса социализации и ресоциализации человека на разных этапах его возрастного развития как индивида и члена социума, оказания ему помощи в социальной адаптации и социальном функционировании [24: 108].

Социальная педагогика как наука изучает: влияние условий жизни (социальной среды) на воспитание и образование личности; зависимость целей и характера воспитания от общественных (социальных) отношений; роль и интересы государства в воспитании и образовании молодого поколения; возможности воспитания и образования; соотношение семейного и общественного воспитания личности; зависимость воспитания и образования ребенка от религии и нравственных устоев общества в различных социальных условиях; взаимоотношение поколений (проблема «отцов и детей»); личность социального педагога, формы и методы его деятельности на разных этапах истории человечества [29].

Цель социальной педагогики – гармонизация взаимодействия личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности человека. Эта гармония осуществляется по трем направлениям: социальное развитие личности, педагогизация социальной среды и оптимизация взаимодействия человека и этой среды.

Задачами социальной педагогики являются:

  • педагогическое регулирование отношений, влияющих на процессы социализации и развития личности;
  • преобразование социально – педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации и успешной интеграции в общество;
  • исследование возможностей влияния педагогической науки на социум и процесс социализации личности;
  • изучение способов и условий использования и умножения педагогического потенциала социума [24: 105-114].

Социальная педагогика отпочковалась от педагогики и в основе своей опирается на принципы этой науки.

Можно рассмотреть три принципа социально-педагогической деятельности: природосообразности, культуросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности [22: 89].

Природосообразность — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка [36:97].

Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего, следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил: учет возрастных особенностей детей; учет половых особенностей детей; учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; опора на сильные стороны личности ребенка; развитие инициативы и самостоятельности ребенка [13].

Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К.Д.Ушинского. По утверждению К.Д.Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, которому нужно следовать в воспитании. Принцип культуросообразности предполагает учет в воспитании общечеловеческих  ценностей и ценностных норм  национальных культур [44].  

Принцип гуманизма в социальной педагогике предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе [18].

Под социально-педагогической деятельностью понимают деятельность, которая направлена на решение задач социально-педагогической защиты и социального воспитания личности. На основе изучения содержания социально-педагогической деятельности были выявлены три ее ведущие функции [28]:

Профилактическая функция – профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.

Защитно-охранная функция – защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации. Защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее ребенка.

Управленческая функция – координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; разворачивание социальных связей для использования возможностей различных людей, организаций, приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка и  активное включение самого ребенка в эти связи.

При реализации этих функций социальный педагог выполняет  роли наставника, посредника, координатора и поэтому применяет определенные механизмы разрешения проблем различных групп детей. Выполняя в своей деятельности эти три функции, социальный педагог может применять одни и те же средства для работы с различными группами проблем.

Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей, социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения [4:101].

Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности представлен, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, принятой ЮНЕСКО в 1989г. Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения можно свести к следующим основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей на: выживание, развитие, защиту,  активное участи в жизни общества [21].

24 июля 1998 года в России был принят Федеральный Закон, обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нашей страны [42]. Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Наше государство утверждает этим законом признание детства важным этапом в жизни человека. Выдвигаются приоритеты:

  • подготовка детей к полноценной жизни в обществе;
  • развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;
  • воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Закон РФ «Об образовании» является ведущим нормативным документом государственной политики в области образования, гарантом осуществления права ребенка на образование [43]. Закон является наиболее общей мерой в процессе регулирования отношений между образовательными организациями и органами государственной исполнительной власти, между отдельными образовательными организациями, между работниками образовательной организации и родителями учащихся при решении проблем осуществления прав ребенка на образование.

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принятый 24 июня 1999 года, является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально опасном положении. Так как в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних участвует большая сеть социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций, данный Закон уточняет задачи государственных структур по управлению этой деятельностью и контролю [44].

В своей работе социальный педагог опирается на Семейное, Трудовое, Гражданское и Жилищное право. Правовая некомпетентность населения - типичное явление в нашей жизни и это очень усложняет социально-педагогическую работу.

Социальными партнерами взаимодействия социального педагога в школе являются субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители, учителя, специалисты. Функции социального педагога в современной ситуации развития общества - способствовать тому, чтобы каждый почувствовал, осознал и реализовал свои ожидания; чтобы положение детей, учителей и родителей в школе становилось равноправным; чтобы были приняты во внимание ожидания других структур: депутатов и исполнительных лиц муниципального округа, учреждений культуры, социальной защиты и прочих. Когда социальные ожидания субъектов образовательного процесса перерастают в социальный заказ, они становятся социальными партнерами и на равных участвуют в решении проблем социальной жизни [28].

Каждая образовательная организация принимает на себя определенную социальную роль – меру ответственности за осуществление социального и образовательного права ребенка.

