«Технология повышения коммуникативной компетентности педагога»
статья на тему

Филина Ольга Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo222.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ,

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 9

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Технология повышения коммуникативной

компетентности педагога»

                                                                                                    Докладчик:

                                                                                                     О.Н. Филина

с. Ивановка, 2011 г.

Технология повышения коммуникативной компетентности педагога направлена на повышение эффективности решения педагогических задач и улучшения качества общения участников образоательного процесса.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание партнера.

В современном образовательном процессе общение – это прежде всего личностное взаимодействие в совместной деятельности педагога. Именно этот социально-психологический стержень придает образовательной среде особую эмоциональную продуктивность, позволяет вовлечь субъектов.

Под коммуникативной компетентностью понимают способность осуществлять общение эффективно, т.е. владение приемами и навыками передачи информации, эмоций, высоким уровнем точности межличностного восприятия  и понимания партнера по общению, способствующее успешности совместной деятельности.

Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить этапы педагогического общения, каждый их которых направлен на решение спецефических задач и требует специальных знаний, особых коммуникативных навыков и умений.

  1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
  2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирования общения в предстоящей деятельности.

На первом этапе в процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно педагогическим целям и задачам; системе методов обучения и воспитания, особенностям аудитории и индивидуальности самого педагога. Это, вместе взятое,представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Она требует знаний о структуре, функциях, особенностях профессиональног педагогического общения, специфике профессионального педагогического общения в разных условиях понимания его роли в эффективности педдеятельности. При планировании конкретных форм взаимодействия преподаватель должен исходить также из представлений об особенностях своего индивидуального стиля, своих потенциальных возможностях, сильных и слабых сторонах как субъекта профессионального-педагогического общения.

На втором этапе происходит организация непосрественного взаимодействия с аудиторией, начало общения, во многом определяющее успешность дальнейшего развития педагогической деятельности. Этот этап требует навыков установления спихологического контакта с группой, удержания ее внимания, навыков самопрезентации, а также широкого спектра социально-перцептивных умений и навыков.

Третий этап – управление развивающимся педагогическим процессом. Этот этап требует использования разнообразных спецефических приемов и способов, навыков управления познавательной деятельности, поддержания учебной мотивации. Индивидуальное общение  предполагает наличие у преподавателя достаточно высоких способностей к межличностному восприятию, в том числе определенный уровень развития эмпатии.

Успешность четвертого этапа определяется способностью педагога к рефлексии. Преподователь анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе. На четвертом этапе цикл общения заканчивается, и вновь осуществляется переход к первому этапу.

Таким образом, эффективное педагогическое общение требует целой системы взаимосвязанных коммуникативных навыков и умений, которым необходимо специально и систематизированно обучать будущих педагогов.

В рамках реального учебного процесса данная технология применяется в форме тренинга, т.е. курса, расчитанного на группу учащихся, ориентированного в большей мере на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении, и направленного прежде всего на достижение практических результатов

  1. Цель тренинга – повышение коммуникативной компетентсности в профессиональной педагогической деятельности.
  2. Содержание тренинга -

- Когнитивный компонент – усвоение системы знаний об эффективном педагогическом общении, его роли в структуре педдеятельности

- Эмоционально-мотивационный компонент – формирование личностно значимых представлений о себе как субъекте проф-го педагогического общения

- Поведенческий компонент – овладение системой практических умений и навыков эффективного проф-го пед-го общения в разных ситуациях.

3. Субъект образовательног процесса

4. Необходимые условия проведения тренинга

- формирование группы

- формирование мотивации

- формирование образа цели

- формирование поведенческих моделей

- завершение образовательной ситуации

5. Примерный план проведения тренинга

  • Вводное слово
  • Упражнение
  • Групповое обсуждение
  • Мини-лекция
  • Упражнение на рефлексию

Этапы проведения занятия, формы и методы работы:

  1. Работы в малых группах
  2. Презентация каждой группы
  3. Индивидуальная работа
  4. Анализ полученных результатов
  5. Ролевая игра
  6. Упражнение на рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы повышения стрессоустойчивости педагога"

В данной статье говорится об организации психологической поддержки в условиях профессиональной деятельности педагога. Сегодня не каждый педагог владеет навыками саморегуляции, однако, это самый правил...

Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога.

Статья Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога....

«Семинар-практикум «Формула успеха» - эффективная технология в условиях современного образования для повышения профессионализма педагогов»

Цель семинара-практикума: Изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности работников образования и н...

Технология "Исследование урока", как средство повышения профессионализма педагогов

Технология "Исследование урока", как средство повышения профессионализма педагогов.( МХК)...

Новые формы, методы и технологии повышения компетентности руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации

В статье раскрываются инновационные технологии повышения квалификации руководителя образовательной организации для успешного формирования профессионализма и компетентности в управленческой деятельност...