Игровые технологии в преподавании химии
статья на тему

Варлакова Лариса Геннадьевна

Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii_na_urokakh_khimii.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

Выполнила: Варлакова Л.Г.

с.Мамонтово

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Человеческая культура возникла

и развивается в игре, как игра.

И. Хейзинга

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Ученику, переступившему порог школы, предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.

“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.

Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры.

Игра наряду с трудом и ученьем один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 В.И.Андреев считает, что игра – это одна из форм организации обучения. Он даёт подробное определение дидактической игры: “Педагогическая (дидактическая) игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивированна на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся, воссоздаётся или моделируется опыт человеческой деятельности и общения”.

 М.В.Кларин даёт следующее определение дидактических игр: “это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения материала, повышающая познавательный процесс за счёт эмоционально окрашенных игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов, в результате которых запланировано формирование конкретных знаний, умений, навыков”.

 С.А.Шмаков выделяет особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче информации о мире, важных сведений: игры, осмысленно ориентированные на обучении. Он же предлагает в качестве определения этой группы игр термин “интеллектуальные”. По его мнению, дидактические игры являются их частью, когда непосредственно игра связана с содержанием какого-либо учебного предмета.

Н.П.Аникеева относит игру к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра по ее мнению – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную – освоение дидакти общения;
  • самореализации (в игре – как в полигоне человеческой практике);
  • игротераптевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру  личностных показателей);
  • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
  • социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются игры

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  •  познавательные, воспитательные, развивающие;
  •  репродуктивные, творческие;
  •  коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Цели игровых технологий: 

  1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
  2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
  4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Использование социоигровых приемов на уроке пробуждает интерес учащихся друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности.

Большинству учеников освоение нового дается нелегко. Когда же их предупреждают, что новое дело — трудно, то оно может сделаться трудным вдвойне. Если же отказаться от такой "мотивации" и предлагать ее ученикам как видоизменение дела, им уже более или менее известного, то возникают благоприятные условия для игровой формы освоения нового.

Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. К новому делу интерес тоже существует, но он быстро угасает под давлением страха ошибок. Ведь взрослые, стремятся демонстрировать свое умение быть во всем правильными и правдивыми, стремятся, пусть не вполне осознанно, но все же показать и доказать, что сами-то они в осваиваемом деле умеют избегать ошибок. Это, конечно, позволяет взрослым постоянно быть в лидерах за счет страха ошибки, возникающего в детях.

В социоигровой педагогике педагогическое мастерство включает в себя и мастерство создания игр. Учителю, использующему игровые приемы обучения, часто приходится сталкиваться с какими-то своими промахами и просчетами (не ошибается тот, кто ничего не делает). Это уравнивает его с детьми и помогает принять их право на ошибки.

Самое "страшное" последствие игровых просчетов учителя — отказ некоторых детей от участия в предложенном игровом задании, упражнении — снимается предварительной готовностью педагога преодолеть этот отказ специальным набором заданий. Эти задания обязательно легко выполнимы и связаны с движением: достаньте, откройте, найдите, подойдите, возьмите и др., чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе. Многие психологи и педагоги: А. Г. Рытвин, В. К. Дьяченко, Е. Е. Шулешко, В. В. Архипова и др., неоднократно обращали внимание на то, что, как правило, учителя редко видят и используют большие возможности малых групп, хотя именно в них таятся корни успеха учебного процесса.

В ходе исследований, возглавляемых педагогом-психологом Е. Е. Шулешко, было установлено, что в шестерке каждый ребенок может найти наиболее выгодные условия для группового делового общения. В такой микрогруппе лидеры наименее давят на не очень активных, у тихого ребенка есть возможность уйти от давления лидера, защитившись окружением в шестерке таких же тихих детей. Важно и то, что шестерка может непроизвольно по ситуации в ходе обсуждения делиться на две тройки или три пары. Такая вариативность помогает ученикам обнаруживать, высказывать и сравнивать большее число своих мнений, не задерживаясь на том варианте, который был высказан первым. Во время урока три парты всегда можно быстро переставить так, чтобы возник общий большой стол для шестерки. В конце урока парты так же быстро можно вернуть на место (замечу, что такая физическая нагрузка-разрядка очень полезна школьникам).

В течение года на уроках полезно использовать как постоянные шестерки, так и временные. Дети, как и взрослые, по отношению к некоторым сверстникам менее обидчивы, когда те их не понимают. Известно, что устойчивые приятельские отношения у каждого складываются по-своему. Так возникает малая группа, которая меняет характер поведения ребенка. В ней ребенок научается признавать мнение своего ближайшего окружения и поддерживать его, не нарушать и согласовывать свои стремления с действиями товарищей. Поэтому и в общении с учителями он становится более покладист.

Задания, связанные с выбором водящего и делением на команды или малые группы, позволяют создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами урока. Учителю проще и быстрее назначить ведущего по своему усмотрению. Но это часто ведет к появлению на уроке оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь ученикам освободиться от подобных реакций — задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьевках, гадалках, считалках.

Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми.

Самому педагогу надо быть готовым играть, вовлекая, участвуя, помогая детям. Но необходимо следить и за тем, чтобы игровой активностью и раскованностью не подавить детей, превратив их в зрителей, чтобы своими нетерпеливыми подсказками не заглушать их ученическую интуицию.

Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. Традиционные способы поддержания дисциплины на уроке близки к игровым. При грамотном осуществлении они практически и становятся игровыми.

