Учебные проекты по истории для основной школы.
материал на тему

Вострякова Татьяна Васильевна

информация о проектном методе обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchebnye_proekty.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании РМО учителей истории на тему «Учебные проекты по истории в основной школе

Подготовила учитель истории МБОУ  Разинской СОШ Вострякова Т.В.   (слайд 1)

Народная мудрость  гласит: новое—это хорошо забытое старое. В России еще в 1905 небольшая группа  ученых под руководством С.Т. Шацкого пыталась использовать проектные методики в педагогической  практике. В 30-е г. 20 в. Проектный метод рассматривается как альтернатива классно-урочной системе обучения.

Сегодня проектный метод является прежде всего, элементом научного творчества учащихся.

В стандарте основного общего образования значительное внимание уделено участию школьников в учебно - проектной деятельности. Это нашло отражение прежде всего в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. В числе метапредметных результатов названы

(Слайд 2)

-способность учащихся использовать освоенные знания и умения в учебной познавательной и социальной практике

-самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и  сверстниками

(слайд 3) В предметные результаты вошло

-освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебно- проектных и социально-проектных ситуациях.

Реализации названных требований способствует работа школьников по учебным проектам.

(слайд4) Учебный проект

- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая цель, способы деятельности, направленная на достижение результата по решению какой-либо проблемы, творческой задачи

В зависимости от количества участников  проект может быть индивидуальным, парным, групповым.

(слайд 5) Учебный проект как педагогическая категория - это интегративное средство развития, обучения и воспитания

Участие в работе над проектом позволяет  ученикам вырабатывать следующие умения: (слайд 6)

мыследеятельностные

Выдвижение идеи, проблематизация,  целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, выбор способа, самоанализ и рефлексия

презентационные

 Построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации, подготовка письменного отчета о проделанной работе

коммуникативные

Слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы

поисковые

Находить информацию по каталогам, уметь анализировать материалы СМИ, формулировать главную мысль

информационные

Структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах

 

Т.к. учебный проект требует от школьников сочетание многих видов деятельности можно выделить разновидности проектов по истории связанные с определенными объектными и деятельностными приоритетами:

(слайд 7)-историческая реконструкция хода событий, основанная на более широком чем в учебнике, круге источников:

-историческое путешествие (с использованием исторической карты и других источников), моделирование исторической ситуации

-рассмотрение «открытого» вопроса , требующего сопоставления и анализа различных фактов и суждении

-историко-биографическое исследование («исторический портрет», «личность в истории»)

-разработка проекта по истории своего города, края (это разновидность отличается широким спектром методов сбора информации: от наблюдений до работы с материалами музея)

-собирание свидетельств и изучение «устной истории» (создание новых источников)

В соответствии с положениями современных педагогических исследований работа школьников над учебными проектами состоит из следующих этапов: (слайд 8)

-целеполагание, постановка проблемы;

-планирование (определение задач и способов их решения, распределение функций в коллективно выполняемом проекте, составление плана-графика работы);

-реализация (поиск и обработка информации; анализ, формулирование выводов и собственной точки зрения на поставленную проблему);

-оценка и самооценка полученных результатов

-презентация (публичное предъявление) и защита результатов проекта

Из приведенного перечня ясно, что речь идет об объемной и многоаспектной работе, которую должны самостоятельно выполнить ученики. Какова же роль педагога в организации такой работы? Остановимся на основных моментах деятельности учителя истории. Когда мы предлагаем учащимся перечень учебных проектов важно принять во внимание ряд обстоятельств:

(слайд 9) - задачи изучения курса,

-характер исторического материала (возможность формулирования проблемных задач, выстраивание собственных объяснений);

-наличие доступных для учащихся источников;

-доступность (посильность проекта для данного возраста);

-ресурс учебного времени.

Рекомендации по выбору тематики учебных проектов содержатся в современных курсовых методических пособиях, а иногда и в учебниках. Широкие возможности для проектной деятельности предоставляет учебник «История Отечества 20-н. 21 в.» А.О.Чубарьяна (освещаются альтернативные точки зрения на результаты  реформ П.А.Столыпина, рассматриваются возможные альтернативы взятия власти после смерти И.В. Сталина его соратниками). Учитывая комплексный и объемный характер учебного проекта (изучение разнообразных источников, различные формы деятельности) целесообразно выполнение такого рода работы 2-3 раза на протяжении учебного года.

Педагогическое сопровождение работы над учебными проектами осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников.  Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной стимулирующей и обучающей помощи педагога на всех этапах работы над проектами. Для учащихся 7-8 классов задача учителя - организующая и стимулирующая помощь. Девяти - классники имеют достаточный опыт самостоятельной работы, поэтому учитель может принимать минимальное участие на всех этапах работы над проектом: в форме консультации, советов. При планировании работы над коллективными проектами внимания со стороны учителя требует формирование проектной группы. В нее должны входить учащиеся с разными возможностями, уровнем подготовки (например «эрудит», «лидер», «собиратель информации») Так же групповые проекты не могут быть долго- срочными: учащимся трудно самостоятельно осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного времени. Чтобы помочь школьникам овладеть сложной для них деятельностью целесообразно использовать

(слайд 10) Памятка-алгоритм работы над учебным проектом в основной школе

1.Цель проекта (что надо сделать, чтобы решить данную проблему, каков должен быть конечный результат работы - материал, форма его предъявления)

2.Развернутый план работы (на какие вопросы следует ответить; какую информацию и где необходимо искать, в каком виде ее обобщать; что сделать своими руками)

3.Основные этапы и формы работы (график с указанием сроков и объема представляемых материалов)

4.Распределение функций при выполнении коллективного проекта, индивидуальных заданий для участников.

При оценивании проектов следует обратить внимание на следующие элементы (слайд 11)

-последовательность общего замысла (определение проблемы, задач , плана работы)

-полнота использованной информации (соотношение данных учебника и дополнительных материалов); разнообразие источников

-применение умений изучать и  систематизировать информацию из различных источников

-наличие выводов, их аргументированность

-оформление работы (выразительность, художественные достоинства)

-качество проведенной презентации(насколько полно раскрыт результат, уложились ли в отведенное время, заинтересовали ли аудиторию, как ответили на вопросы)

Необходимо, чтобы школьники знали о требованиях к предполагаемым результатам. Это поможет им  успешно выполнить проект. Оптимальное время для выступления составляет 7-10 минут . Желательно, чтобы ученик имел план выступления, где отражены основные положения его работы. Важным этапом работы является самооценка-осмысление полученных результатов, недостатков. В  5-7 классах элементы рефлексии стимулируются учителем. Например, заполнение  школьниками анкеты после выполнения проекта.

(слайд12)  Анкета.

1.Сколько времени ушло на выполнение проекта?

2.Интересно ли было работать над проектом?

3.С какими трудностями вы столкнулись в ходе работы?

4.Что нового узнали, чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Оценка достижений выпускников основной школы по математике"

Проект по курсу  "Оценка достижений выпускников основной школы по математике", Решение уравнений...

Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного  общества непосредственным образом зависит от гражданс...

Проекты по технологии для основной школы

Банк учебных проектов по технологии для 5-8 классов...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...

Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"

 в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....

Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"

 в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....