Специфика педагогической деятельности социального педагога с семьей ребёнка-инвалида
статья на тему

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе  с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx156.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Социальный  педагог: Осипова Зинаида Николаевна

Тема: Специфика педагогической деятельности социального педагога

          с семьей ребёнка-инвалида

        https://academy-prof.ru/img/uploads2.jpg

        

                                                                             ГБОУ школа-интернат № 9

                                                                             Калининского района

                                                                             Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

1.Теоретические основы деятельности социального педагога в семье, воспитывающего ребёнка-инвалида……………………………………………. 3

2.Нормативно-правовая  база  на право получения образования  детей - инвалидов……………………………………………………………………….... 5

3.Системный подход к инвалидности………………………………………….. 7

4.Типология  семей……………………………………………………………... 10

5. Заключение………………………………………………………………….... 14

6. Используемая литература………………………………………………….... 15

Теоретические основы деятельности социального педагога по работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе  с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

Профессиональная деятельность социального педагога, работающего с ребенком-инвалидом, определяется основными профессиональными функциями специалиста данного профиля, которые обеспечивают оказание социально-педагогической помощи, заключающейся, по мнению Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги, И.Ф. Дементьевой, в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие  и  образование. Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду А. Воронецка - Боровска понимает «комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать».

Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду - ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. Оказание ребенку-инвалиду социально-педагогической помощи выражается в снижении степени его эмоционально-психического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями; снятии у него страха в общении со сверстниками и взрослыми, чувства ущербности; укреплении способности ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придании ему уверенности в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде.

Роль семьи в обществе несравнима, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья - первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Реализуя свои основные функции и направления в работе социального педагога,  мне приходится быть в разных ролях. Это могут быть роли: педагога, психолога, эксперта, советчика, адвоката, помощника, юриста, защитника, друга, наставника и новатора. Если проанализировать смысл и содержание всех этих слов, то можно сделать вывод - что социальный педагог, это специалист, который изучает, анализирует, советует, помогает, защищает, учит и воспитывает.

         В школе-интернате № 9, где я работаю, обучаются дети разных категорий, а именно учащиеся:

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности;

- с детским церебральным параличом (ДЦП);

- с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата (отсутствие конечностей);

- с наличием сопутствующих нарушений интеллектуального развития разной степени тяжести.

В процессе своей работы приходится  постоянно взаимодействовать  не только  с детьми в статусе  ребёнок – инвалида, но с  детьми, ещё находящимися   в трудной жизненной ситуации. Это – дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети – жертвы насилия, дети с отклонениями в поведении, дети группы риска. Это дети из малообеспеченных семей, неблагополучных семей и семей в СОП. В общем – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

 Без любви к детям невозможно успешное взаимодействие в образовательном процессе. Также очень важно видеть в ребенке личность и учить детей верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, педагог должен сам верить в него, в его способности, при этом отдавая учащемуся всю свою любовь и тепло своего сердца. Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условностей. Любить ребёнка, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешнего вида, задатков и способностей, поведения, его плюсов и минусов.

Нормативно-правовая база на право получения образования  детей-инвалидов

Нормативно-правовая база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

- международные акты (подписанные СССР или Российской Федерацией, в т.ч. декларация Прав ребенка от 1959г.);

- федеральные и региональные акты (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

- правительственные акты (постановления, распоряжения);

- ведомственные акты (Министерства образования);

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1 «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области, самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

         В статье 24 Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

 Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

 В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Системный подход к инвалидности

http://www.psychologos.ru/images/7/7e/Ekosistemy.JPG

Экология человеческого развития, или теория экологических систем - теория социализации и развития ребенка, автор Ури Бронфенбреннер. Грэйс Крайг, автор известного у нас учебника «Психология развития», называет созданную Бронфенбреннером модель «возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития». Теория описывает, какие социальные среды и как влияют на ребенка.

По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:

- микросистема - семья ребенка;

- мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания;

- экзосистема - взрослые социальные организации;

- макросистема - культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

Модель кажется простой и самоочевидной, при этом очень многие вещи описывает реалистично в силу того, что Бронфенбреннер подчеркивает гибкие как прямые, так и обратные связи между этими четырьмя системами.

Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Микросистема состоит из следующих подсистем: мать/отец, мать/ребенок-инвалид, мать/здоровый ребенок, отец/здоровый ребенок, ребенок-инвалид/здоровый ребенок.

Микросистема - типы ролей и межличностных взаимоотношений в ближайшем окружении - как правило, это семья.

В экзосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: СМИ; система здравоохранения; система социальной защиты; образования; занятости.        

Макросистема включает ценности культуры, традиции это национальные и религиозные представления, отношение к инвалидам в обществе; общие социально-экономические и политические факторы, а также международное влияние.

Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо  воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок – мать - семья» (мать - отец, мать - ребёнок - инвалид, мать -здоровый ребёнок, отец  - ребёнок-инвалид, отец - здоровый ребёнок, ребёнок - инвалид - здоровый ребёнок.  Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (социальные педагоги, юристы, медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.).

Микросистема функционирует в контексте экосистемы - это индивиды, службы иорганизации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или  образовательные программы. Значительная социальная, психологическая и практическаяпомощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, оказывая влияние на  социальную политику, вносяконструктивные инициативы во властные структуры. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями; средства массовой информации; система здравоохранения; система социальногообеспечения; система образования.

Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей. Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать  условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.  Именно в семье формируется  та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию  факта своей  инвалидности).

Забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулирование усилий семьи в реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного   сообщества инвалидов.

Типология семей

 Семья, в которой воспитывается  ребёнок - инвалид   характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью,

хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью.

Родители начинают скрывать ребёнка отпосторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок  становится причиной семейных конфликтов, распаду семьи, а неполная семья — это тормоз в физическом и психическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственнуюнеполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде  переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.

Понятно, что воспитывая ребенка с проблемами в эмоционально-личностной сфере, семья такого ребенка также имеет свои особенности.

Первое, с чем нам приходится сталкиваться в своей деятельности – это семьи, где ребенка с ослабленным здоровьем воспитывают по типу гиперпротекции, т.е. где родители чрезмерно опекают своего ребенка с проблемами в здоровье, максимально удовлетворяют все его потребности, не давая развитию самостоятельности, так необходимой для успешной социализации и адаптации, не давая возможности взрослеть и поддерживают в нем инфантилизм.

Воспитание такого ребенка – это дело всей их жизни, часто между родителем и ребенком формируется тесная неразрывная патологическая связь, которая также мешает гармоничному развитию ребенка с особенностями, так как мать с самого детства проводит крайне много времени у врачей, различных специалистов в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, заботится о его здоровье и обучении, выполняет все назначения специалистов и т.д.

Есть семьи, небольшой процент, где дети воспитываются по типу гипопротекция, в таких семьях мало времени уделяется больному ребенку, нет заботы о его здоровье, его потребности игнорируются. Родители в воспитании, развитии и обучении предъявляют требования ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)  как к здоровому,   игнорируя особенности его заболевания.

Гиперопека, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, впреданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок,отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности идолга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается на последующемприспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в   своих силах,  воспитательных возможностях, и они идут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопёка» ведёт к возникновению «выученной беспомощности».

Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаютсякомпенсировать своё негативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой оего здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоциональногоконтакта родителей с детьми.

При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершеннымии лучшим образом развитыми.

Необходимо:

- направить их усилия по болееоптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей;

- вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний ираскрыть возможности их использования;

- помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность.

Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья. Все услуги должны  быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям, поддержать  индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи.

К проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи. Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми-инвалидами носят разрозненный, в большинстве случаев, малоэффективный характер.

Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители  помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него, поощряют, наказывают, одобряют  независимость ребёнка.

Родители, организации и объединения должны  воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с  недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать  устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению.

На уровне всех задач, стоящих перед образовательным учреждением, одной из главных является:

Организовать эффективную квалифицированную помощь данной категории семьи. В семье появился ребёнок с ОВЗ: семья переживает состояние растерянности и шока, родители в недоумении, как пережить этот факт.

Очень важно переориентировать родителей на правильный подход к ребёнку, т.к. только мама и папа своим личным  примером поведения влияют на его жизнь. Родители должны научиться  адекватно относиться к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям. В семье создается совершенно другая обстановка и семья  играет очень важную роль - это близкие люди, принимающим его таким, как он есть, это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.