Определить социальную роль - это значит четко оценить возможности ОО в оказании социальных услуг тому или иному ребенку. Только тогда социальный педагог сможет точно сформулировать цели, определить реальные средства и силы, наметить пути разрешения конкретной жизненной проблемы. Ибо завысить прогноз в результате социально-педагогической работы и не обеспечить его достижение, всегда означает – нанести вред ребенку и его семье, что несовместимо с понятием профессионализма.         Объектом деятельности социального педагога является ребенок, требующий повышенного педагогического внимания, попавший в трудную жизненную ситуацию. Однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.

Проблемы социальной жизни ребенка – это главный объект внимания социального педагога. Цель социально-педагогической работы – решение проблем, то есть преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Более точное определение цели социально-педагогической работы в образовательной организации возможно лишь при внимательном изучении проблемного поля социальной жизни обучающихся и их социального окружения [28].

Специалисты в области социально-педагогической деятельности выделяют три группы проблем в жизни ребенка [9]:

  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределения детей и подростков;
  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  • проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе.

Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем взаимоотношений ребенка и среды, в которой он пребывает, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические), или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно сформулировать тот или иной прогноз (психологам, юристам, медицинским работникам). В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты) для комплексного разрешения проблем ребенка.

Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка [9: 45].

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

  • деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
  • деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие: непосредственную работу с ребенком; посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию (см. Рис.1.1).

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

  • социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;
  •  социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

        

        

Рис. 1.1. Модель деятельности социального педагога

Оказание помощи ребенку в процессе социализации и  решение социальных проблем ребенка – главная суть социально-педагогической деятельности в ОО.

Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.

 Направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений – то, что поможет социальному педагогу в воспитании толерантных отношений младших подростков. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям.

На основе анализа современной научной литературы, исходя из философского,  социологического, культурологического, психологического подходов к проблеме, можно сделать вывод, что толерантность в современной науке рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию,  и преобладанию какой-либо одной точки зрения.

 Можно выделить ключевые признаки толерантности личности: сострадание; терпимость к различиям; взаимоуважение; способность пойти на компромисс; способность к сопереживанию; доверие; гуманизм; чуткость; снисходительность. Эти признаки легли в основу разработки диагностического инструментария исследования толерантных отношений младших подростков в дипломной работе.

Структурные компоненты толерантности обеспечивают способность к межличностному взаимодействию, межличностному диалогу, способность к сосуществованию с другими людьми и сообществами. На формирование этих способностей влияют такие факторы как: семья, модели взаимоотношений взрослых, их суждения и поступки, семейные ценности и традиции, образовательная среда, личные впечатления от прочитанных книг, фильмов, от встреч  и общения с отдельными людьми. Перечисленные факторы наполняют и формируют личный жизненный опыт ребенка, в том числе и его личный опыт толерантности. Личный опыт можно пополнять и обогащать. В этом, собственно, и состоит суть и содержание воспитания толерантных отношений – целенаправленной организации позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности, то есть создания пространства  прямого  взаимодействия с другими, учитывая возрастные особенности ребенка.

Работая с детьми младшего подросткового возраста, педагогу  важно понимать, что подростковый возраст очень противоречив. Это противоречия между имеющимися потребностями ребенка и его актуальным поведением (несмотря на то, что подростки бунтуют против контроля со стороны взрослых, они все же нуждаются в руководстве), между его мыслями и поведением (понимают, что для успеха в будущем нужно прикладывать усилия, но не хотят этим заниматься сейчас, не ставят учебную деятельность в приоритеты). 

Определить роль социального педагога - это значит четко оценить возможности образовательной организации в оказании социальных услуг тому или иному ребенку. Только тогда социальный педагог сможет точно сформулировать цели, определить реальные средства и силы, наметить пути разрешения конкретной жизненной проблемы. Ибо завысить прогноз в результате социально-педагогической работы и не обеспечить его достижение, всегда означает – нанести вред ребенку и его семье, что несовместимо с понятием профессионализма.         Объектом деятельности социального педагога является ребенок, требующий повышенного педагогического внимания, попавший в трудную жизненную ситуацию. Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого ребенка как растущего организма. На каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, предъявляемыми к ребенку. Если  своевременно не изменяются нормы, оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребенка как субъекта социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно-важных задач, то есть «проблемная жизненная ситуация».

Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить следующие функции: диагностическую, управленческую; коррекционно-реабилитационную; предупредительно-профилактическую; охранно-защитную.

Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.

 Направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений – то, что поможет социальному педагогу в воспитании толерантных отношений младших подростков. 

Необходимыми педагогическими условиями, обеспечивающими процесс воспитания толерантных отношений у младших подростков, являются: включение учащихся во взаимодействие с социальной средой; устранение и преодоление специфических трудностей в процессе адаптации; обеспечение организации совместной деятельности, в которой реализуются различные интересы, позиции, установки учащихся.

