Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "
статья на тему
Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА " в сборинике НПК "Актуальные вопросы экологического образования и охраны окружающей среды". ГПОАУ АО АПК 24 января 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_konovalova.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Коновалова Лариса Борисовна,
преподаватель иностранного языка
В настоящее время деятельность человека стала причиной разрушительных воздействий на природу, глубоких изменений в экологическом равновесии живых систем с факторами окружающей среды. Опыт показывает, как важно принять необходимые неотложные законодательные и практические меры для охраны окружающей среды. Проблема взаимоотношения человека и окружающей среды имеет планетарный характер и не может быть решена в рамках одной страны или отдельного региона. Выход из экологического кризиса может стать управляемым лишь на основе участия в этом процессе людей, объединенных общим экологическим мировоззрением, фундамент которого заложен в образовательном процессе. В этом заключается основная сущность проблемы экологического образования и воспитания детей и молодежи.
В соответствии с социальным заказом общества и Федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования, перед школой стоит сегодня задача формирования качеств личности, которые бы обеспечили использование творческого потенциала в интересах решения глобальных проблем человечества. В связи с этим в настоящее время у нас в стране наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний, экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.
Хорошо известно, каким большим воспитанным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Иностранный язык как действенный фактор социально-экологического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определёнными возможностями в плане экологического воспитания.
Экологическое образование и воспитание студентов колледжа через предмет иностранный язык может идти по двум направлениям:
- Изучение проблем экологии и охраны окружающей среды в рамках аудиторной работы по дисциплине «Иностранный язык»
- Организация и проведение внеаудиторной работы по экологической проблематике.
В первом направлении можно выделить два пути экологического воспитания в рамках учебной дисциплины: выделение вопросов экологии и защиты окружающей среды в отдельную тему рабочей программы по учебной дисциплине и интеграция экологической проблематики с другими темами рабочей программы.
Так, при изучении иностранного языка на первом курсе специальностей технического профиля в основном модуле предусмотрено изучение такой темы как «Человек и природа». В рамках данного раздела студенты изучают вопросы взаимоотношения человека и окружающей среды, охраны водных ресурсов, сбережения лесов и лесных обитателей. После изучения данного раздела студенты разрабатывают и защищают проект «THE RED BOOK OF ANIMALS» («Животные, занесенные в Красную книгу»).
Интеграция вопросов экологии с другими темами рабочей программы учебной дисциплины предусматривает органичное их вплетение в другие разделы и темы программы.
Например, при изучении раздела «Досуг и увлечения» широко обсуждаются виды хобби, связанные с охраной окружающей среды: членство в общественных организациях экологического профиля, виды и способы экологически безопасного досуга, досуговые мероприятия, направленные на оздоровление ближайшего окружения - различные проекты и акции.
Изучение раздела «Путешествие» также дает немало возможностей для формирования экологического мышления студентов: обсуждаются вопросы пешеходного туризма как наиболее безопасного для окружающей среды, анализируются различные виды транспорта (поезда, самолет, теплоход) с точки зрения степени их экологической опасности. Студенты разрабатывают рекомендации на изучаемом языке, как не нанести урон окружающей природе при путешествии (утилизировать за собой отходы, быть осторожным и соблюдать правила разведения открытого огня и т.д.).
Подробнее остановимся на изучении раздела «Спорт и здоровый образ жизни» учебной дисциплины «Иностранный язык» специальности 39.02.01 Социальная работа. В рамках указанного раздела студенты обсуждают такие темы как физическое и духовное здоровье, охрана здоровья, дурные привычки, спорт и здоровый образ жизни, здоровое питание. Данные темы являются составляющими такого раздела экологии как Экология человека или антропоэкология.
По завершении изучения данного раздела студенты разрабатывают и защищают проекты по следующим темам:
- Разработка рекомендаций по здоровому образу жизни для различных категорий населения (детей, взрослых, пожилых и престарелых);
- Разработка советов по здоровому питанию;
- Физическая активность и здоровый образ жизни.
Защищая проекты, студенты способствуют решению одной из задач антропоэкологии - разработка путей повышения уровня здоровья и социально-трудового потенциала населения, что является одной из компетенций будущего специалиста по социальной работе.
Второе направление экологического образования и воспитания студентов колледжа реализуется через организацию и проведение внеаудиторной работы по экологической проблематике. По традиции в колледже проводится ряд мероприятий в этом направлении:
- Урок-форум «Будущее планеты – в наших руках»;
- Конкурс перевода текстов экологической тематики;
- Конкурс социальной рекламы и плакатов о защите окружающей среды.
В рамках урока-форума студенты, разделившись на команды представителей из разных стран (США, Великобритания, Россия) обсуждают существующие в их странах проблемы охраны окружающей среды и предлагают возможные пути их решения.
Конкурс перевода предусматривает перевод текстов экологической тематики объемом 1500 лексических единиц. На каждом отделении выявляются победители, занявшие 1, 2 и 3 место и награждаются грамотами.
Для конкурса плакатов от каждой группы готовится постер на тему защиты окружающей среды с текстовым сопровождением. Обязательное условие – плакаты должны быть выполнены самими студентами акварелью, гуашью, цветными карандашами или мелками. Допускается использование элементов коллажа. На каждом отделение выявляются победители (1, 2 и 3 место) и награждаются грамотами. Образец конкурсного плаката приведен ниже.
Задача преподавателя иностранного языка -- заинтересовать обучающихся экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания. Приостановить разрушение социоприродной среды, способствовать её расцвету может только экологически грамотный человек, проникнутый чувством любви к миру, в котором он живёт и ко всему живому на планете Земля.
Источники информации
- Безкоровайная Г. Т., Койранская Е. А., Соколова Н. И., Лаврик Г. В. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО. – М.: 2014
- Голубев А. П., Коржавый А. П., Смирнова И. Б. Английский язык для технических специальностей = English for Technical Colleges: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: 2014
- Яшина Марианна Евгеньевна. Экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 2006 198 с. РГБ ОД, 61:06-13/1076
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование процесса изучения иностранного языка в школе
Совершенствование процесса изучения иностранного языка в школе....
ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.
Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...
Метод проектов в процессе изучения иностранных языков
еобходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происх...
Портфолио как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в педагогическом колледже в предметной области "Иностранный язык"
Очевидно, что одной из основных задач педагога является формирование у обучающегося умения учиться, то есть его способность к саморазвитию и самосовершенствов...
Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")
Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...
Воспитание студента педагогического колледжа, как конкурентноспособной личности
Молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей. Она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, инноваций и наиболе...
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...