Классный руководитель- организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию
материал на тему

Захарова Марина Михайловна

Доклад на МО классных руководителей. Опыт работы классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_rukovoditel.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,

способствующих духовно-нравственному воспитанию

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

                                                                                                                 В. Сухомлинский

Цель: формирование и развитие гармоничной личности, способной к нравственному поведению и творческой деятельности.

Задачи:

• Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
• Дальнейшее развитие познавательной активности учащихся.
• Подготовка учащихся к самостоятельной жизни, правильному выбору будущей профессии.
• Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время.
• Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
• Формирование позитивного отношения к проблемам своего здоровья.
• Активное педагогическое сотрудничество с учащимися и их родителями

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он

не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу  из такого определения воспитания:  “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.

Само определение воспитания основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создаёт условия для развития и становления ребёнка, его лучших человеческих качеств.

Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка,      вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где  ему будет хорошо и уютно, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что  там его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.   Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым   своих потенциальных возможностей. Поэтому моя  педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое  «Я».  Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю  условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.

 Что такое духовное воспитание? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • Воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись
  • Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире

           Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания.  Что же   такое нравственность?   В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”.  Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы:  Что такое человек? Зачем он живёт и умирает?   По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.  

           В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.   Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:

  • Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
  • В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей
  • Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи

        Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья.      “Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим   миром, связано с моей семьёй”, - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребёнка, многие учёные, педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности.  Тот дух, который царит в семье,   оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Суть  взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Для этого с помощью родительского комитета организую лектории, тематические конференции по нравственному воспитанию. А для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей, организую беседы в микрогруппах или индивидуальные беседы.

Особенности старшеклассников.

-ведущая деятельность - учебно – профессиональная;

-появление «новообразований»: чувство одиночества, новое чувство любви,

открытие своего внутреннего мира;

- формирование половой зрелости.

Отношения в классе становятся ровными, стабильными.

В общении со взрослыми появляется доверительность.

Характерной особенностью нравственного развития является потребность осознать

мотивы поведения.

Особое внимание классному руководителю необходимо уделять этическим

проблемам

(смысл жизни, поиск истины). Появляется много непростых вопросов, связанных с

сильными переживаниям: интимные отношения, неформальные молодежные

организации, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков.

Эти ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно

из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками:

1. Нравственный выбор;

2. Ответственность за поступки;

3. Человеческое общение;

4. Самореализация и самоутверждение.

Система воспитательной работы ведется по следующим направлениям:
• Планирование, анализ воспитательной работы.
• Традиционные общешкольные культурно-массовые мероприятия.
• Работа психологической службы (мотивация учебной деятельности, самооценка личности).
• Работа с учителями-предметниками (воспитательная деятельность на уроках, формирование нравственной позиции).
• Уроки профориентации школьников.
• Работа классного самоуправления.
• Работа с семьей (родительские собрания, конференции, родительский институт).
• Нравственные классные часы.
• Формирование и укрепление классных традиций, к которым можно отнести праздники: День знаний (1 сентября), День Матери (празднуется вместе с родителями учеников),Праздник осени. 8 Марта, Новый год, конкурсы: "А ну-ка, девушки!" и "А ну-ка, парни!"



Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются: 
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и приниматьϖ ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
 Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
 Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
 Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.

Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя ( Николаева К) и заместителя ( Андреева Н);
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса ( Бедарева А ). В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:
1.Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. (Сосковец М, Позднякова А, Добарина А)
2.Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. ( Илькаева Д, Савинкина А. ,Рублёва Я. ,Головин Ю).
3.Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся.( Павлов Д, Распопин Г,Иваничкин А)
4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе,проводит физ.зарядку.( Кирсанов Ю, Ямпольский М ,Жуков Р, Истомин В)
5.Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников, дежурство по классу, по школе.( Исмангулов А,Перин В,Приходько Г)

6. Сектор « Экономика»,отвечает за финансовые отчёты.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на одно полугодие. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей опытно-поисковой деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи: Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе. Помогать родителям по мере возможности в решении наиболее актуальных проблем воспитания. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующий ряд критериев:

Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива. Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом. Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе. Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность. Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся. Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях. Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию"

Обобщение опыта классного руководителя 7 класса по теме:"Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,способствующих духовно-нравственному воспитанию"...

Организация интерактивной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся

Статья содержит разработку урока по этике "Жизненные ценности и поведение"...

Летняя школа как образовательная среда по формированию творческой деятельности учащихся и духовно- нравственному воспитанию

В данной статье  представлен опыт работы  учителя в  летней школе  по формированию творческой деятельности учащихся  и  их духовно- нравственному воспитанию...

Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Исследовательская деятельность как один из видов  педагогической технологии  в духовно-нравственном развитии личности учащихся...

Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному развитию личности».

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и слож...

«Организация различных видов деятельности детей по духовно-нравственному воспитанию»

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом  прикас...

Виды деятельности учащихся, способствующие формированию УУД

Материалы для проведения практического занятия для учителей географии в рамках курсов повышения квалификации на базе ИМЦ...