Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога в условиях ФГОС
статья

Порфирьева Евгения Владимировна
Статья о о роли компетентности в работе социального педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Порфирьева Евгения Владимировна

социальный педагог

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Канаш Чувашской республики

ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Аннотация: автор говорит о роли компетентности в работе социального педагога, определяющейся квалификационной характеристикой, выделяет ключевые профессиональные качества и педагогические умения.

Ключевые слова: профессиональные качества, профессиональная компетентность, педагогические умения, социальный педагог.

Профессиональная успешность социального работника обусловлена эффективностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, желание и умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливость. Но не только этим обусловлен успех деятельности специалиста социальной работы, он зависит и от профессиональных качеств, здесь важны:

1. Умение слушать других с пониманием и целенаправленностью.

2. Умение найти информацию и собрать факты, нужные для подготовки социальной истории, оценки ситуации.

3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.

4. Умение наблюдать и расшифровывать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике, по теории личности и диагностические методы на практике.

5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.

6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.

 7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.

8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.

9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.

10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

11. Умение обеспечивать межведомственные связи.

12. Умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).

Профессия социального педагога, как уже выделялось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности социального педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетентности социального педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности социального работника, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) – не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т. е. умений и навыков – главного критерия профессиональной готовности.

Педагогические умения социального работника – это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога.

Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога.

Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умений педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно, как система идеальных и система предметных действии.

В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. Представленное понимание сущности педагогических умений социолога позволяет понять их внутреннюю структуру, т. е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельных частных умений.

 

Список используемой литературы

1. Петренко И.В. Профессия социальная работа // Полярная правда. – 2005. – №31. – С. 9.

2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 427 с.

3. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.Ф.Басова. – М.: Академия, 2008. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС через организацию творческой лаборатории

Выступление на семинаре: презентация, которая поможет учителю в создании творческой лаборатории кабинета, учитывая профессиональные компетентности педагогов в условиях ФГОС...

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,

laquo;Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,...

Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность

Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность...

ШМО "Личностный компонент в профессиональной компетентности педагога в общении с родителями учащихся"

Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблем...

Статья на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовы...