Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении
проект на тему

Кузнецова Анна Александровна

Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической художественной литературы.

В проекте раскрывается идея о возможности формирования лексико-грамматического строя и связной речи средствами классической художественной литературы в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса. Представлено описание путей реализации идеи проекта, а также в приложении приводится примерный план совместной деятельности учителя-логопеда с учащимися по формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

сканирование0023

           

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский р-н, г. Тарко-Сале, ул.Победы 1

тел.: директор: /34997/2-43-01 (факс), вахта: 2-43-03,2-43-02,6-47-75

школьный сайт: www.tsosh1.ru

e-mail:tarko-sale 1@mail.ru

__________________________________________________________________

Проект

по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования

лексико-грамматического строя и связной речи у

педагогически запущенных учащихся младших классов

средствами классической художественной литературы.

«Русский язык – это, прежде всего,

Пушкин — нерушимый причал русского языка.

Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький».

Л. Н. Толстой

2014

Визитная карточка проекта.

Автор педагогического проекта: Кузнецова Анна Александровна, учитель-логопед МБОУ СОШ №1 г. Тарко-Сале.

e-mail исполнителя проекта: anna1_88@inbox.ru 

Предметы: логопедия, психология.

Объект реализации: участники образовательного процесса.

Аннотация проекта: в проекте раскрывается идея о возможности формирования лексико-грамматического строя и связной речи средствами классической художественной литературы в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса. Представлено описание путей реализации идеи проекта, а также в приложении приводится примерный план совместной деятельности учителя-логопеда с учащимися по формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Тип проекта.

По методу: исследовательский.

По цели: практико-ориентированный.

Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе, которого лежат: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные УУД.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Коммуникативные УУД могут быть сформированы только при развитом лексико-грамматическом строе и связной речи.

Также в Стандарте уделяется внимание предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает на обязательный учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и педагогически запущенным детям, специальных условий для их обучения и воспитания [12].

Практика современной школы показывает недостаточный уровень мотивации учащихся к получению знаний и низкую потребность в самостоятельном добывании знаний. Участники образовательного процесса не всегда адекватно оценивают значимость формирования речи для успешного усвоения программы средней школы и адаптации к социальным условиям.

Таким образом, исходя из особенностей деятельности современной школы, сформулирована тема проекта: «Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической художественной литературы». Объектом исследовательского проекта стали педагогически запущенные младшие школьники.  

Л.Н. Толстой писал «Русский язык – это, прежде всего, Пушкин – нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький». Эти слова объясняют нашу идею использовать в качестве средств формирования лексико-грамматического строя и связной речи классическую художественную литературу.

Имеются предпосылки создания данного проекта:

- с 2011 года по 2012 год на базе трех общеобразовательных школ нами проводилось исследование по выявлению педагогически запущенных учащихся подросткового возраста. Выявлено 87 учащихся, имеющих педагогическую запущенность из 200 человек, которые приняли участие в обследовании. У данных учеников выявлено устойчивое отклонение от нормы в поведении, общения, учебно-познавательной деятельности, повышенной тревожности. Отклонение от нормы в эмоционально-волевой сфере, как правило, сопровождается нарушением целеполагания, мотивации к деятельности, а, следовательно, приводит к общему недоразвитию речи;

- Р.В. Овчарова предположила, что даже при коррекционном воздействии на детей младшего школьного возраста к подростковому возрасту, педагогическая запущенность остается и тем более, если работа отсутствует;

- для формирования лексико-грамматического строя и связной речи используется классическая художественная литература, так как в младшем школьном возрасте ребенок должен усвоить все основные модели родного языка;

- технология «Педагогика сотрудничества» предполагает личностно-ориентированные взаимоотношения в образовании, также учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса.

В практике работы учителя-логопеда имеются противоречия между:

- ролью учителя-логопеда, определенной в ФГОС и пониманием его деятельности всеми участниками образовательного процесса;

- необходимостью взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса с целью формирования лексико-грамматического строя и связной речи педагогически запущенных младших школьников и недостаточным уровнем внедрения в практику технологии «Педагогика сотрудничества»;

- формированием лексико-грамматического строя и связной речи учащихся и недостаточным чтением классической художественной литературы.

Таким образом, возникает проблема развития лексико-грамматического строя и связной речи педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классических произведений с применением технологии «Педагогика сотрудничества».

Гипотеза: если в работе учителя-логопеда с педагогически запущенными учащимися младших классов использовать классическую художественную литературу в условиях технологии «Педагогика сотрудничества», то возможно будут сформированы лексико-грамматический строй и связная речь.

