Статья Изучение студентами педагогического колледжа предметно-развивающей среды в начальной школе
статья на тему

Баркова Светлана Васильевна

Правильно организованная предметно - развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка в процесс его самостоятельной деятельности, обеспечивая разные виды его активности. В настоящее время  появилась насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Баркова Светлана Васильевна,

преподаватель,

ГАПОУ СО «Саратовский областной

педагогический колледж»

г. Саратов

Изучение студентами педагогического колледжа предметно-развивающей среды в начальной школе

 Правильно организованная предметно - развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка в процесс его самостоятельной деятельности, обеспечивая разные виды его активности. В настоящее время  появилась насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени. 

Необходимо учитывать естественно – научные принципы при организации жизнедеятельности ученика. Это может помочь в решении многих проблем современной школы. Образовательное учреждение должно обеспечить право обучающегося на образование как на разностороннее развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма. 
С началом обучения в начальной школе изменяется статус ребенка – он становится учеником,  меняется ведущая деятельность – с игровой на учебную.
      Большую часть времени ребенок проводит в школе. Специфика обучения детей младшего школьного возраста такова, что дети на протяжении всего учебного дня находятся в одном классе (за исключением урока физкультуры, музыки, информатики). Поэтому развитие младшего школьника во многом зависит от правильной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете.

Педагог с самого первого дня продумывает какими будут в его классе цвет стен, мебель. Тщательно распределяется пространство на функциональные зоны.  В классе не только должны быть рабочие места учителя и учащихся, но и наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от постоянного общения со сверстниками, аэрофитомодули  созданный учителем, способные поддерживать здоровый микроклимат помещений.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. 
       На втором курсе студентами педагогического колледжа изучается профессиональный модуль «Методическое обеспечение образовательного процесса». Теоретические знания подкрепляются практикой, которая проходит в базовых школах города. Одним из направлений плана практики является – изучение условий создания предметно-развивающей среды в классах начальной школы. На квалификационном экзамене по ПМ «методическое обеспечение образовательного процесса» студенты защищают мультимедийные проекты по теме «Создание предметно-развивающей среды в начальной школе». Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы.

Цель данного метода – обеспечить студентам возможность и необходимость самостоятельно ставить цель, задачи своего проекта, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели:

  • знания из разных областей изучаемых наук;
  • способность прогнозировать результаты и возможные последствия;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

Требования к проекту:        

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, познавательная значимость предлагаемых результатов .
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

Каждый студент, определив важность проблемы, творчески подходит к ее решению. Хочется привести пример проекта в стихах, созданного студенткой 31 группы Селивановой Дарьей

Проект:  «Мир, в котором царят уют и знания»

Цель проекта - изучить особенности организации предметно-развивающей среды в начальной школе на примере одного класса.

Задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

2. Определить важность организации предметно-развивающей среды в классах начальной школы.

Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

Ты только двери отвари,

И в мир, ты, попадаешь,

В котором море детворы.

В глазах их счастье различаешь.

Ну а чего б им тут грустить,

Ведь есть учитель добрый,

Всегда готовый подарить

Любви и знаний горы!

Но то, что знанья он дает,

Мы мигом убедились.

Ведь из детей никто не отстает.

Вверх на заданья руки тут же взвились!

А как же он дает уют, заботу, ласку детям?

И тут, не беспокойтесь, мы мигом вам ответим!

На то, имеется 7 зон, учитель создал их умело.

Чтобы развитие детей не ведало предела!

УЧЕБНАЯ ЗОНА

Есть у детей рабочая доска,

И парты им подобраны по росту.

Учитель себе места тоже долго не искал,

Он сел за свой рабочий стол, устроенный не так уж просто!

Имеется на нем компьютер, DVD, CD и разные издания.

Использует он так же интерактивную доску с проектором,

чтобы ребятам мог давать различные задания!

ЗОНА «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Но дети в 3 «Г» не только вам умом блеснут,

От скуки у них ручки тоже не уснут!

Чтоб убедиться в этом,

нам в уголок их стоит заглянуть.

От красоты такой останется лишь только нам завистливо вздохнуть!

ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА

Здоровью деток учитель тоже помогает!

О том, как нужен чистый воздух каждый знает.

Для этого стоят цветы, не вызывающие аллергию,

И своим видом говорящие «Пускай болеют лишь другие!»

СПОРТИВНАЯ ЗОНА

Но «не болеть» помогут и разминка, мяч, скакалка.

Благодарить за это нужно учителя смекалку.

Хоть в кабинете места и не много,

Но с зоной у учителя все строго.

Побегать, прыгать нужно, так В СПОРТЗАЛ!

Чтоб «груз усталости» благополучно исчезал!

ИГРОВАЯ ЗОНА

Забыть про игры она им тоже не дает.

Играть, творить они всегда готовы!

Тут верх над взрослостью фантазия берет,

Ведь у игры всегда СВОИ законы!

Есть у учителя волшебная тетрадь,

В ней он записывал труды свои упорно.

От скуки и одиночества чтоб детям не страдать,

Нужна им дидактическая игра бесспорно!

ЗОНА ОТДЫХА

Но вот, намаявшись за день нескучный,

За фильмом у компьютера уже сидит народ послушный!

Следят за каждым кадром они без отрыва,

Ну а учитель уже ждет очередного «ядерного» взрыва!..

И стенды детей тоже развивают,

О гимне, гербе, правилах ребята теперь тоже много знают!

И так, занятье детям есть всегда!

За это похвалить учителя готовы.

Ведь замечательно имеются когда,

Для деток все предметно-развивающие зоны!

Список литературы

1. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 2004. 
2. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. 
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Данная статья раскрывает основные направления работы коллектива преподавателей ПЦК "ИНостранные языки" Педагогического колледжа №8 С-Петербурга  в рамках внеаудиторной и воспитательной работы по ...

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА " в сборинике НПК "Актуальные вопросы экологического образования и охраны окружающей среды". ...

Статья "Физкультурно-образовательная среда в начальной школе"

Статья "Физкультурно-образовательная среда в начальной школе"...

Конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогического колледжа "Педагогический дебют"

Конкурс проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала обучающихся ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж» (далее Колледж) и...

Мастер-класс для студентов педагогического колледжа "Работа учителя-логопеда в коррекционной школе"

Данный матреиал - это текст построения выступления про особенности работы учителя-логопеда в детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми - инвалидами. Какие методыы и приёмы в работе с ни...