ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
статья на тему

Жанна Ивановна Кошляк

  Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.

(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)

 

  РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД (произвольность поведения)

 

ВОЛЯ  +  МОТИВ =

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛИ + ВОЛЯ=

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНОВ и ЦЕЛЕЙ, самооценка + ВОЛЯ и оценка со стороны

 

 

Степень сформированности РУУД:

  • Действовать по образцу и правилу
  • Сохранять заданную себе цель
  • Видеть свою ошибку и исправлять с помощью взрослого
  • Контролировать ход своей деятельности, стремясь к результату
  • Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника

 

  Методики диагностических задач:

  1. Выкладывание узора из кубиков, 6-7 лет
  2. Проба на внимание. П. Я Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 8-9 лет
  3. Различные задания на действие по образцу и правилу, ориентации в среде

 

 

imageimageimage      ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

 

 

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ   ЛОГИЧЕСКИЕ    ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Общеучебные  УУД предполагают:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и выделение  информации
  • Знаково-символическое моделирование (преобразование чувственной формы объекта в модель с четкими характеристиками)
  • Структурирование знаний
  • Произвольное и осознанное построение речевой модели (высказывание, как письменное, так и устное)
  • Выбор наиболее эффективного способа решения для конкретной задачи
  • Саморефлексия
  • Смысловое чтение (Осмысление цели- выбор вида чтения- само извлечение инф-ии- понимание и оценка извлеченного)
  • Постановка и объяснение проблемы, создание алгоритма преодоления проблемы

 

Универсальные УУД предполагают:

  • Умение анализировать объект и выделять нужные признаки
  • Умение синтезировать целое из частей (самостоятельное достраивание, восполнение недостающих частей)
  • Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объекта
  • Умение подвести под понятие
  • Умение выделить следствие из понятия
  • Установление причинно-следственных связей
  • Умение строить логическую цепочку рассуждения
  • Доказывать
  • Выдвигать гипотезу и обосновывать

 

Постановка и решение проблемы предполагает:

  • Уметь формулировать проблему
  • Находить способ ее решения, будь она творческой или поисковой

 

 

Методики диагностических задач:

  • Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия, Ж. Пиаже, 6,5-7 лет
  • Проба на количество слов в предложении, С. Н. Карпова, 6,5-7 лет
  • Метод. Кодирование. Д. Векслер по версии А. Ю. Панасюка, 6.5-7 лет
  • Диагностика УД общего приема решения задач, А. Р. Лурия, 6,5-7 лет
  • Нахождение схем к задачам, А. Н. Рябинкина, 7-9 лет

 

 

  КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

1 группа:         Со—действие, Взаимо--действие

Со--трудничество

2 группа:

Де--центрация

imageimage

 

 

Учет позиции собеседника, партнера по некой деятельности. Согласование усилий.

Моя точка зрения не единственно возможная. Воспитание уважения к иной точке зрения. Умение доказывать свою точку зрения

 

 

 

3 группа: интерио--ризация

image

 

 

Комментирование своего процесса деятельности (планирование, контроль, оценка), умение строить понятные для партнера высказывания, задавать понятные вопросы

 

 

Методики диагностических задач:

  1. Левая и правая стороны. Ж. Пиаже., 6,5-7 лет
  2. Кто прав? Г. А Цукерман, 8-10 лет
  3. Рукавички, Г. А. Цукерман, 6,5-7 лет
  4. Дорога к дому., 8-10 лет

 

 

 

                                      ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Обеспечивают:

Ценностно-смысловую ориентацию, а именно:

  • Моральные нормы
  • Соотнесение поступков и принятых эталонов
  • Понимание нравственного аспекта в соц-х ролях и межличностных отношениях

 

Существует три вида ЛД:

  1. Самоопределение личности (прфессиональное, личное, жизненное)
  2. Смыслообразование (побуждение (ради чего?) - мотив- результат учения)
  3. Нравственно-этическая ориентация (моральный выбор)

 

Методики диагностических задач:

  • Беседа о школе. Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера., 6,5-8 лет
  • Проба на познавательную инициативу. Незавершенная сказка., 6,5-8 лет
  • Методика. Кто я?, М. Кун., 9-10 лет.
  • Рефлексивная самооценка УД, 10,5-11 лет
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса, Г. Ю. Ксензова, 7-10 лет
  • Опросник мотивации, 8-10 лет
  • Методика выявления характера атрибуции (успех-неуспех), 9-10 лет
  • Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, 7-8 лет
  • Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, Ж. Пиаже, 2006 год, 6,5- 7 лет
  • Задание на выявление уровня моральной децентрации, Ж. Пиаже.
  • Моральная дилемма, 7-10 лет
  • Анкета. Оценка поступка., Э. Туриель, 7-10 лет

 

 

 

 

 

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_ob_uud.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

  ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ.

(МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

  РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД (произвольность поведения)

ВОЛЯ  +  МОТИВ =

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛИ + ВОЛЯ=

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНОВ и ЦЕЛЕЙ, самооценка + ВОЛЯ и оценка со стороны

Степень сформированности РУУД:

  • Действовать по образцу и правилу
  • Сохранять заданную себе цель
  • Видеть свою ошибку и исправлять с помощью взрослого
  • Контролировать ход своей деятельности, стремясь к результату
  • Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника

  Методики диагностических задач:

  1. Выкладывание узора из кубиков, 6-7 лет
  2. Проба на внимание. П. Я Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 8-9 лет
  3. Различные задания на действие по образцу и правилу, ориентации в среде

      ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ   ЛОГИЧЕСКИЕ    ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Общеучебные  УУД предполагают:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и выделение  информации
  • Знаково-символическое моделирование (преобразование чувственной формы объекта в модель с четкими характеристиками)
  • Структурирование знаний
  • Произвольное и осознанное построение речевой модели (высказывание, как письменное, так и устное)
  • Выбор наиболее эффективного способа решения для конкретной задачи
  • Саморефлексия
  • Смысловое чтение (Осмысление цели- выбор вида чтения- само извлечение инф-ии- понимание и оценка извлеченного)
  • Постановка и объяснение проблемы, создание алгоритма преодоления проблемы

Универсальные УУД предполагают:

  • Умение анализировать объект и выделять нужные признаки
  • Умение синтезировать целое из частей (самостоятельное достраивание, восполнение недостающих частей)
  • Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объекта
  • Умение подвести под понятие
  • Умение выделить следствие из понятия
  • Установление причинно-следственных связей
  • Умение строить логическую цепочку рассуждения
  • Доказывать
  • Выдвигать гипотезу и обосновывать

Постановка и решение проблемы предполагает:

  • Уметь формулировать проблему
  • Находить способ ее решения, будь она творческой или поисковой

Методики диагностических задач:

  • Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия, Ж. Пиаже, 6,5-7 лет
  • Проба на количество слов в предложении, С. Н. Карпова, 6,5-7 лет
  • Метод. Кодирование. Д. Векслер по версии А. Ю. Панасюка, 6.5-7 лет
  • Диагностика УД общего приема решения задач, А. Р. Лурия, 6,5-7 лет
  • Нахождение схем к задачам, А. Н. Рябинкина, 7-9 лет

  КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

1 группа:         Со—действие, Взаимо--действие

Со--трудничество

2 группа:

Де--центрация

Учет позиции собеседника, партнера по некой деятельности. Согласование усилий.

Моя точка зрения не единственно возможная. Воспитание уважения к иной точке зрения. Умение доказывать свою точку зрения

3 группа: интерио--ризация

Комментирование своего процесса деятельности (планирование, контроль, оценка), умение строить понятные для партнера высказывания, задавать понятные вопросы

Методики диагностических задач:

  1. Левая и правая стороны. Ж. Пиаже., 6,5-7 лет
  2. Кто прав? Г. А Цукерман, 8-10 лет
  3. Рукавички, Г. А. Цукерман, 6,5-7 лет
  4. Дорога к дому., 8-10 лет

                                      ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Обеспечивают:

Ценностно-смысловую ориентацию, а именно:

  • Моральные нормы
  • Соотнесение поступков и принятых эталонов
  • Понимание нравственного аспекта в соц-х ролях и межличностных отношениях

Существует три вида ЛД:

  1. Самоопределение личности (прфессиональное, личное, жизненное)
  2. Смыслообразование (побуждение (ради чего?) - мотив- результат учения)
  3. Нравственно-этическая ориентация (моральный выбор)

Методики диагностических задач:

  • Беседа о школе. Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера., 6,5-8 лет
  • Проба на познавательную инициативу. Незавершенная сказка., 6,5-8 лет
  • Методика. Кто я?, М. Кун., 9-10 лет.
  • Рефлексивная самооценка УД, 10,5-11 лет
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса, Г. Ю. Ксензова, 7-10 лет
  • Опросник мотивации, 8-10 лет
  • Методика выявления характера атрибуции (успех-неуспех), 9-10 лет
  • Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, 7-8 лет
  • Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, Ж. Пиаже, 2006 год, 6,5- 7 лет
  • Задание на выявление уровня моральной децентрации, Ж. Пиаже.
  • Моральная дилемма, 7-10 лет
  • Анкета. Оценка поступка., Э. Туриель, 7-10 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"

Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Диагностический инструментарий универсальных учебных действий

Диагностический инструментарий универсальных учебных действийПриведённый набор методик  целенаправленно использовать для отслеживания развития всех универсальных учебных действий у обучающихся с ...