Игровые технологии в преподавании русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Струкова Галина Васильевна

 

Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий.Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igrovye_tehnologii.ppt2.17 МБ
Файл igrovye_tehnologii.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Слайд 1: «Игровые технологии»

Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Слайд 2: Сущность игровой технологии

«Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности».

Слайд 3: В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.

При выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Ориентировочная основа действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые, как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе. Пример: в играх-путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др.

Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.

Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.

Слайд 4:

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

Слайд 5: Разновидности игр. Основные цели и задачи игр на уроках

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.

Слайд 6: Во время игры решаются определенные задачи:

1) победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель – овладеть определенными знаниями, умениями;

2) добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников игровым правилам;

3) игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение и, может быть, поставить в тупик). Поэтому в ней должны участвовать все («слабым» ученикам надо дать возможность поверить в себя);

4) игра должна обеспечивать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

Слайд 7: Рассмотрим примеры различных игр, которые можно использовать на уроке русского языка.

Слайд 8: Игра «Справочное бюро» (лексический переулок)

Используя толковый словарь, выбери

слово, соответствующе лексическому

значению – составная часть чего

либо:

а) колорит                 в) комфорт

б) компонент                 г) компромисс

Слайд 9: Игра «От каждой буквы – столбик - слово» (Проспект Морфология)

На доске написано одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово и являющихся существительными 2 склонения мужского рода Слайд 10.

Слайд 11: Дерево чудес (шоссе синтаксиса и пунктуации)

Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните знаки препинания, укажите грамматическую основу предложения.

Слайд 12.

Слайд 13: Творческая игра «Я работаю поэтом»

Учитель, играя, учит рифмовать слова (кот- крот, гость - гвоздь),а затем дает два рифмующихся слова (снеговика - уголька, носа - эскимоса) и предлагает интересно, оригинально, остроумно подобрать недостающие слова. Разобрать некоторые слова по составу. 

Слепили мы снеговика.
Морковка вместо носа.
Глаза его из уголька
И как у эскимоса.

Слайд 14: Игры - соревнования "Бей ответом, как мячом, прямо в цель", "Футбол"

В этих играх используются задания по морфемному анализу и конструкции слов. Класс делится на 3 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. В игре используется мяч. Итог – количество голов.

Слайд 15: Отгадывание сказки - загадки "Большая родня".

Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы :строить, строиться.  Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья – глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали! «Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны. 

Слайд 16: Задания:

1. Попробуйте записать этих многочисленных родственников.

2. Как же зовут старца -прародителя, от которого все они произошли?

Слайд 17: Интеллектуальная игра-викторина В стране «Русский язык»

На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:

1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.) 

2) Что стоит посередине земли? (Буква м) 

3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.

В городе Морфология пятиклассники получили задания:

• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);

• продолжите высказывание: Основа предложения – это… ; Значимая часть слова, стоящая после корня, – это…

Слайд 18: В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы. Например:

1) Ум хорошо, а …(два лучше).

2) Знай больше, а говори …(меньше).

3) Не зная броду, …(не суйся в воду).

4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?

5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.

Слайд 19: Конкурс «Ералаш»

На доске стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, в результате чего получается бессмыслица.

Задача играющих – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте.

Слайд 20.

(Ответ: правильный порядок – 3, 4, 1, 2, 6, 5, 8, 7, 12, 11, 10, 9, 14, 13.)

Слайд 21: Деловая игра «Корректор»

Такую игру можно провести, например, после изучения темы «Местоимение» в 6-м классе. Рассмотрим некоторые задания.

Учащимся объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректором классной газеты.

Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И.Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.

Жалоба

Дядя прашу тебя, памаги
Твоей племяннице оле,
А то не будет ее ноги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже не смок прачитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.

Слайд 22:

1. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

2. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.

3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Слайд 23: Задание 2. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: ф_ст_валь, пара_ели, д_фицит, д_тектив, р_клама, ко_ерческий.

Слайд 24: Задание 3. Орфографическая дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (в парах).

Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердиться кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Слайд 25: Задание 4.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя,
Глядит мечтательно в тетрадь:
– Вот если б получить мне «пять».

Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.

1. В слове «дуб» три звука [д], [у], [бэ].

2. (На) желтых листьях – прилагательное, н.ф. – желтый, относительное, употреблено в р.п., мн.ч., м.р.