Пути достижения гипотезы:

- выявить педагогически запущенных младших школьников;

- определить уровень развития лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных младших школьников;

- разработать содержание педагогической технологии коррекции лексико-грамматического строя и связной речи педагогически запущенных младших школьников средствами классической художественной литературы с применением технологии «Педагогика сотрудничества»;

- определить условия реализации технологии, механизмы и закономерности коррекционного воздействия.

Цель проекта: формирование лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младшего школьного возраста в условиях технологии «Педагогика сотрудничества».

Задачи:

1) Изучить научно-методическую литературу;

2) Подобрать диагностические методики;

3) Провести диагностическое обследование педагогической запущенности младших школьников и лексико-грамматического строя и связной речи;

4) Определить методы, формы работы с участниками образовательного процесса  в условиях технологии «Педагогика сотрудничества»;

5) Определить этапы работы в рамках данного проекта;

6) Разработать авторскую программу по развитию лексико-грамматического строя и связной речи средствами классической художественной литературы;

7) Реализовать коррекционную программу на базе МБОУ СОШ №1 г. Тарко-Сале;

8) Провести повторное диагностическое обследование, скорректировать деятельность, согласно полученным результатам и обобщить результаты.

Предмет исследования: лексико-грамматический строй и связная речь.

Научная новизна: предполагается разработка авторской программы, включающей содержание методов выявления и коррекции лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных младших школьников средствами классической художественной литературы.

Данный проект несет как научную, так и практическую значимость. В результате деятельности в рамках данного проекта учащиеся должны уметь анализировать художественные произведения на основе лексико-грамматического строя и связной речи; подбирать произведения художественной литературы для самостоятельного чтения; воспринимать и анализировать классическую художественную живопись; анализировать поступки окружающих и героев литературных произведений; рассуждать и делать выводы.

Таблица 1

Нормативно-правовая база проекта.

Федеральная

  1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., часть 1, статья 29.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации», глава 4, статья 34.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.

Региональная

Закон автономного округа от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».

Муниципальная

Приказ от 24 декабря 2013 №938 «Об утверждении примерного Положения о Профессиональной этике Педагогических работников образовательных учреждений».

Общеобразовательное учреждение

1. Приказ от 25 октября 2013 №339 «О работе логопедической службы в МБОУ СОШ №1 г. Тарко-Сале».

2. Инструкция от 28 октября 2013 №87 «По охране труда при проведении с детьми логопедических и коррекционных занятий».

  1. Основная часть проекта.

1.1. Принципы построения проекта:

- открытости – участие в разработке и реализации проекта всех участников образовательного процесса;

- целостности – объединение образовательного процесса с задачами проекта;

- сотрудничество – комплексная работа со всеми участниками образовательного процесса.

Таблица 2

  1. Срок реализации проекта.

Этап

Срок

Цель

Организационный

Сентябрь-май 2013-2014 гг.

Определить актуальную тему проекта, изучить научно- методическую основу темы, структурировать проект.

Деятельностный

Сентябрь-май 2014-2016 гг.

Провести входную диагностику педагогической запущенности и состояния лексико-грамматического строя и связной речи младших школьников. Работа со всеми участниками образовательного процесса в рамках темы проекта.

Аналитический

Май-август 2016 г.

Провести количественный и качественный анализ проектной деятельности.

1.3. Ресурсы проекта.

1.3.1. Дидактические ресурсы:

- методическое обеспечение коррекционной программы;

- книги с текстами классической художественной литературы;

- художественные картины.

1.3.2. Медиаресурсы:

- интернет – источник образовательной информации;

- Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point – средства структурирования, систематизации и оформления методического обеспечения;

- интерактивная доска, диктофон для наглядного обеспечения информации.

1.3.3. Материально-технические:

- ноутбук, принтер цветной и черно-белый, сканер, CD.

1.3.4. Временные: 2013-2016 гг.

1.3.5. Кадровые: школьная администрация, учителя начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог.

Схема 1

1.4. Взаимодействие участников проекта.

1.5. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленной цели.

Методы исследовательского проекта.

  1. Теоретические: теоретико-методологический анализ проблемы исследования; анализ психологической, педагогической, логопедической литературы, рассматривающей лексико-грамматический строй, связную речь педагогически запущенных учащихся младших классов.
  2. Эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование и тестирование, рисуночные и проективные психодиагностические методики; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
  3. Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных: статистическая обработка и интерпретация результатов диагностики.

База проектного исследования: МБОУ СОШ №1 г. Тарко-Сале. Участниками проектного исследования являются учащиеся 3-4 классов.

Работа по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных младших школьников проходит в 3 этапа.

