Воспитание студента педагогического колледжа, как конкурентноспособной личности
статья на тему

Молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей. Она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, инноваций и наиболее восприимчива к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание студента педагогического колледжа,
как конкурентноспособной личности

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия.

В настоящее время демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволила не только проявлять социальную активность, но и поставила человека перед необходимостью это делать, особенно в политической и экономической сферах жизни общества. Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав, к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но еще в большей степени к новым поколениям молодежи, о чем свидетельствуют данные многих социологических опросов. В этих условиях жизнеспособное поколение молодежи должно иметь совокупность качеств, обеспечивающих ему не только выживание, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, но и позволяющих целенаправленно преобразовывать окружающую реальность. Именно это и поставило перед нами задачу: воспитание  конкурентоспособной личности.

Конкурентоспособная личность - это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: высокий уровень работоспособности; стремление к качественному конечному результату; стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; творческое отношение к делу, труду;стремление к профессиональному самосовершенствованию; способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; способность к быстрому освоению нового дела; способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

В условиях динамично изменяющегося общества происходит обновление педагогических концепций воспитания, усиление значения формирования качеств конкурентоспособной личности делают проблему воспитания социальной активности молодежи особенно актуальной, что связано с тем, что идеалы и ценности старших поколений уже не удовлетворяют ни молодое поколение, ни социально-политическую систему нашей страны.

Молодежь, как социально-возрастная группа, обладает рядом особенностей. Она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, инноваций и наиболее восприимчива к ним.

Научиться социальным навыкам возможно только в условиях непосредственного социального взаимодействия, например в осуществлении различного рода общественных мероприятий, социальных контактов, участии в молодежных социальных проектах - которые понимаются как социальная активность молодежи.  Несомненно, активная молодежь нужна всегда и везде, ведь только личность, обладающая активностью, может чего- либо добиться в жизни, самореализоваться, добиться своей цели.

Как свидетельствуют результаты теоретических исследований,  в описаниях понятия «социальная активность молодежи» обычно отмечают, что:

  • структуру представлений о социальной активности составляют следующие смысловые категории: «общественная деятельность», «личностная особенность человека», «коммуникация», «защита людей, помощь и польза людям», «мое будущее и карьера», «достижение целей», «реализация личностных потенциалов», «лидерство», «приятный досуг». Это является важным фактором того, как молодые люди видят и понимают суть своей деятельности, ее смысл и содержание, какие образы приписывают себе и своему окружению;
  • задача воспитания социальной активности как значимого интегрированного качества личности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными и общественными институтами в связи с тем, что молодежь обеспечивает трансмиссию общественных отношений и выступает как носитель социальных инноваций;
  • социальная активность представляется как сознательная, целенаправленная деятельность человека, социальной группы, общности, ориентированная на преобразование объективных социальных условий, формирование социальных качеств личности.

Рассмотрев подходы к проблеме формирования активности, можно сделать следующие выводы.Существует две основных точки зрения на формирование активности:

  1. Источником активности является инстинкты, и в результате этого формирование активности обусловлено биологически, т.е. человек на этот процесс повлиять не может.
  2. Источником активности выступают потребности человека и, исходя из того, что потребности бывают биологические и социальные, в процессе удовлетворении социальных потребностей можно обеспечить формирование активности личности.

           Воспитательная работа в общежитии  включает в себя различные формы организации деятельности, посредством которых можно формировать социальную активность студентов. Это и социальные акции, праздники, социально-педагогические проекты, волонтерское движение. В данных формах студенты проявляют свои способности, реализуют свои интересы, взаимодействуют с социумом, получают общественное признание, т.е. проявляют социальную активность.Данная работа направлена на выработку у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к другим, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие

Следовательно, чтобы обеспечить процесс формирования социальной активности личности, необходимо создать условия, в которых бы личность смогла удовлетворить свои социальные потребности, а именно: потребность в общении, в признании, в принятии и самореализации.

Литература:

1.Гиль С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: опыт разработки и внедрения [Текст] : монография / С. С. Гиль. -  Омск:  ОмГПУ, 2006. – 170 с.

2.Катаева, М. Л. Моделирование профессиональной деятельности в работе со студентами [Текст] / М. Л. Катаева  //  Школьные технологии. – 2006. -  № 6. – С. 106-108.

 3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. - М.: МГУК, 2005. - С. 10.

4. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств// Педагогика. 2006, № 8. С. 56-62.

5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд.2 – е, перер. и дополн. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352с

     6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от    08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 21.11.2015г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Данная статья раскрывает основные направления работы коллектива преподавателей ПЦК "ИНостранные языки" Педагогического колледжа №8 С-Петербурга  в рамках внеаудиторной и воспитательной работы по ...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях подробно изложена структура написания конспекта, приведены примеры записи различных частей физкультурного занятия...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях представлены этапы написания конспекта утренней гимнастики и  даны образцы записи различных частей утренней гимнастики...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение спортивного вечера-развлечения с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

В рекомендациях раскрыты варианты проведения спортивных вечеров-развлечений, проводимых с детьми дошкольного возраста...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях представлена специфика проведения физкультурного занятия с детьми имеющими особые образовательные потребности...

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА " в сборинике НПК "Актуальные вопросы экологического образования и охраны окружающей среды". ...

Конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогического колледжа "Педагогический дебют"

Конкурс проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала обучающихся ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж» (далее Колледж) и...