СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья на тему
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
В связи с интеграцией нашей экономики в мировое экономическое сообщество и единое образовательное пространство, возникает потребность повышения эффективности обучения иностранным языкам в системе не только высшего, но и среднего профессионального образования. Современный специалист должен получать информацию о новых технических достижениях разных стран и применять ее в своей работе, использовать оригинальную техническую литературу по специальности, вести беседу с иностранными партнерами на профессиональные и социально-бытовые темы.
В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык» в колледже. Особую актуальность приобретает развитие профессиональной компетенции, которая предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.
Несмотря на положительную мотивацию студентов, одной из проблем, характерной для процесса преподавания иностранных языков, является недостаточная степень усвоения предлагаемого учебного материала. Это происходит по разным причинам: малое количество часов, отводимых на изучение дисциплины и низкий уровень школьной подготовки. Следовательно, учебный процесс необходимо тщательно планировать и рационально выбирать формы и методы. В последнее время в колледже проходит подготовка к конкурсу Worldskills, разработана рабочая программа по английскому языку для подготовки студентов к конкурсу.
Главная структурная особенность содержания обучения иностранному языку в колледже заключается в его делении на два модуля: основной, который осваивается всеми обучающимися независимо от профиля профессионального образования, и профессионально направленный (вариативный). Изучение содержания основного модуля направлено на коррекцию и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе. В ходе освоения профессионально направленного модуля проводится изучение языка с учетом профиля профессионального образования, конкретной профессии или специальности. Профессиональная компетентность формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельностный характер. Данное профессиональное качество динамично и, будучи однажды сформированным, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. В современных условиях, когда студенты ежедневно сталкиваются с большим количеством информации, необходимо снабдить их навыками обработки данной информации. Помочь в вопросе совершенствования образовательного процесса в этом направлении призван компетентностный подход с использованием элементов коммуникативного метода. При освоении профессионально ориентированного содержания обучающийся погружается в ситуации профессиональной деятельности, межпредметных связей, что создает условия для дополнительной мотивации как изучения иностранного языка, так и освоения выбранной специальности.
В Урайском политехническом колледже ведется подготовка специалистов по нескольким профессиям и специальностям. При составлении рабочих программ по иностранному языку учитывается специфика будущей профессиональной деятельности студентов. Профессиональная ориентация выступает ведущим фактором формирования мотивации в обучении иностранному языку. Для каждой специальности были отобраны тематические темы, тексты профессиональной направленности, лексический минимум, подлежащий обязательному освоению. Содержание профориентированного материала представлено разделами: «Деловое общение» (деловые поездки, оформление деловой корреспонденции, осмотр и представление предприятия, деловые контакты, бронирование билетов и т.д) и профессиональное общение( профессиональная терминология, работа с техническими текстами по специальности, составление высказываний о профессиональной направленности). В целях повышения учебной мотивации студентов и эффективного усвоения материала по дисциплине «Иностранный язык» используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Разыгрываются различные диалоги, используется проектная технология. Студенты представляют в виде творческого отчета презентации, газеты о профессиях, реализуют видеопроект: «Диалоги о профессиях», выполняют озвучание фильма на иностранном языке. С учащимися, обучающимися по специальности «Коммерция» (менеджер по продажам) мы представили видеоматериал о магазине, продавец представила ассортимент продовольственных товаров, рассказала о преимуществах представленной продукции. С обучающимися по профессии Повар, кондитер мы разыгрываем диалог двух поваров, в котором обсуждалось меню. Со студентами, обучающимися по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» рассматриваем принцип работы станка-качалки, оборудование на промысле, правила техники безопасности, работаем с профессиональными терминами, определениями. При этом используем технические словари по бурению и закачиванию скважин, Нефтегазовые термины- электронный справочник по основнымнефтегазовым терминам. (РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина).[5]. С будущими электриками работаем со словарем Термины и определения в электроэнергетике Красник В.В. Справочник содержит около 1200 стандартизированных терминов и определений в области электроснабжения, электробезопасности, управления и экономики электроэнергетического хозяйства. Приведены эквиваленты терминов на английском языке. Предназначен для руководителей и специалистов энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, а также для работников в области проектирования, монтажа, наладки и эксплуатации электроустановок; может быть полезен преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений электротехнического профиля.[3]. Ежегодно студенты участвуют в научно-практических конференциях в Урайском политехническом колледже, представляя так же и практическую часть. Во II Всероссийском конкурсе учащихся НПО, СПО «Моя профессия-мое будущее», была представлена работа студентки Захаровой Анны «Моя будущая профессия-секретарь», снят сюжет о работе секретаря и озвучание фильма на английском языке. С будущими мастерами жилищно-коммунального хозяйства составили словарь, в который включили термины по темам: Строительство дома. Плотничные и паркетные работы. Оборудование. Станки. Механизмы. Электроснабжение. Сварочные работы. Техника безопасности при проведении сварочных работ. Водоснабжение. Водоотведение. Вентиляция.
В профессиональной подготовке специалистов различных уровней и направлений основным ценностным приоритетом дальнейшей деятельности является накопление знаний, развитие интеллектуальной активности и познавательной самостоятельности личности. Это является основой для формирования профессиональной компетенции у студентов УПК средствами иностранного языка в процессе изучения иностранного языка, таких значимых и ценных качеств личности, как познавательная самостоятельность, исследовательские навыки, развитие собственной внутренней культуры.
Переход России к «информационному обществу», в условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, требует от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих его профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Поэтому изучение иностранных языков – не только модное веяние, но и жизненная необходимость. Прожить без знания иностранных языков можно, но стать конкурентоспособным специалистом нет.
Литература:
1.Бондарева Е.В. Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества / Е.В.Бондарева // Вестник Волгоградского гос. ун-т. – Сер. 6: Университетское образование. – 2003. – N 6. – С. 44-48.
2.Булатов А.И., Пальчиков. В.В. Англо-русский словарь по бурению и закачиванию скважин. 1991 г.
3.Красник В.В. Термины и определения в электроэнергетике. Москва, 2008 г.
4.Краснощекова Г.А.Роль иностранного языка в процессе становления и развития профессионализма специалиста//Открытое образование.2010.№ 4.
5.Нефтегазовые термины- электронный справочник по основным нефтегазовым терминам. (РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина). г.Москва, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)
Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...
Статья: «Формирование профессиональных компетенций выпускников через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»
Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимоде...
Формирование социальной компетенции одарённых детей в процессе овладения иностранным языком
статья...
Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам.
Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкрет...
Формирование лингвистической компетенции через Интернет – технологии на уроках иностранного языка
Данная работа посвящена обзору различных интернет - технологий, применяемых на уроках иностранного языка...
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...
Формирование цифровых компетенций учащихся в процессе смешанного обучения иностранному языку.
Расшифровкка терминов цифровая грамотность, цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность, смешанное обучение.Краткое описание моделей смешанного обучения.Ссылка на Конструктор тес...