Социально – педагогическая деятельность с приемной семьей
учебно-методический материал по психологии на тему

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

РЕФЕРАТ

на тему: Социально – педагогическая деятельность с приемной семьей

Автор:

Юлия Николаевна Авдонина

педагог – психолог

ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

г.Кемерово 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3   

ГЛАВА 1 ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                                                          4

1.1  Понятие приемная семья                                                                                  4

1.2  Формы и виды приемных семей                                                                     8

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ                                                                                      10

2.1 Формы и методы работы с приемной семьей                                               10

2.2 Психолого – педагогическая помощь и сопровождение

     приемных семей                                                                                                13

2.3 Особенности социально – педагогического взаимодействия

     с приемной семьей                                                                                            16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   18

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                     19

Введение

 

Система сиротских учреждений, сохранившаяся почти в неизменном виде с советских времён, продолжает «поставлять» людей, не приспособленных к самостоятельной жизни в обществе. Выросшие без индивидуального внимания и любви, не имеющие психоэмоциональной поддержки и опыта жизни в семье, не получившие достаточного образования, большинство выпускников детских домов и интернатов не хотят учиться и работать, не способны сами планировать свою жизнь. Они часто оказываются втянутыми в криминальные группировки, либо пополняют ряды алкоголиков и наркоманов, и уже их дети попадают в детские дома. Роковой круг на этом замыкается…

И в этой ситуации развитие и поддержка системы замещающих семей, включая подготовку приёмных родителей и их психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах адаптационного процесса, помогло бы в определённой степени решить проблему социального сиротства.

Сравнительно новым институтом устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является приёмная семья. Сегодня эта форма позволяет решать такие проблемы, как повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение необходимого уровня их социализации и воспитания.

Глава 1 Приемная семья как форма устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Понятие приемной семьи

В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) – как в дореволюционной России, так и после 1917 г., в РСФСР.

В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье, и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей [2, c. 57].

В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться, первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в т. ч. на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х – начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса Российской Федерации, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие приемной семьи дано также в ст. Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – как форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение [5, c. 91].

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155); (Федеральный закон №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. №17 – ФЗ, от 07.08.2000 г. №122 – ФЗ).

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 июля 1996 г. №829 «О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 №49)

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия [13, c. 10].

Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей.

Таким образом, дальнейшее развитие института приемной семьи особенно важно для детей, которые в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение).

1.2 Формы и виды приемных семей

Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в перовом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, повтором – роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком.

Опекунская семья, таким образом, полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться другим имуществом.

Семья усыновителей по существу является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может по пучить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

Еще одна разновидность приемной семьи – временная приемная семья. Это новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. [5, c. 60]

Деятельность временной приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устранение тех условий, при который ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитаций кризисной семьи и др.

Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку в случае кризисной обстановки в род – ной семье, неожиданной потери родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами;

Таким образом, в настоящее время существует множество форм и видов приемных семей и каждый из них имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Глава 2 Социально-педагогическая работа с приемной семьей

2.1 Формы и методы работы  с приемной семьей

Диагностика семьи – постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов [1, с. 158–159].

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

Социальный патронаж – форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 – 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семьей

В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор – это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста [1, с. 180].

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи [1, с. 181–182].

Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосохранению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

2.2 Психолого-педагогическая помощь и сопровождение приемных семей

Начало сопровождения приёмной семьи с момента принятия будущими приёмными родителями решения о воспитании ребёнка в семье.

Социально-психологическое сопровождение приёмной семьи более целесообразно проводить с учётом её поэтапного развития, то есть на всём протяжении её существования. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приёмной семьи, а с другой, отслеживать стратегию её развития и прогнозировать возможные трудности.

Выделяют следующую поэтапную технологию психолого-социального сопровождения замещающей семьи.

Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца)

Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.

Работа начинается с поступления заявления от кандидатов в приемные родители о намерении создать для ребенка замещающую семью.

Деятельность на информационном этапе осуществляется по двум направлениям:

 - Социальное, которое осуществляет социальный педагог учреждения. В его функции входит сбор подробной информации о заявившейся семье с целью изучения социальной ситуации развития семьи. Помимо этого проводится социально-педагогическое обследование условий проживания, по результатам которого составляется акт.

- Психологическое, ведущая роль которого отводится психологу учреждения. Психолог проводит:

- Диагностическую беседу с целью установления мотивов создания замещающей семьи, определения отношения членов семьи к появлению нового участника их жизни, выявляет возможные риски при передаче ребенка на воспитание в замещающую семью;

- Психологическое обследование членов семьи с целью составления «портрета» семьи;

По результатам своей деятельности специалисты делают заключение о возможности создания замещающей семьи. Кандидаты в замещающие родители информируются о решении специалистов и в случае благоприятного заключения работа переходит на следующий этап.

