Главные вкладки

    СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
    статья (10 класс) на тему

    Шибаева Альбина Мударисовна

    СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_statya.docx31.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    А. М. Шибаева, преподаватель

    Иностранного языка

    «Урайский политехнический колледж»

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

    Экономические, политические,  технологические изменения в Европе, начиная с конца ХХ века, расширили социокультурную основу для личностных, групповых, этнических и геополитических взаимоотношений людей и стран. Сегодня все сферы человеческой жизни вовлечены в процесс глобализации. Огромное число людей участвуют в международных конференциях, работают в многонациональных компаниях, получают образование за рубежом и просто путешествуют по миру. Результат этого процесса-широкие возможности общение носителей разных культур. Процесс глобализации оказал серьезное влияние на обучение, и, прежде всего, обучение иностранным языкам. Одной из главных задач концепции  глобального образование является передача знаний о многополярности мира, об огромном разнообразии и самобытности существующих в мире народов, языков и культур.

    В связи с расширением международных отношений и динамичными процессами глобализации владение иностранным языком предполагает усвоение культурологической информации, без которой невозможно общение на иностранном языке. В связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык»  в системе ССУЗов.  Высшей степенью овладение иностранным языком считается сформированность коммуникативной компетенции, неотъемлемой частью является социокультурная компетенция.

    Социокультурная компетенция- увлечение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общие и специфическое в культуре родной странны и страны изучаемого языка.

    Обучающиеся углубляют различные социокультурные знание и развивают умения понимать и воспроизводить эти знания в процессе иноязычного общения.

    Иностранный язык обладает необходимым потенциалом при формировании поликультурной личности будущих  специалистов. Этот потенциал будет реализован в полной мере, если будут учтены следующие принципы: принцип диалога культур, билингвального обучения, самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, интерактивного взаимодействия с представителями поликультурного мира, обучения в условиях интегрированной в учебный процесс естественной поликультурной языковой среды.

    Теоритический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили  выделить комплекс педагогических условий, необходимых для эффективного формирование социокультурной компетенции:

    1. надлежащий подбор тематики и структурирование  содержания учебного материала на иностранном языке на основе социокультурного подхода и принципа профессиональной направленности;
    2. использование интерактивных форм и методов в процессе обучения (дискуссии, ролевые игры, драматизирование, презентации, Интернет-коммуникация, проектные технологии);
    3. гуманизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса;

                4) взаимодействие преподавателя и студента на диалогической основе,  в рамках сотрудничества и сотворчества, включение студентов в самостоятельную и групповую работу, умение осуществлять межличностное и межкультурное общение;

      5) организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий ( ответы на проблемные вопросы, подготовка сообщений, докладов, рефератов о культурных традициях, обычаях стран изучаемого языка; составление монологов и рассказов о достопримечательностях крупных городов англоязычных стран, России, Сибирь (ХМАО-Югры); подготовка презентаций и маршрутов достопримечательностей, выступая в роли гида.

    Ежегодно со студентами первых и старших курсов мы проводим внеклассные  мероприятия: «Диалог культур» и 26 сентября-День европейских языков. Целями данных мероприятий являются:

    -совершенствование речевых и языковых навыков;

    -актуализация навыков иноязычного общения, формирование социокультурной компетенции учащихся через расширение лингвострановедческого кругозора;

    -развитие творческих и познавательных способностей у студентов, способности к анализу, сравнению, формулированию выводов из полученной информаций;

    -воспитание уважительного отношение к европейским культурам, более глубокое осознание родной культуры через контекст иноязычных.

    На данные мероприятия мы приглашаем студентов или преподавателей-«носителей» иностранного языка из Центра изучения иностранных языков «Толмач».Это студентка из Кембриджского университета Эмили Хайнс, преподаватель из Бразилии Джефферсон, преподаватель из Мексики Улисис. Приглашенные  преподаватели проводят виртуальные экскурсии по своим любимым странам, студенты имеют прекрасную возможность задавать вопросы. При проведении данных мероприятий у студентов снимаются языковые, психологические барьеры. Студенты так же выступают в роли экскурсоводов, рассказывая о нашем политехническом  колледже, о традициях, о нашем ХМАО-Югре, о нашем городе Урае-первооткрывателе Западносибирской нефти. Студенты разыгрывают диалоги, активно вступают и участвуют в дискуссиях, осуществляют запрос информации, обращаются за разъяснениями, выражают свое отношение (согласие, несогласие, оценку) к высказыванию собеседника, свое мнение о по обсуждаемой теме, обобщают информацию. В дружеской, непринужденной обстановке у студентов возникают новые, интересные контакты и они приобретают знания об особенностях жизни в поликультурном обществе, необходимые для общения в иноязычной среде, овладевают правилами этикета при осуществлении профессиональной деятельности в ситуациях официального и неофициального характера.

    Опыт работы в системе ССУЗов позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования социокультурной компетенции будущего специалиста: дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, практические занятие. Важное место в формировании будущего специалиста играет исследовательская деятельность, в которую мы стараемся вовлечь студентов. В профессиональной подготовке специалистов различных уровней и направлений основным ценностным приоритетом дальнейшей деятельности является накопление знаний, развитие интеллектуальной активности и познавательной самостоятельности личности. Это является основной для формирования у студентов социокультурной компетенции в процессе изучения иностранного языка, таких значимых и ценных качеств личности, как познавательная самостоятельность, исследовательские навыки, развитие собственной внутренней культуры.

    Литература:

    1. Булавенко, О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности О.А. Булавенко // Школьные технологии. -2005. -№3.
    2. Осмоловская, И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе / И. Осмоловская // народное образование. -2006. -№5.
    3. Тимофеев, В.Г Английский язык: программа учебной дисциплины для профессий начального профессионального образования и среднего профессионального образования / В.Г. Тимофеев. – М ., 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватн...

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разно...

    Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "

    Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА " в сборинике НПК "Актуальные вопросы экологического образования и охраны окружающей среды". ...

    Формирование языковых компетенций в процессе изучения иностранного языка путем организации самостоятельной работы студентов

    Самостоятельная работа студентов является  сегодня одной из важнейших составляющих учебного процесса. Выполнение самостоятельной работы обеспечивает в дальнейшем усвоение студентом приемов п...

    СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

    Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

    В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...