         Ценности толерантности - человеческое достоинство, справедливость, ненасилие, сотрудничество приобретают личностный смысл для младших подростков лишь тогда, когда развиты моральный самоконтроль личности, готовность к самосовершенствованию

Изучение традиций, обычаев, праздников своей национальной  культуры, культуры других народов России и мира, дает возможность детям расширить свой кругозор относительно иных  наций, узнать чем они живут, каковы их нравственные принципы – то есть обо всем, что составляет гуманистическую составляющую понятия «толерантность». В этом направлении педагогу предстоит сформировать у ребенка осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям.

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986, С.33.
  2. Англо-русский словарь. - М.: Славянский Дом книги, 2008, С. 203.
  3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
  4. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник.- М.: МГУ, 2001, №1.
  5. Багулина Н.В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе // Н.В. Багулина. Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной науч. конф. – Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011, С. 99-102.
  6. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005.
  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  8. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М.: Изд-во Моск. псих.-соц. института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003, С. 72.
  9. Борытко Н.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006, С.80.
  10. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й науч.-практ. конф.– Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003, С. 104-117.
  11. Вульфов Б.З. Воспитание и толерантность: сущность и средства // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи, - 2002. – №6, С.15-23.
  12.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., Педагогика, 1983, С. 145-146.
  13.  Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.  - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, C. 416.
  14.  Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1-2.
  15. Гепферт Н.В. Перспективы диагностики толерантных ценностей учителей и учащихся для развития творческой среды // В сб.: Воспитание культуры мира и толерантных отношений в образовательном процессе. Часть1. Из опыта работы образовательных учреждений Фрунзенского района. – СПб, 2008, С.38-44.
  16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.  - М.: Гос. изд-во иностр. и национальных словарей. – М.: 1993.
  17. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
  18. Декларация принципов толерантности. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009.
  19. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос-Пресс, 2003, C. 204.
  20. Доклад Правительства Российской Федерации «О ходе реализации в 2001-2002 годах федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» от 15 мая 2003 года. // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2003, №.6, C.5-7.
  21.  Емельянов Б.В. Толерантность по-русски: многообразие в единстве // Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных наук, 2001, №1.
  22. Использование потенциала системы образования Санкт-Петербурга в решении проблем формирования толерантного сознания учащихся и педагогов: материалы городской конференции «Воспитание толерантности – опыт петербургский школы» / сост. А.К. Данилова, Н.В. Богатенкова; под общ. ред. С.В. Жолована; под науч. ред. И.В. Муштавинской - СПб.: СПб АППО, 2010, С. 80.
  23.  Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993.
  24. Клепцова  Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: Академический проект, 2004, С.73.
  25.  Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям. -  М.: Академический проект, 2004, С. 12.
  26.  Конвенция о правах ребенка. Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПб. Консультант Плюс. http://base.garant.ru/2540422
  27. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. — Самара: Изд-во Самарский гос.ун-т, 1997, С. 82.
  28.  Локк Дж. Письмо о веротерпимости // Локк Дж. Избранные произведения: В 2т, Т.2 – М.: Просвещение, 1960, С.153-154.
  29.  Мардахаев Л.В.  Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005, C. 108.
  30.  Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. МГУ.-2002.- № 3-4.
  31.  Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой.- М.: МГУ, 2004, С. 143
  32.  Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2007, С. 154.
  33.  Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Введение в должность социального педагога (Материалы для специалиста образовательного учреждения). - СПб, 2000.
  34.  Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации  внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960.
  35.  Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008, С.72.
  36. Психология современного подростка. Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.: Педагогика, 1987, С.24.
  37. Риэрдон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001, С. 98-99.
  38. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. МГУ. – 2001.- № 6, С.14.
  39. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов педвузов. — М.: Педагогика, 1994, C.97.
  40. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.
  41. Уолцер М. О терпимости. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000, С.76.
  42. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.3. – М.: Педагогика, 1988, С.37.
  43. Федеральная  программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.г.) » // М.: Народное образование. – 2002. - № 1, С. 255.
  44. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании». - М.: Изд. Администрация президента Российской Федерации, Сборник законов РФ, - 2010.- № 22.
  45. Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999. - М.: Изд-во Администрация президента Российской Федерации – 1999, № 26.
  46. Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. ст.3802, ст.3607, // Сборник законов РФ – 1998. №31, №35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа Специфика профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении

Министерство образования Московской областиГосударственное образовательное учреждение высшегоПрофессионального образованияМосковский Государственный областной гуманитарный институтФакультет: соц...

Описание профессиональной деятельности социального педагога

Представляю описание   моей профессиональной деятельности в должности социального педагога....

Специфика педагогической деятельности социального педагога с семьей ребёнка-инвалида

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе  с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Специфика профессиональной деятельности социального педагога...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....