Статья " МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ"
статья на тему

Шенцева Елена Александровна

Статья " МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metod_modelirtvaniya.docx62.46 КБ

Предварительный просмотр:

                 Статья    Метод моделирования на уроках географии.

В  настоящее время каждый урок -это деятельностный подход к обучению.  Главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться».  Географические умения нельзя сформировать с помощь рассказа, их можно сформировать  используя практические работы. Сейчас  использование инновационных форм и методов, применяемых в обучении, обуславливается развитием современных методов преподавания. Усиленная практическая  направленность, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив должно является базой для принципиально нового подхода к обучению географии. В современных школах наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности, в том числе и на уроках географии. Поэтому для решения этой проблемы необходимо найти такие формы обучения, методы и приёмы, которые повысят эффективность усвоения географических знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и воспитать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение − актуальной проблемой .Одним из методов в современном обучении географии применяется метод моделирования, который позволяет активизировать мышление, то есть создать условия для «вынужденной активности» − это и позволяет включить учащегося в процесс изучения материала на уроке. Учащийся должен построить модель изучаемого материала, прочитав его в книге или услышав. Моделирование – это особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным учебным приёмом, который обеспечивает наиболее быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и опирается на психолого-педагогические закономерности обучения. Это работа, которую учащиеся выполняют  в процессе рассказа учителя или при самостоятельном изучении материала учебника. Модель не выполняют заранее, её выстраивают по ходу работы.  В этом её главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. Моделирование  формирует у  учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей. Применяя метод моделирования на уроках географии, можно четко проследить развитие активности личности учащегося.

Карта - главная модель географии .Профиль - модель, поясняющая внутренние процессы оболочек Земли .Карты "идеальных" материков и территорий - основа для прогнозирования (на анализе карт идеальных материков основана методика развивающего обучения) .Математическая модель явления (метод балансов)

http://geokotlova.rusedu.net/gallery/446/model.JPG 

Освоив моделирование, учащиеся легко решают многочисленные разнообразные географические задачи, поставленные учителем, что указывает на степень усвоения ими материала. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

В  5-6 классах, изучая материалы  ,учащиеся на практике осваивают географические понятия и закономерности ,учатся ориентироваться, проводить измерения ,составлять простые карты, схемы, модели, познают «тайны» географических названий, создают географическую игротеку, легко решают  географические задач

В  старших классах обеспечивается  качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем ,творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.

Таким образом, на уроках по географии необходимо проводить поиск и отбор необходимых источников знаний, осуществлять на основе географических карт анализ, сравнение, оценку процессов и явлений, обосновывать свою точку зрения в ходе дискуссий, ролевых игр, проводить наблюдения за географической средой и прогнозировать тенденции ее развития, моделирование различных географических задач. Современные требования к результатам географического образования ориентируют на формирование действенных знаний и практических умений как основы в развитии личности школьника. А это и есть средство подготовки учащегося к поведению в окружающей среде, в обществе, знание своей страны и мира, воспитание чувства патриотизма путем использования различных методов активизации учащегося на уроке. 

Применяя метод моделирования на уроках географии, можно четко проследить развитие активности личности учащегося: от репродуктивной к реконструктивной и далее к творческой активности и самостоятельности. Все четыре вида активности являются показателями и индикаторами эффективности развития личности. Освоив моделирование, учащиеся легко решают многочисленные разнообразные географические задачи, поставленные учителем, что указывает на степень усвоения ими материала.

Учитель географии  Шенцева Елена Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования на уроках

статья посвящена опыту использования метода моделирования при проведении лабораторных работ по экологии (биологии). Темы работ: "Регуляция численности в популяции на модели "хищник-жертва"; "Закономер...

Метод моделирования и его применение

Что понимается под моделированием задач? В широком смысле слова моделирование - это замена действий с реальными предметами действиями с их  образами, моделями, муляжами и макетами.Предметное и гр...

Метод моделирования и использование мультимедийных средств в решении текстовых задач в 5 классе

Решению текстовых задач отводится достаточно много времени в школьном курсе математики. В ходе работы над задачами педагог раскрывает связи между данными и искомыми величинами, отношения, заданные в у...

Педагогическая статья по теме: "Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку в ссузе".

Ю.С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»         г. Волжский, Волгоградской области Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку...

Статья:" Метод наглядного моделирования."

Помочь обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы в окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними....

Новые методы моделирования, метод наколки и мул моделирование.

Дизайнер – это, прежде всего, творческая профессия, поэтому такого специалиста невозможно представить без наличия творческих способностей и тонкого художественного вкуса....

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...