Привлекая родителей  к разного рода мероприятиям, проводимых в школе с участием ребят, происходит совместное переживание событий в жизни ребёнка, развиваются его волевые качества. Командное взаимодействие детей и взрослых формирует  модель  целеполагания, достичь цели. Они понимают, что достижение успешности даст  результат только через силу воли.

Такие маленькие победы делают их людьми: они учатся сопереживать,  любить, понимать себя и другого, контролировать свою агрессию, не наносить вреда себе и окружающим, добиться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь.

Помощь семье в выборе будущей профессии выпускника с ОВЗ – это

проблема выбора будущей профессии.

Часто игнорируя проблемы со здоровьем, родители выбирают за ребенка профессию, учебные заведения и направляют  ребенка именно по такому пути и мы проводим работу по коррекции ожиданий родителей от ребенка в данном вопросе, вместе подбираем учебное заведение, рассказываем, какая огромная нагрузка ложится на детей-инвалидов во время сдачи выпускных экзаменов.

На выходе из учебного заведения ребёнок-инвалид должен понять, как ему быть полезным прежде всего себе, как за себя постоять, какие приложить усилия, чтобы себе помочь, как быть полезным обществу, переживать за других. Уметь правильно соотнести нормы морали, соответствовать  ожиданием общества, т.е. понять, что ты нужен обществу, понимать и реализовывать правовую ответственность. Признать - Я  нужен обществу!

Заключение

Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду - ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. Оказание  ребенку-инвалиду  социально-педагогической помощи выражается в снижении степени его эмоционально-психического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями; снятии у него страха в общении со сверстниками и взрослыми, чувства ущербности; укреплении способности ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придании ему уверенности в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде.  Социальный педагог обязательно должен обладать такими качествами как – доброжелательность, открытость, естественность, деликатность. Также социальный педагог должен обладать даром внушения и убеждения, и даже в некоторой степени - талантом дипломата. Еще очень важное качество, считаю, это умение проявлять эмпатию (слово «эмпатия» произошло от греческого «pathos» — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ет», означающим направление внутрь). Без этого качества, я считаю, педагогу сложно понимать внутреннее состояние другого человека, его душевные переживания. В то же время, социальный педагог должен уметь принимать правильные решения в конкретных ситуациях, должен уметь требовать от других специалистов системы профилактики мер по защите прав ребенка и его семьи. Он должен быть профессионалом, должен иметь свою точку зрения и уметь отстаивать свою позицию.

Используемая литература

1.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.:Гардарики, 2006.

2.Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога:М.: Владос, 2007. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

3.Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99-102. — URL https://m

4.Васильков Т.А. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. 1999г.

5.Мудрик А.В.  Социальная  педагогика: учебное пособие - М 2000г.

6.Реан А.А Семьи и дети группы риска 2004г.№3

7.Социальная педагогика/ Под ред. В.А.Никитина.- М 2002

8.Помощь родителям в воспитании детей: Пер. С английского/ Общ.ред.  В.Я. Пилиповского - М 1992г.

9.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие.2000

10.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие./Смирнов С.А. Котова И.Б. Шиянов Е.Н 1999.

11.П.Ф. Каптерев «О семейном воспитании»: учебное пособие/Сост. и автор комен Андреева И.Н.2000г.

12.Титаренко В.Я Семья и формирование личности-М. 1987г.

13.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.,2001

14.Зактова  И.Н. Социальная педагогика в школе.-М.,1996г.

15.Методика и опыт работ социального педагога  /Под. Ред. Л.В. Кузнецовой.-М.,2005

16.Семья, Социально-психологические и этические проблемы семьи: Зацепин В.И. И др. Киев, 1990г.

17.Социальный педагог Волкова А.П. «Рабочая программа социального педагога» 2008г.

18.Овчарова Р.В. Справочная книга социальной педагогике М-2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая деятельность в приемной семье

семья, дети сироты, становление личности...

курсовая работа Специфика профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении

Министерство образования Московской областиГосударственное образовательное учреждение высшегоПрофессионального образованияМосковский Государственный областной гуманитарный институтФакультет: соц...

Социально – педагогическая деятельность с приемной семьей

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ                             ...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Специфика профессиональной деятельности социального педагога...

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...