Слайд 26: Задание 5. Отредактируйте сочинение Ошибкина Пети.

Я учавствовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвергнул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», – подумал я и побежал еще сильнее. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там Петрову оказали первую помощь.

Слайд 27: Игра «Переводчик»

Тема: «Имена существительные общего рода».

Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример (литературный или собственный) – еще очко. Например:

1) Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).

Мы везем с собой кота, чижика, собаку. Петьку-забияку…(С. Михалков).

2) Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).

3) Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).

4) Необразованный, малосведущий человек (невежда).

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (И. Крылов).

В настоящее время существует большое количество игр, кроме рассмотренных в статье, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия; лингвистические кроссворды; лингвистическое лото; подвижные игры, например, с мячом; компьютерные игры и т.д.). Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

Слайд 28: Игра в слова

«Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». [3]

Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогри'фы, омо'графы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».

Слайд 29: Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», «мышь+як» и т.д.

Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное от перестановки слогов и букв (например: липа – пила, актер – терка), а также при чтении справа налево (например: колесо – оселок, кот – ток), в результате чего составляется другое слово.

Слайд 30: Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – парта и т.п.).

Логогриф – загадка, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест – перст, мир – мираж, Вера – Венера.

Слайд 31: Омограф – слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволо'чка – про'волочка, и'рис – ири'с.

Омоним – слово, совпадающее с другим по звучанию и написанию, но по значению не имеющее с ним ничего общего (например: мир1 – Вселенная, мир2 – земля, мир3 – среда, мир4 – согласие, покой и др.; свет1 – энергия, свет2 – сияние, свет3 – общество, свет4 – блик и др.

Слайд 32: Помогите ученику найти к записанным ниже словам проверочные, которые спрятались в вагонах трамвайчика

Слайд 33: Игра «Кто быстрее?»

  1. Придумайте и запишите слова с приставками при-, пре-, выделите приставки и корни слов.
  2. Слова находящиеся в корзине, распределите по соответствующим колонками

Слайд 34.

Слайд 35: Однажды Николай увидел на воде спасательный круг с буквами в круге зашифровано 8 слов на правописание корней –плав-, -мак-, -скак-/-скоч-. Помогите Николаю прочитать эти слова.

Слайд 36: Разгадайте кроссворд, составленный из слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ек-/-ик-

По горизонтали: 1. Тот, кто служит в армии. 2. Металлическое приспособление для запирания и отпирания замка. 3. Металлический или пластмассовый предмет для закрепления деталей. 4. Природное явление. 5. Зверек с длинными ушами  и коротким хвостиком. 6. Предмет из плотной ткани для переноски овощей и фруктов. 7. Невысокий шкаф с выдвижными ящиками (обычно для белья)

По вертикали: 1. Сборник слов в определенном порядке, иногда с пояснениями, переводом и т.д. 2. Предмет из ткани, кожи для хранения денег. 3. Клок, прядь торчащих волос, обычно на макушке головы. 8. Деревце с крупными красивыми листьями. 9. Детеныш птицы. 10. Строительный материал из глины. 11. Часть плоскости, ограниченная окружностью, а также сама окружность. 12. Пакетик из бумаги для пересылки писем и ценных бумаг.

Слайд 37: Разгадайте кроссворд, подбирая к указанным ниже словам и словосочетаниям синонимы с НЕ. 

По горизонтали: 1. Отсутствие знаний, некультурность. 2. Мало опыта. 3. Враг. 4. Промах, невезение. 5. Плохая погода. 6. Незнание, неосведомленность. 7. Изъян, дефект.

По вертикали: 1. Профан, полузнайка. 2. Болезнь. 3. Беспорядок. 4. Угловатость, нескладность. 5. Горе.

Слайд 38: Помогите футболистам (с помощью стрелочек) забить мячи в нужные ворота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе.

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе....

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе....

Игровые технологии в преподавании английского языка

Игровые технологии в преподавании английского языка...

Игровые технологии в преподавании английского языка

  В современной школе особое значение приобретает игра, применение игровых технологий. Использование различных обучающих игр, воображаемых ситуаций способствует установлению положительных ...

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.

Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС....

Место и роль игровых технологий в преподавании английского языка.

Место и роль игровых технологий в преподавании английского языка...