Новые формы, методы и технологии повышения компетентности руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации
статья

В статье раскрываются инновационные технологии повышения квалификации руководителя образовательной организации для успешного формирования профессионализма и компетентности в управленческой деятельности на основе научной школы управления Шамовой Т.И., её учеников и последователей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые формы, методы и технологии повышения компетентности руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации

Чимитова Л.А., директор

Усложнение задач, решаемых современными руководителями образовательных организаций, предъявляет постоянно возрастающие требования к их компетенциям в профессиональной деятельности. При этом, как отмечают многие отечественные и зарубежные теоретики и практики в области управленческого образования, системы формирования профессионального опыта и совершенствования компетентности руководителей, они не всегда должным образом управляются с возникающими проблемами и задачами. Тем не менее, возрастание нагрузки на современного руководителя должно сопровождаться развитием специальных средств, технологий его подготовки к постоянно обновляющимся организационно-управленческим и деловым профессиональным условиям.

По мнению исследователей, занимающихся изучением проблем управления, современный руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен обладать определенными личностными компетенциями, которые характеризуют его как успешного руководителя. Это совокупность организаторских способностей, особенностей инновационного мышления, способность работать над несколькими проблемами одновременно, устойчивость в ситуации неопределенности, настойчивость, энергичность, гибкость, инициативность и др. Современный руководитель образовательной организации - это тот, кто умеет воодушевлять коллектив, вести его к достижению поставленных целей, способен убедить членов коллектива без колебаний принять правильное жизненное решение.

Важнейший вклад в исследования деятельности управления руководителя образовательной организации внесли ученые: Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, С.Г. Воровщиков, В.С. Лазарев, Т.М. Давыденко, Г.Н. Подчалимова, Г.П. Щедровицкий и др. [10; 11; 12; 13]. В их исследованиях был определен ряд лидерских качеств, общих для всех успешных руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые актуальны и в настоящее время. К ним относится: - способность брать управление на себя;

  • понимание - успешно действующие современные руководители образовательных организаций обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией;
  • энергичность - современному руководителю организаций, осуществляющих образовательную деятельность, трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, хорошими физическими и интеллектуальными способностями;
  • способность к сотрудничеству - успешно выполняющие свои функции и обязанности, современные руководители умеют подавлять свою неприязнь и действовать эффективно, несмотря ни на что. Таким руководителям свойственны такт, возможность общения на любом уровне, умения разговаривать корректно с членами коллектива, коллегами;
  • настойчивость - современному руководителю образовательной организации присуще интуитивное понимание того, какие идеи следует поддержать и настойчиво их выполнять;
  • заинтересованность в росте, развитии, достижении успехов организации, осуществляющей образовательную деятельность, а не собственной карьере;
  • гибкость - современный руководитель образовательной организации должен быть открытым для восприятия новых идей, новых способов мышления, стремиться к успеху, уметь, когда необходимо, быстро переключаться с одного направления деятельности на другое;
  • чувство юмора - наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя;
  • ценность личного идеала - современный руководитель образовательной организации должен хорошо представлять себе, каков он, к чему ему стремиться.

Личностные компетенции (качества) современного руководителя связаны с потенциалом, заложенным природой. Качества и компетенции руководителя в данном случае имеют очень крепкие связи.

Следовательно, современный руководитель образовательной организации должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать и организовать коллектив на ее выполнение [7].

А.В. Сичинава в статье «Аналитическая культура руководителя в современном образовании» отмечает, что руководители образовательных организаций имеют более или менее четкий перечень функций. Они нормативно закреплены в профессиональном стандарте. Следовательно, существуют ожидания относительно компетентности руководителей для их реализации. «Сейчас нет единого формализованного мнения о том, каким должен быть успешный директор школы. Профстандарт описывает минимальные требования: они определяют профпригодность директора, не более, и, кроме того, из стандарта совершенно не понятно, чему должен быть обучен, например, педагог, чтобы стать директором? Из каких дисциплин формировать для него курс повышения квалификации? Отсюда возникла необходимость разработать гибкую модель компетентностей современного директора школы» [8].

