СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Шибаева Альбина Мударисовна

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

     В связи с интеграцией нашей экономики в мировое экономическое сообщество и единое образовательное пространство,  возникает потребность повышения эффективности обучения иностранным языкам в системе не только высшего, но и среднего профессионального образования.  Современный специалист должен получать информацию о новых технических достижениях разных стран и применять ее в своей работе, использовать оригинальную техническую литературу по специальности, вести беседу с иностранными партнерами на профессиональные и социально-бытовые темы.

  В современных условиях иноязычное общение становится существенным  компонентом  будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык» в колледже. Особую актуальность приобретает развитие профессиональной компетенции, которая предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. 

   Несмотря на положительную мотивацию студентов, одной из проблем, характерной для процесса преподавания иностранных языков, является недостаточная степень усвоения предлагаемого учебного материала. Это происходит по разным причинам: малое количество часов, отводимых на изучение дисциплины и низкий уровень школьной подготовки. Следовательно, учебный процесс необходимо тщательно планировать и рационально выбирать формы и методы. В последнее время в колледже проходит подготовка к конкурсу Worldskills, разработана рабочая программа по английскому языку для подготовки студентов к конкурсу.

    Главная структурная особенность содержания обучения иностранному языку в колледже заключается в его делении на два модуля: основной, который осваивается всеми обучающимися независимо от профиля профессионального образования, и профессионально направленный (вариативный). Изучение содержания основного модуля направлено на коррекцию и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе. В ходе освоения профессионально направленного модуля проводится изучение языка с учетом профиля профессионального образования, конкретной профессии или специальности.  Профессиональная компетентность формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельностный характер. Данное профессиональное качество динамично и, будучи однажды сформированным, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. В современных условиях, когда студенты ежедневно сталкиваются с большим количеством информации, необходимо снабдить их навыками обработки данной информации. Помочь в вопросе совершенствования образовательного процесса в этом направлении призван компетентностный  подход с использованием элементов коммуникативного метода. При освоении профессионально ориентированного содержания обучающийся погружается в ситуации профессиональной деятельности, межпредметных связей, что создает условия для дополнительной мотивации как изучения иностранного языка, так и освоения выбранной специальности.

     В Урайском политехническом  колледже ведется подготовка специалистов по нескольким профессиям и  специальностям. При составлении рабочих программ по иностранному языку учитывается  специфика будущей профессиональной деятельности студентов. Профессиональная ориентация выступает ведущим фактором формирования мотивации в обучении иностранному языку. Для каждой специальности были отобраны тематические темы, тексты профессиональной направленности, лексический минимум, подлежащий обязательному освоению. Содержание профориентированного материала представлено разделами: «Деловое общение» (деловые поездки, оформление деловой корреспонденции, осмотр и представление предприятия, деловые контакты, бронирование билетов и т.д) и профессиональное общение( профессиональная терминология, работа с техническими текстами по специальности, составление высказываний о профессиональной направленности).  В целях повышения учебной мотивации студентов и эффективного усвоения материала по дисциплине «Иностранный язык» используются разнообразные формы и методы  организации учебной деятельности. Разыгрываются различные диалоги, используется проектная технология.  Студенты представляют в виде творческого отчета презентации, газеты о профессиях, реализуют видеопроект: «Диалоги о профессиях», выполняют озвучание фильма на иностранном языке. С учащимися, обучающимися по специальности «Коммерция» (менеджер по продажам) мы представили видеоматериал о магазине, продавец представила ассортимент продовольственных товаров, рассказала о преимуществах представленной продукции. С обучающимися по профессии Повар, кондитер мы разыгрываем диалог двух поваров, в котором обсуждалось меню. Со студентами, обучающимися по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» рассматриваем принцип работы станка-качалки, оборудование на промысле, правила техники безопасности, работаем с профессиональными терминами, определениями. При этом используем технические словари по бурению и закачиванию скважин, Нефтегазовые термины- электронный справочник по основнымнефтегазовым терминам. (РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина).[5]. С будущими электриками работаем со словарем  Термины и определения в электроэнергетике Красник В.В.  Справочник содержит около 1200 стандартизированных терминов и определений в области электроснабжения, электробезопасности, управления и экономики электроэнергетического хозяйства. Приведены эквиваленты терминов на английском языке. Предназначен для руководителей и специалистов энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, а также для работников в области проектирования, монтажа, наладки и эксплуатации электроустановок; может быть полезен преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений электротехнического профиля.[3]. Ежегодно студенты участвуют в научно-практических конференциях в Урайском политехническом  колледже, представляя так же и практическую часть.  Во II Всероссийском конкурсе учащихся НПО, СПО «Моя профессия-мое будущее», была представлена работа студентки Захаровой Анны «Моя будущая профессия-секретарь», снят сюжет о работе секретаря и озвучание фильма на английском языке. С будущими мастерами жилищно-коммунального хозяйства составили словарь, в который включили термины по  темам: Строительство дома. Плотничные и паркетные работы. Оборудование. Станки. Механизмы. Электроснабжение. Сварочные работы. Техника безопасности при проведении сварочных работ. Водоснабжение. Водоотведение. Вентиляция. 

  В профессиональной подготовке специалистов различных уровней и направлений основным ценностным приоритетом дальнейшей деятельности является накопление знаний, развитие интеллектуальной активности и познавательной самостоятельности личности. Это является основой для формирования профессиональной компетенции у студентов УПК средствами иностранного языка  в процессе изучения иностранного языка,  таких значимых и ценных качеств личности, как познавательная самостоятельность, исследовательские навыки, развитие собственной внутренней культуры. 

Переход России к «информационному обществу», в условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, требует от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих его профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Поэтому изучение иностранных языков – не только модное веяние, но и жизненная необходимость. Прожить без знания иностранных языков можно, но стать конкурентоспособным специалистом нет.

Литература: 

1.Бондарева Е.В. Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества / Е.В.Бондарева // Вестник Волгоградского гос. ун-т. – Сер. 6: Университетское образование. – 2003. – N 6. – С. 44-48.

2.Булатов А.И., Пальчиков. В.В. Англо-русский словарь по бурению и закачиванию скважин. 1991 г.

   3.Красник В.В. Термины и определения в электроэнергетике. Москва, 2008 г.

4.Краснощекова Г.А.Роль иностранного языка в процессе становления и развития профессионализма специалиста//Открытое образование.2010.№ 4. 

5.Нефтегазовые термины- электронный справочник по основным нефтегазовым терминам. (РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина). г.Москва, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

Статья "Формирование основ здорового образа жизни на занятиях по иностранному языку"

В данной статье рассматриваются основные средства формирования здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа на занятиях по английскому языку. Преподавателями колледжа с этой целью испол...

Статья: «Формирование профессиональных компетенций выпускников через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»

Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимоде...

Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам.

Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкрет...

Формирование лингвистической компетенции через Интернет – технологии на уроках иностранного языка

Данная работа посвящена обзору различных интернет - технологий, применяемых на уроках иностранного языка...

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...