Главные вкладки

    ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
    статья на тему

    Жанна Ивановна Кошляк

      Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.

    (Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)

     

      РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД (произвольность поведения)

     

    ВОЛЯ  +  МОТИВ =

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛИ + ВОЛЯ=

    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНОВ и ЦЕЛЕЙ, самооценка + ВОЛЯ и оценка со стороны

     

     

    Степень сформированности РУУД:

    • Действовать по образцу и правилу
    • Сохранять заданную себе цель
    • Видеть свою ошибку и исправлять с помощью взрослого
    • Контролировать ход своей деятельности, стремясь к результату
    • Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника

     

      Методики диагностических задач:

    1. Выкладывание узора из кубиков, 6-7 лет
    2. Проба на внимание. П. Я Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 8-9 лет
    3. Различные задания на действие по образцу и правилу, ориентации в среде

     

     

    imageimageimage      ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

     

     

    ОБЩЕУЧЕБНЫЕ   ЛОГИЧЕСКИЕ    ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

     

    Общеучебные  УУД предполагают:

    • Самостоятельную постановку познавательной цели
    • Поиск и выделение  информации
    • Знаково-символическое моделирование (преобразование чувственной формы объекта в модель с четкими характеристиками)
    • Структурирование знаний
    • Произвольное и осознанное построение речевой модели (высказывание, как письменное, так и устное)
    • Выбор наиболее эффективного способа решения для конкретной задачи
    • Саморефлексия
    • Смысловое чтение (Осмысление цели- выбор вида чтения- само извлечение инф-ии- понимание и оценка извлеченного)
    • Постановка и объяснение проблемы, создание алгоритма преодоления проблемы

     

    Универсальные УУД предполагают:

    • Умение анализировать объект и выделять нужные признаки
    • Умение синтезировать целое из частей (самостоятельное достраивание, восполнение недостающих частей)
    • Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объекта
    • Умение подвести под понятие
    • Умение выделить следствие из понятия
    • Установление причинно-следственных связей
    • Умение строить логическую цепочку рассуждения
    • Доказывать
    • Выдвигать гипотезу и обосновывать

     

    Постановка и решение проблемы предполагает:

    • Уметь формулировать проблему
    • Находить способ ее решения, будь она творческой или поисковой

     

     

    Методики диагностических задач:

    • Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия, Ж. Пиаже, 6,5-7 лет
    • Проба на количество слов в предложении, С. Н. Карпова, 6,5-7 лет
    • Метод. Кодирование. Д. Векслер по версии А. Ю. Панасюка, 6.5-7 лет
    • Диагностика УД общего приема решения задач, А. Р. Лурия, 6,5-7 лет
    • Нахождение схем к задачам, А. Н. Рябинкина, 7-9 лет

     

     

      КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

    1 группа:         Со—действие, Взаимо--действие

    Со--трудничество

    2 группа:

    Де--центрация

    imageimage

     

     

    Учет позиции собеседника, партнера по некой деятельности. Согласование усилий.

    Моя точка зрения не единственно возможная. Воспитание уважения к иной точке зрения. Умение доказывать свою точку зрения

     

     

     

    3 группа: интерио--ризация

    image

     

     

    Комментирование своего процесса деятельности (планирование, контроль, оценка), умение строить понятные для партнера высказывания, задавать понятные вопросы

     

     

    Методики диагностических задач:

    1. Левая и правая стороны. Ж. Пиаже., 6,5-7 лет
    2. Кто прав? Г. А Цукерман, 8-10 лет
    3. Рукавички, Г. А. Цукерман, 6,5-7 лет
    4. Дорога к дому., 8-10 лет

     

     

     

                                          ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

    Обеспечивают:

    Ценностно-смысловую ориентацию, а именно:

    • Моральные нормы
    • Соотнесение поступков и принятых эталонов
    • Понимание нравственного аспекта в соц-х ролях и межличностных отношениях

     

    Существует три вида ЛД:

    1. Самоопределение личности (прфессиональное, личное, жизненное)
    2. Смыслообразование (побуждение (ради чего?) - мотив- результат учения)
    3. Нравственно-этическая ориентация (моральный выбор)

     

    Методики диагностических задач:

    • Беседа о школе. Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера., 6,5-8 лет
    • Проба на познавательную инициативу. Незавершенная сказка., 6,5-8 лет
    • Методика. Кто я?, М. Кун., 9-10 лет.
    • Рефлексивная самооценка УД, 10,5-11 лет
    • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса, Г. Ю. Ксензова, 7-10 лет
    • Опросник мотивации, 8-10 лет
    • Методика выявления характера атрибуции (успех-неуспех), 9-10 лет
    • Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, 7-8 лет
    • Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, Ж. Пиаже, 2006 год, 6,5- 7 лет
    • Задание на выявление уровня моральной децентрации, Ж. Пиаже.
    • Моральная дилемма, 7-10 лет
    • Анкета. Оценка поступка., Э. Туриель, 7-10 лет

     

     

     

     

     

     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tezisy_ob_uud.docx19.74 КБ

    Предварительный просмотр:

      ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ.