Таблица 3

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленной цели.

Название этапа

Цель

Задачи

Мероприятия

Подготовительный (информационно-аналитический)

Выявить младших школьников с педагогической запущенностью, а также с нарушениями лексико-грамматической структуры и связной речи.

1. Научно-методическое обеспечение деятельности.

2. Создание банка диагностических методик.

3. Подбор дидактического материала, соответствующего возрастному показателю.

4. Сформировать контрольную и экспериментальную группу с целью исследования эффективности коррекционной работы.

1. Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности (Р.В. Овчарова).

2. Комплексное обследование устной и письменной речи младших школьников (Аманатова М.М.)

3. Познакомить с результатами диагностики и проинформировать участников образовательного процесса о потенциале и пользе проекта на заседаниях МО, педагогическом совете, родительских собраниях и индивидуальных консультациях.

Основной (практический)

Формирование лексико-грамматического строя речи педагогически запущенных учащихся средствами классических художественных произведений.

1. Формирование грамматического строя речи на основе классических художественных произведений.

2. Развитие свойств и качеств личности педагогически запущенных учащихся путем анализа классических произведений.

3. Актуализация компетентности по проблеме проекта участников образовательного процесса.

1. Совместная деятельность учащихся и учителя-логопеда на уроках по разработке и внедрению проекта формирования лексико-грамматического строя и связной речи средствами классических произведений (Приложение 1).

2. Консультации учителя-логопеда и педагога-психолога для учителей начальных классов.

3. Выступления на родительских собраниях и  мастер-классы для  родителей по проблеме проекта.

4. Создание рекомендательной и методической базы для родителей по теме проекта.

6. Включение интегрированных уроков учителя логопеда с учителями начальных классов.

Заключительный (контрольно-диагностический)

Мониторинг развития лексико-грамматического строя и связной речи педагогически запущенных младших школьников.

1. Проанализировать документацию коррекционной работы (результаты диагностик, протоколы занятий).

2. Проанализировать значимость технологии «Педагогика сотрудничества», как средство взаимоотношения всех участников педагогического процесса.

3. Сделать выводы об эффективности коррекционной программы.

1. Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности в контрольной и экспериментальной группе (Р.В. Овчарова).

2. Комплексное обследование устной и письменной речи младших школьников в контрольной и экспериментальной группе (М.М. Аманатова).

3. Составление отчета о результатах данного проекта.

4. Познакомить с результатами проведенной коррекционной работы всех участников образовательного процесса.

Заключение.

Таблица 4

Возможные риски проекта.

Риски проекта

Меры для их минимизации

1. Не принятие педагогически запущенными учащимися используемых методов.

Сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса по проблеме развитию речи ребенка.

2.  Недостаточный опыт взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса.

Проведение мастер-классов учителя-логопеда на тему интегрированный урок.

3.  Не адекватное отношение родителей к речевым проблемам ребенка.

Проведение индивидуальных консультаций по проблеме речевого развития; мастер-классов, разработка рекомендательной и методической базы по формированию грамматического строя речи средствами классической художественной литературы.

Таблица 5

Ожидаемые результаты.

Учащиеся

Родители

Педагоги

Образовательное учреждение

Должны знать:

- основы лексико-грамматического строя и связной речи;

- классическую художественную литературу и живопись;

- приемы анализа и восприятия художественных произведений искусства и литературы;

- нравственные понятия и ценности актуальные в современном обществе.

Должны знать:

- возрастные психофизические особенности детей;

-приемы формирования лексико-грамматического строя и связной речи;

- произведения классической художественной литературы, соответствующие возрасту;

- основы взаимодействия с ребенком в трудных жизненных ситуациях.

Должны знать:

- возрастные психофизические особенности детей;

- приемы формирования лексико-грамматического строя и связной речи;

- правила создания положительного психологического климата между учителем-логопедом, учителями начальных классов и родителями;

- методику проведения интегрированных уроков.

Повышение статуса общеобразовательного учреждения за счет внедрения инноваций.

Должны уметь:

- анализировать художественные произведения на основе лексико-грамматического строя и связной речи;

- подбирать произведения художественной литературы для самостоятельного чтения;

- воспринимать и анализировать классическую художественную живопись;

- анализировать поступки окружающих и героев литературных произведений;

- рассуждать и делать выводы.

Должны уметь:

- использовать классические художественные произведения как средство формирования лексико-грамматического строя и связной речи детей;

- мотивировать ребенка к чтению и анализу классических художественных произведений с целью развития лексико-грамматического строя и связной речи;

- пользоваться рекомендательной и методической базой учителя-логопеда.