2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев).

Ключевые события этого этапа:

- подготовка кандидатов в замещающие родители

- подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в замещающую семью.

Исходя из пожеланий и возможностей замещающей семьи осуществляется отбор кандидатов из числа воспитанников.

После определения кандидата в приемные дети начинается психолого-педагогическая подготовка участников будущей замещающей семьи.

Специалист, прошедший специальную подготовку по программе PRID и имеющий разрешение на осуществление данного вида деятельности, проводит занятия по подготовке родителей.

Социальный педагог готовит документы для передачи ребенка в замещающую семью в соответствии с законодательством.

Психолог осуществляет психолого-педагогическую подготовку ребенка, отслеживает состояние ребенка после встреч с будущей семьей, проводит собеседования с родственниками ребенка (если таковые имеются).

Педагог наблюдает за состоянием эмоционально-поведенческих реакций после встреч с будущей семьей, ведет дневник наблюдений.

О результатах своей деятельности и готовности к созданию замещающей специалисты докладывают на малом педагогическом совете, который принимает решение о продолжении подготовки или о передаче ребенка на воспитание в замещающую семью.

3 этап. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи.

Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:

- консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);

- коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);

- диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);

- юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));

- социальных (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).

Анализируя результаты наблюдений за развитием приемных детей, можно сделать вывод о том, что уже к концу первого года проживания в замещающей семье оно не отличается от развития детей, растущих в родных семьях.


2.3 Особенности социально-педагогического взаимодействия с приемной семьей

Социально-педагогическую деятельность с приемной семьей можно условно разделить на ряд этапов, выделить для каждого этапа функции деятельности социального педагога и методы этой деятельности.

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, которые хотят выступить в этой роли, подают заявление. На этом этапе социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе c другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ социальный педагог разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.).

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса.

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

Заключение

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом, и в связи с этим необходима система предварительной психолого-педагогической подготовки и поддержки членов приёмной семьи. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

В нашей работе мы рассмотрели: понятие приемной семьи, ее роль в современном обществе, виды и формы приемных семей, а также методику работы с приемной семьей. Также мы выявили некоторые особенности работы с приемными семьями.

Литература

  1. Брускова Е.С. Семья без родителей. – М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS – Интернациональ, 2006. – 111 с.
  2. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с
  3. Волкова Н. Социально – педагогическая служба школы – направления работы // Социальная педагогика – 2007 г. – №2.
  4. Вырдин В.А. Управление социальной защитой детства: Учеб. пособие. – М., 2004 г.
  5. Гуров В.Н., Социальная работа школы с семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов – М.: Педагогическое общество России, 2002 г. – 191 с.
  6. Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М., 1978.
  7. Железнова А.К. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4. – 1998
  8. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения сиротства в России. М., 2002
  9. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. – М.: Дом, 2003.
  10. Кравченко А.И.: Социальная работа: учеб. – М. изд. Проспект, 2008 г.
  11. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 2000.
  12. Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика – 2007 г. – №1
  13. Нормативно-правовые основы института приемной семьи в России: Методическое пособие. – Иркутск: ИГЛУ, 2003. – 61 с.
  14. Павленко П.Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 г.
  15. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье».
  16. Семейный кодекс Российской Федерации. «Нормы», Москва, 2007
  17. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей.
  18. Чарнецкой А.А. Технология социальной работы: Учебник – Ростов – н/Д: «Феникс», 2006 г.
  19. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» – М.: Академия, 2007 г. – 272 с.
  20. Шахина Н.А. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. 2005 г.
  21. Шеляг Т.В. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: 1992 г. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая деятельность в приемной семье

семья, дети сироты, становление личности...

Cоциально-педагогическая работа с приемной семьей

Философия средних вековтребует от студентов: которое поясняет идею и цель демонстрации представленных данных. Заголовок 65 школ с углубленным изучением английского языка 57 Убеждение и принуждение в с...

социально-педагогическая деятельность по социализации детей из проблемных семей

Кризисные явления, вызванные экономическими и социально-политическими преобразованиями в обществе, развал прежней системы воспитания привели к возникновению ряда серьезных проблем, которые, в первую о...

Социально-педагогическая деятельность по социализации детей из проблемных семей

аттестационная работа на первую квалификационную категорию...

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями

Содержит характеристику неблагополучных семей, алгоритм работы классного руководителя с такими семьями.. учителю, Социально-педагогическая деятельность кла...

Семьи "группы риска" как объект социально-педагогической деятельности.

В статье рассматривается деятельность социального педагога с семьей "группы риска" как объектом воздействия....