Даже для взрослых задания, позволяющие всем хотя бы просто подвигать руками, ногами, туловищем, доставляют неподдельную радость. А вместе с этими физическими движениями неожиданно по-новому начинают работать и головы. Для учащихся различные движения, передвижения, перестановки наполняют урочную жизнь полноценными впечатлениями о себе, о других, о предполагаемых мнениях других о себе и о связях всего этого между собой.

Диалектика живого обучения связана с отношением учителя к учебной теме как к предлогу для бессловесного обучения чему-то другому, непреходящему, общечеловеческому. Тогда работа учителя становится искусством, помогающим детям жить полноценно и насыщенно.

Игровые технологии в преподавании химии

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи:

  1. Привитие интереса к изучению предмета
  2. Снижение перегрузки учащихся
  3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Решить эти задачи можно внедрением в учебно-воспитательный процесс дидактических игр.

Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действии, в вещи. Энергия ребенка требует выхода и он играет.

Дидактические игры - это игровой метод обучения, известный в педагогике более полувека. Однако только в последние годы учителя стали уделять этому педагогическому средству должное внимание.

Замечу, что большинство учебных программ для компьютеров разработаны с использованием игровых моментов, внимание обучаемых направленно в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незамечено выполняет задачу. Психологи отмечают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузку учащихся.

Почти во всех работах, посвященных проблеме обучения химии, указывается на важность и необходимость развития творческих способностей учащихся в процессе изучения школьного курса химии. Одна из таких проблем - это игра, которой, по-моему, мнению, недостаточно пользуются в практике обучения.

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка, при проведении тематических вечеров, а возможности использования дидактических игр в учебном процессе в известной мере недооценивали.

Существенными причинами в этом явились:

  1. отсутствие методических разработок по данному вопросу,
  2. нехватка личного времени учителя для создания дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

До сих пор еще многие учителя - предметники дисциплин естественнонаучного цикла считают, что игра – это развлечение, а вот обучение – это труд. Такой подход к проблеме игры характерен для традиционной педагогики с ее системой передачи информации.

Многие учителя если и используют игровые компоненты обучения в процессе преподавания химии, то чаще всего в виде игр-упражнений, способствующих запоминанию, довольно распространенные виды игр на уроках химии – учебное лото, химические шашки, домино, кроссворды, викторины. Характерная особенность этих игр в том, что они предполагают деятельность школьников на репродуктивном уровне при применении знаний и наиболее эффективно используется при проверке знаний.

Современные российские и зарубежные педагоги и психологи считают, что игры такого типа наводнили школу еще в 18 веке и на данном этапе устарели и, рассматривая эволюцию игры, - они прослеживают ее путь от простейших форм (игры-упражнения, символические игры, соревнования) до творческих игр, указывая, что одна из современных тенденций школьного обучения – интеграция творчества и игры.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения воспитания и развития. Основные обучающие воздействия принадлежат дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляет активность детей в определенное русло.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно, дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к химической деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме занятии происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи,
  2. учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры,
  3. учебный материал используется при качестве средства игры,
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу и игровую
  5. успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает от всякой другой деятельности. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенными признаками:

  1. наличие чётко поставленной цели обучения;
  2. педагогическим результатом.

Они могут быть обоснованы, выделены в явном виде, характеризоваться учебно-познавательной направленностью

Деятельность каждого структурного компонента можно представить в таблице №1.

Структурные компоненты

Деятельность структурного компонента

1) Игровой замысел

-выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.

2) Правила

-определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.

3) Игровые действия

-регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.

4)Познавательное содержание дидактической задачи

-заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

5) Оборудование

-включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.

6) Результат

-это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих правил, дидактическая игла или не возможна или теряет свою специфическую - форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Поэтому при подготовке к таким урокам необходимо:

  1. составить краткую характеристику хода игры (сценарий);
  2. указать временные рамки игры;
  3. учесть уровень знаний и возможные особенности учащихся;
  4. реализовать межпредметные связи.

По дидактическим задачам урока - уроки дидактические игры можно классифицировать следующим образом:

Таблица № 2

 

Обучающие

Контролирующие

Обобщающие

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ЦЕЛИ

приобретение знаний, умений и навыков во время игры или подготовки

повторение, закрепление и проверка ранее полученных знаний

приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях, требующих интеграции знаний.

 

Характер

дидактических игр 

(в зависимости от дидактической цели урока)

1) продуктивный

4) конструктивный

2) репродуктивный

5) практический

3) теоретический

6) воспитывающий

Форма

дидактических игр

1) Игра-состязание;

7) звездный час;

13) химический вернисаж;

2) олимпиада;

8) что? где? когда?

14) хоккей;

3) КВН;

9) брейн-ринг;

15) путешествие.

4) поле чудес;

10) счастливый случай;

 

5) марафон;

11) ярмарка;

 

6) конкурс;

12) посиделки;

 

Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решении которой требует проявления деятельности.

Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса химии.

В своей практической работе я часто использую уроки дидактических игр, в которых реализую идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное - обучение химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в преподавании физики

В презентации дана методика создания игры...

Игровые технологии в преподавании русского языка

Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий.Как повысить эффективность урока? Какими способами...

Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии.

Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения, чтобы не только географическая...

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе.

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе....

Игровые технологии в преподавании истории

Игровые технологии в преподавании истории...

Игровые технологии в преподавании химии

Харченко Т. А., учитель химииГБОУ СОШ № 683 Приморского районаСанкт-Петербурга                 Тема выступленияИгровые технологии  в преподавани...