Должны уметь:

- участвовать в проведении интегрированных уроков с учителем-логопедом;

- решать конфликтные ситуации с учащимися и их родителями, использую примеры классической художественной литературы.

Продукт проекта: 

- создание и опубликование методического пособия с авторскими разработками и комплекта индивидуальных тетрадей по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных младших школьников на электронном и бумажном носителе;

- создание мультимедийного сопровождение программы;

- освещение проблемы проекта в различных научных изданиях, на конференциях, методических объединениях и средствах массовой информации.

Список используемой литературы.

  1. Алемаскин М.А. Проблемы воспитания «трудных» подростков. 1966, №10.
  2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986.
  3. Агапова Н.В. Основы общей педагогики. – Ч. I. Белгород, 2009.
  4. Блонский П.П. Очерки научной психологии. – М., «Работник просвещения», 1921.
  5. Выготский Л.С. Педология подростка//Собр. Соч.: В 6 т. – М. Педагогика, 1984, Т.4.
  6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  7. Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. – М., 2008.
  8. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.
  9. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися/Л.М. Зюбин – М., 1982.
  10.  Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1992.
  11.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб, 2001.
  12.  Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей/О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. М.: Просвещение, 2012.
  13.  Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: ЛГУ, 1960.
  14.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  15.  Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.
  16.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  17.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. М., 2000.
  18.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.

Приложение 1

План совместной деятельности учителя-логопеда с учащимися по формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

В ходе коррекционного процесса учащиеся разрабатывают индивидуальные маршрутные карты, которые оформляются в логопедический альбом. Логопедический альбом и его презентация станут конечным продуктом проектной деятельности младших школьников.

Примерные разделы альбома могут быть следующие:

- «Мои речевые проблемы»;

- «Как преодолеть свои трудности»;

- «Что я хочу получить»;

- «Мой путь преодоления речевых трудностей»;

- «Мои домашние задания».

Для формирования организационных навыков на занятиях применяются специальные организационные методы:

- проблемное введение в тему занятия;

- постановка цели занятия совместно с учащимися;

- совместное планирование выполнения заданий;

- самоанализ и самооценка, рефлексия.

В процессе осуществления проектной деятельности у детей постепенно формируются такие умения и навыки как:

- выделение проблемы;

- умение ставить цель;

- планирование своей деятельности, самоанализ;

- построение устной презентации продукта проектной деятельности;

- письменный отчет о том чему научились, над чем нужно работать.

В ходе и в итоге проектной деятельности учащиеся самостоятельно дают оценку своим действиям, характеристику своей работе, которая отражается в «Рамке успехов». В «Рамке успехов» размещены критерии оценки для каждого ученика: «отлично», «хорошо», «мне надо постараться», которые выбираются учениками самостоятельно. Учитель-логопед отмечает для себя адекватность оценивания учениками своих действий.

Разработка индивидуальных маршрутных карт.

Урок 1. Учитель-логопед разрабатывает технологические карты, в которых указываются тема, цель, задачи, что должны знать и уметь учащиеся.

Урок 2-4. В альбомах учащиеся на отдельных страницах оформляют каждый блок с опорой на воображение. 1 блок – лексика, 2 блок – грамматика, 3 блок – связная речь (страна, планета и т.п.). Учащиеся выбирают интересное название, расписывают маршруты в соответствии с представленным учебным материалом. Домашнее задание: украсить страницу рисунками или картинками соответствующей тематики.

Урок 5. Совместная разработка критериев оценки деятельности, исходя из уровней «отлично», «хорошо», «мне надо постараться». Учитель-логопед предлагает, по желанию, заменить эти слова на синонимы или образы. Учащиеся самостоятельно определяют количество баллов по каждому уровню.

Параллельно с индивидуальной картой учащиеся ведут словарь новых понятий. Учащиеся «идут» по индивидуальному маршруту в течение всего коррекционно-развивающего процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновации "Развитие интеллектуальных и творческих способностей через повышение эффективности образовательного процесса" (в рамках экспериментального проекта УМК "Сферы")

Показатели:- теоретическая обоснованность инновации-новизна-образовательная значимость- качество инновационного процесса- результативность инновации...

Инновационные педагогические технологии для эффективности образовательного процесса и повышения мотивации к изучению ИЯ в практике учителя английского языка

Инновационные педагогические технологии для эффективности образовательного процесса и повышения мотивации к изучению ИЯ в практике учителя английского языка.Автор: Крылосова Елена Леонидовна МОУ &laqu...

выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса при внедрении второго иностранного языка

Введение инновационноых форм обучения  для повышения результативности обучения, развития креативного мышления учащихся на уроках немецкого языка....

Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....