Современный руководитель общеобразовательной организации должен:

  • ясно представлять, что понимается под результатом образования;
  • понимать, в какой образовательной парадигме осуществляется управленческая и педагогическая деятельность;
  • уметь ставить цели образовательной деятельности организации в целом и субъектов педагогической деятельности, в частности;
  • прогнозировать результаты образования на перспективные, четвертные периоды;
  • постоянно осуществлять сравнение целей и результатов, добиваясь поиска проблем в выявленных рассогласованиях;
  • владеть инструментарием рассмотрения цели и результата в одинаковых измерителях и параметрах

Руководитель организации является ответственным за всё ее функционирование в целом, а не только за работу какой-либо ее части; должность руководителя предоставляет ему гораздо больше возможностей, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.

Управленческая компетентность является определяющей в структуре профессиональной компетентности руководителя и может включать социальнометодологическую, педагогическую экономико-правовую, общекультурную, информационную и организационную компетентности.

Управленческая деятельность руководителя характеризуется такими качествами, как:

  • умение донести оперативную информацию до подчиненных;
  • свободные навыки межличностного общения;
  • способность принимать решения и решать проблемы, возникающие в агрессивной среде;
  • навыки командной работы; - коммуникативные навыки (консультации со специалистами, учет их мнений, навыки ведения переговоров) ;
  • навыки убеждения, мотивации, ведения переговоров;
  • способность быстро обучаться, участвовать в нескольких разнообразных системах рыночных отношений и овладевать навыками «дальновидного стратегического управления».

Эти виды деятельности соотносятся с таким видом профессиональной компетентности, как коммуникация.

По мнению Г.П. Щедровицкого, особенность профессиональной деятельности руководителя состоит еще и в том, что может быть представлена как процесс управления, «деятельность над деятельностью», то есть представляет собой деятельность по управлению деятельностью других людей [8].

Высококвалифицированный руководитель не только обладает необходимыми знаниями в области управления персоналом, развития организации, но и знает, как адекватно действовать в определенных условиях, обладая при этом способностью контролировать ситуацию и управлять ею.

Модель управления развитием компетенций формируется в процессе выявления конкретных компетенций, характерных для высокой эффективности труда руководителя ОО, и относящихся к определенным видам (ключевым, функциональным, управленческим и т.д.), что позволяет при ее использовании охватить всех руководителей ОО [2; 3; 5].

Совершенствование системы повышения квалификации основывается на необходимости разрешения противоречия между постоянно растущими требованиями к личности и деятельности современного руководителя образовательной организации (ОО), его профессиональной компетентности и недостаточным уровнем его готовности к выполнению функций руководителя. Этим обусловлена одна из самых главных задач системы повышения квалификации - задача совершенствования процесса организации повышения квалификации современных руководителей образовательных организаций, в соответствии с предъявляемыми требованиями к управлению организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При организации процесса обучения руководителей образовательных организаций необходимо учитывать, что ведущая роль в образовательном процессе принадлежит обучаемому, который становится реальным субъектом процесса, происходящего в совместной деятельности обучающего и обучающегося [1]. В рамках данного подхода возрастает значение новых форм, методов и технологий обучения руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации. К ним относятся дискуссия, анализ конкретных ситуаций, тренинги, подготовка в процессе работы и т.д.

При разработке технологии обучения современного руководителя образовательной организации должны применяться новейшие педагогические технологии, такие как:

  • интерактивные технологии, предполагающие работу в парах или группах, а также организацию работы в форме тренинга. Тренинги, проводимые с руководителями образовательных организаций, дают возможность достичь уровня, который позволяет говорить об эффективном руководстве. Практикумы, включаемые в тренинги, улучшают результаты обучения, позволяют успешно применять полученные знания в дальнейшей работе. Например, управленческий социально-психологический тренинг является средством подготовки к постоянно обновляющимся организационно-управленческим и деловым профессиональным условиям. Это система повышения компетентности отдельных руководителей и целых профессиональных групп в рамках образовательной организации или в открытом формате, то есть лиц, профессиональная и личностная позиция которых создает постоянно возрастающие нагрузки и предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной компетентности. Например: - тренинг: планирование и организация. В результате применения инструментов руководитель образовательной организации научится: - определять приоритетность задач; - устанавливать оптимальные сроки их достижения; - создавать конкретный порядок действий; - укладываться в срок;
  • тренинг принятия решения. В результате применения инструментов руководитель научится: - собирать необходимую информацию;
  • быстро и внимательно работать с большими объемами информации;
  • делать выводы на основе причинно- следственных связей;
  • структурировать информацию (выделяя «главное/второстепенное», «общее/частное»? группировать, классифицировать);
  • прогнозировать ситуацию и выбирать оптимальный способ решения с точки зрения результата и возможных последствий;
  • самостоятельно принимать решения;
  • информационные технологии повышают мотивацию, позволяют предоставлять обучающемуся материал с помощью разных каналов восприятия, способствуют развитию навыков самообразования и самоконтроля:
  • информационно-коммуникативные технологии призваны, основываясь на рациональном использовании современных достижений в области компьютерной техники и новейших средств коммуникации, решать задачи по эффективной организации образовательного процесса в системе повышения квалификации руководителей образовательных организаций;
  • кейс-технологии. В данной технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний;
  • технология обучения в сотрудничестве. Цель данной технологии - позитивное, конструктивное взаимодействие обучаемого и обучающегося. Она способствует развитию особенности выполнять задание качественно и в срок в полном объеме при поддержке своих коллег, товарищей и собственных возможностей;
  • технология развития критического мышления. Данная технология способствует обучению обучающихся находить пути решения проблем, сопоставлять свое мнение с другими, чтобы вынести обоснованное решение, взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки и т.д.