    (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

      РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД (произвольность поведения)

    ВОЛЯ  +  МОТИВ =

    ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛИ + ВОЛЯ=

    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНОВ и ЦЕЛЕЙ, самооценка + ВОЛЯ и оценка со стороны

    Степень сформированности РУУД:

    • Действовать по образцу и правилу
    • Сохранять заданную себе цель
    • Видеть свою ошибку и исправлять с помощью взрослого
    • Контролировать ход своей деятельности, стремясь к результату
    • Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника

      Методики диагностических задач:

    1. Выкладывание узора из кубиков, 6-7 лет
    2. Проба на внимание. П. Я Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 8-9 лет
    3. Различные задания на действие по образцу и правилу, ориентации в среде

          ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

    ОБЩЕУЧЕБНЫЕ   ЛОГИЧЕСКИЕ    ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

    Общеучебные  УУД предполагают:

    • Самостоятельную постановку познавательной цели
    • Поиск и выделение  информации
    • Знаково-символическое моделирование (преобразование чувственной формы объекта в модель с четкими характеристиками)
    • Структурирование знаний
    • Произвольное и осознанное построение речевой модели (высказывание, как письменное, так и устное)
    • Выбор наиболее эффективного способа решения для конкретной задачи
    • Саморефлексия
    • Смысловое чтение (Осмысление цели- выбор вида чтения- само извлечение инф-ии- понимание и оценка извлеченного)
    • Постановка и объяснение проблемы, создание алгоритма преодоления проблемы

    Универсальные УУД предполагают:

    • Умение анализировать объект и выделять нужные признаки
    • Умение синтезировать целое из частей (самостоятельное достраивание, восполнение недостающих частей)
    • Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объекта
    • Умение подвести под понятие
    • Умение выделить следствие из понятия
    • Установление причинно-следственных связей
    • Умение строить логическую цепочку рассуждения
    • Доказывать
    • Выдвигать гипотезу и обосновывать

    Постановка и решение проблемы предполагает:

    • Уметь формулировать проблему
    • Находить способ ее решения, будь она творческой или поисковой

    Методики диагностических задач:

    • Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия, Ж. Пиаже, 6,5-7 лет
    • Проба на количество слов в предложении, С. Н. Карпова, 6,5-7 лет
    • Метод. Кодирование. Д. Векслер по версии А. Ю. Панасюка, 6.5-7 лет
    • Диагностика УД общего приема решения задач, А. Р. Лурия, 6,5-7 лет
    • Нахождение схем к задачам, А. Н. Рябинкина, 7-9 лет

      КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

    1 группа:         Со—действие, Взаимо--действие

    Со--трудничество

    2 группа:

    Де--центрация

    Учет позиции собеседника, партнера по некой деятельности. Согласование усилий.

    Моя точка зрения не единственно возможная. Воспитание уважения к иной точке зрения. Умение доказывать свою точку зрения

    3 группа: интерио--ризация

    Комментирование своего процесса деятельности (планирование, контроль, оценка), умение строить понятные для партнера высказывания, задавать понятные вопросы

    Методики диагностических задач:

    1. Левая и правая стороны. Ж. Пиаже., 6,5-7 лет
    2. Кто прав? Г. А Цукерман, 8-10 лет
    3. Рукавички, Г. А. Цукерман, 6,5-7 лет
    4. Дорога к дому., 8-10 лет

                                          ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

    Обеспечивают:

    Ценностно-смысловую ориентацию, а именно:

    • Моральные нормы
    • Соотнесение поступков и принятых эталонов
    • Понимание нравственного аспекта в соц-х ролях и межличностных отношениях

    Существует три вида ЛД:

    1. Самоопределение личности (прфессиональное, личное, жизненное)
    2. Смыслообразование (побуждение (ради чего?) - мотив- результат учения)
    3. Нравственно-этическая ориентация (моральный выбор)

    Методики диагностических задач:

    • Беседа о школе. Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера., 6,5-8 лет
    • Проба на познавательную инициативу. Незавершенная сказка., 6,5-8 лет
    • Методика. Кто я?, М. Кун., 9-10 лет.
    • Рефлексивная самооценка УД, 10,5-11 лет
    • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса, Г. Ю. Ксензова, 7-10 лет
    • Опросник мотивации, 8-10 лет
    • Методика выявления характера атрибуции (успех-неуспех), 9-10 лет
    • Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, 7-8 лет
    • Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, Ж. Пиаже, 2006 год, 6,5- 7 лет
    • Задание на выявление уровня моральной децентрации, Ж. Пиаже.
    • Моральная дилемма, 7-10 лет
    • Анкета. Оценка поступка., Э. Туриель, 7-10 лет


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"

    Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

    Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

    Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

    СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

    Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.: Мнемозина).В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений...

    Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

    В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

    Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

    Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...