Рабочая программа по обществозанию 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._obshchestvoznanie_6_klass.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Рабочая программа

По учебному предмету

«Обществознание»

Для учащихся 6 классов

Екатеринбург 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Обществознанию» 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России  от 9 марта 2004 г. №1312).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень). – Сборник нормативных документов. Обществознание.  – М.: Дрофа, 2004.
  4. Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «Обществознание».
  5. Учебный план на 2014-2015 учебный год.

Курс обществознание даёт возможность учащимся получить знания из родственных дисциплин: экономики, философии, психологии, социологии, политологии, правоведения, помогает им ориентироваться в социуме. В ходе изучения  обществознания учащиеся приобщаются к различным сферам общественной жизни, что является условием становления свободной и социально ответственной личности, которая осознанно прокладывает свой жизненный путь.

В основе содержания курса обществознания    лежат ведущие системообразующие идеи.    В  процессе обучения у учащихся формируются понимание  своей значимости в обществе, смогут найти своё место в мире, несмотря на столь быстрые изменения в нём.

Цели курса:

  1.  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение  на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4.  овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5.  формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность.  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Задачи курса:

  • сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;
  • создание условий для социализации личности.

Рабочая  программа по обществознанию  разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и  авторской программы Л.Н. Боголюбова.

В основу программы положена интеграция  современных социологических, экономических, политических, правовых, этических, социально-психологических знаний в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста.

  • С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы  используются: формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.

методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Основу изучения курса обществознания  составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы  присутствуют разделы:

-Человек

-Семья

-Школа

-Труд

-Родина

-Добродетели

Программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.

Наименование темы

(раздела программы)

Сроки

Всего

час.

Из них

Лаб.и

практ.

Экс-

курсии

Сам.

раб.

Контрольно-диагностич.

1

Введение. Как работать с учебником

1н.09

1

-

-

1

-

I.

Тема 1. Человек

9

1

-

2

2

Человек родился

2н.09

1

-

-

1

-

3-4

Человек-личность

3-4н.09

2

-

-

1

-

5

Особый возраст: отрочество

5н..09

1

-

-

-

-

6

Познай самого себя

1н.10

1

-

-

-

-

7

Человек и его деятельность

2н.10

1

-

-

-

-

8

Что человек чувствует, о чём размышляет

3н.10

1

-

-

1

-

9

Человек (практикум)

4н.10

1

1

-

-

-

 II.

Тема 2. Семья

4

1

-

2

10

Семья – ячейка общества

2н.11

1

-

-

1

-

11

Семейное хозяйство

3н.11

1

-

-

1

-

12

Делу время, потехе час

4н.11

1

-

-

-

-

13

 Семья (практикум)

5н.11

1

1

-

-

-

III.

Тема 3. Школа

3

1

-

1

-

14

Профессия - ученик

1н.12

1

-

-

1

15

Одноклассники, сверстники, друзья

2н.12

1

-

-

-

-

17

Школа (практикум)

3н.12

1

1

-

-

-

IV.

Тема 4. Труд

5

1

-

1

18

Труд – основа жизни

4н.12

1

-

-

-

-

19-20

Труд и творчество

5н.12-2н.01

2

-

-

1

-

21

На пути к жизненному успеху

3н.01

1

-

-

-

-

22

Труд (практикум)

4н.01

1

1

-

-

-

V.

Тема 5. Родина

5

0

-

1

23

Что значит быть патриотом

5н.01

1

-

-

-

-

24

Символика России

1н.02

1

-

-

1

-

25

Гражданин – Отечества достойный сын

2н.02

1

-

-

-

-

26

Мы – многонациональный народ

3н.02

-

-

-

-

-

27

Родина (практикум)

4н.02

1

1

-

-

-

 VI.

Тема 6. Добродетели

4

1

-

2

28

Человек славен добрыми делами

1н.03

1

-

-

-

-

29

Будь смелым

2н.03

1

-

-

-

-

30

Что такое человечность

3н.03

1

-

-

1

-

31

Добродетели (практикум)

4н.03

1

1

-

-

-

32-33

Итоговое повторение

2-3н.04

2

-

-

1

1

Резерв

2

Итого

35

6

-

10

1

Содержание образования:

Введение. Как работать с учебником (1 ч.)

Наука обществознание: круг знаний, принципы, закономерности. Что изучат курс «Обществознание». Структура, особенности  содержания методического аппарата учебника.

Тема 1. Человек (9 ч.)

Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Внимание к

 старым людям. Человек  - существо социальное. Личность. Индивид. Индивидуальность. Подросток. Отрочество. Познание мира и себя. Самопознание.  Труд. Трудовой кодекс. Право на труд. Чувства. Размышления. Потребности. Виды потребностей.

Тема 2. Семья (4 ч.)

Семья – ячейка общества. Условия для создания семьи. Какие бывают семьи. Семейные заботы. Семейное хозяйство. Семейный бюджет. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Хобби. Свободное время и телевизор.

Тема 3 . Школа (3 ч.)

Профессия ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Как учили в прежние времена. Одноклассники. Сверстники, друзья. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.

Тема 4. Труд (5 ч.)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Красота труда. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Тема5. Родина (5 ч.)

Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Русский язык – государственный. Патриот и патриотизм. За что мы любим свою Родину. Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн. История создания гимна. Гражданин Отечества – достойный сын. Конституция Российской Федерации. Гражданин. Право граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации. Мы – многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Национальность.

Тема 6 . Добродетели (4 ч.)

Человек славен добрыми делами. Что такое доброта. Доброта-  значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило хорошего человека. Что такое зло? Что порождает зло? Что такое страх? Смелость и отвага. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к старикам, способы его проявления. Система нравственных и социальных установок.

        Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:

  1. Обществознание. 6 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений /  Л.Н. Боголюбов [ и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2009.
  2. Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2010.
  3. Обществознание. 6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений /  А.В. Поздеев, Е.Б. Биянова. – М. : Вако. 2013.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  • социальное устройство человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значимость социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видам социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск  социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.)

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процесса;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации.

Список литературы для учителя:

  1. Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
  2. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование : метод. Пособие для учителя с дидакт. Материалами / А.Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
  3. Прутченков А.С. Школа жизни : метод. Разработки социально-психолог. тренинга /  А.С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации
  5. Конституция Российской Федерации
  6. Семейный кодекс РФ
  7. Трудовой кодекс РФ

Список литературы для обучающихся:

  1. Домашек Е.В. школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
  2. Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.

Материально-техническое обеспечение:

Раздел 1. Мебель.

Парты ученические – 15 шт.

Стулья ученические – 30 шт.

Стол учительский – 1 шт.

Стул учительский – 1 шт.

Шкафы книжные – 5 шт.

Тумбы - 2

Стол компьютерный – 1 шт.

Доска учебная – 1 шт.

Раздел 2. Технические средства.

Проектор – 1

Экран – 1

Ноутбук – 1

Колонки - 2

Раздел 3. Учебное оборудование.

Раздел 4. 

-Таблицы, схемы по сферам жизни общества: экономическая, политическая,

 социальная, духовная.

Раздел 5. Дидактические материалы по всем разделам.

-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.

-Тестовые задания по всем разделам.

-Разноуровневые задания по всем разделам.

Сведения о составителях (авторах) программы:

ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич

Должность: учитель истории

Квалификационная  категория: первая

Наличие учёной степени, почётных званий: нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...