Таким образом, использование в процессе повышения квалификации современных форм, методов и инновационных технологий обучения руководителей образовательных организаций с учетом их компетенций, способствует формированию инновационного мышления, повышению компетентности современного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.

  1. Артамонова Е.И., Воровщиков С.Г. Научная школа Управления образовательными системами Т.И. Шамовой//Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 1.
  2. Афанасьева Т.П., Новикова Г.П., Тюнников Ю.С. Преемственность образования в общеобразовательном комплексе: инновационные модели и механизмы: Монография. - Ярославль - Москва: Канцлер, 2020. - 326 с.
  3. Афанасьева Т. П., Новикова Г. П. Модернизация механизмов инновационной деятельности дошкольной образовательной организации. - Ярославль-Москва:

«Канцлер», 2016. - 388 с.

  1. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352с.
  2. Новикова Г.П. Новое содержание принципов преемственности и непрерывности в условиях инновационной деятельности образовательных комплексов // Педагогическое образование и наука. - № 4. - 2017. - С. 15-25.
  3. Новикова Г.П. Проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную (в системе непрерывного образования). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2021. - No3. - С. 33-43
  4. Новикова Г.П. Теоретические основы и организационно - педагогические условия готовности педагога к инновационной деятельности // Инновационная деятельность в образовании: Материалы XV Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль-Москва: Канцлер, 2021. -С.132-141
  5. Сичинава А.В. Аналитическая культура руководителя в современном образовании» // Инновационная деятельность в образовании: Материалы XV1 Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль-Москва: Канцлер, 2022. - 642 с.
  6. Харисова Л.А. Преемственность как условие развития непрерывного общего образования /Л.А. Харисова, Г.П. Новикова, Т.М. Шукаева // Педагогика. - 2017. - №8. - С. 43-49.
  7. Шамова Т.И. Избранные труды. - М. Перспектива, 2009.
  8. Шамова Т.И. Сборник программ по управлению образовательными учреждениями: для факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, В.И. Зверева [и др.]. - М.: ООО «Издательство Прометей», 2004. - 328 с.
  9. Шамова Т.И. Экспериментальные школы: перспективное направление развития профессиональной компетентности руководителей и педагогов школ / Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сб. ст. Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (г. Москва, 25 января 2010 г.). - М.: МПГУ, 2010. - С. 24-31
  10. Vorovshchikov S.G., Lyubchenko O.A., Shakhmanova A.Sh., Marinyuk A.A., Bold L. Networking of educational organizations of general and higher education: infrastructure project // Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks. International Scientific and Practical Conference. 2020. Р. 3015.
  11. Новикова Г.П., XV Международная научно-практическая конференция «Шамовские чтения», г. Москва, 2023г., С.59-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации. Статья для сборника Шамовских чтений.

Развитие толерантности руководителя в системе повышения квалификации.Заместитель директора по ВР ГОУ СОШ №1234 Чарнецкий Сергей Николаевич Педагогическая толерантность является профессионально ва...

Совершенствование профессиональной компетенции учителей англиийского языка в системе повышения квалификации

Аннотация.               Модернизация образования требует от педагога    повышения его профессионального уров...

Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической ...

Проект "Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров как средство повышения их профессионального мастерства "

Разработка данной модели и её апробыция имеет большое значение, так как:- позволит достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;- повысит ежегодное участие педагогов в про...

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология развития социального компонента образовательной компетентности на основной стадии обучения иностранному языку.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. Доктор педагогических наук, и...