ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
статья на тему

ШЕРЕМЕТЬЕВА Надежда Николаевна

Когда разговор заходит про воспитательный процесс и воспитательную работу педагога, первостепенно говорят о цели сформировать нравственно богатую, гармонично развитую личность, которая способна к самоопределению и творчеству. Но воспитательный процесс основывается не только на усвоении информации и методов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение преподавателя, педагога с обучающимся, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Таким образом, отталкиваясь от основной цели воспитательной работы, первостепенно необходимо увязывать ее с результатом. Как правило, любое образовательное учреждение ранжируется выше, если его выпускники востребованы прежде всего на рынке труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_ikt-tekhnologiyam.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ПРИМЕРЕ ГБОУ СПО «КЭТ»

Автор: Н.Н. Шереметьева, преподаватель ГБОУ СПО «Калашниковский экономический техникум»

Машины должны работать. Люди должны думать.

 Девиз компании IBM

В своей педагогической работе педагогу постоянно приходится работать с огромным количеством информации, и это количество увеличивается с каждым годом. Но вся эта информация направлена на достижение одной цели – научить студентов думать. А в современном цифровом мире необходимость использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ - технологий) в обучении актуальна и неоспорима. А ИКТ-компетентность является уже универсальной компетентностью, на которой базируются достижение ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека. Она обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.

Когда разговор заходит про воспитательный процесс и воспитательную работу педагога, первостепенно говорят о цели сформировать нравственно богатую, гармонично развитую личность, которая способна к самоопределению и творчеству. Но воспитательный процесс основывается не только на усвоении информации и методов её получения и использования, а он предполагает личностное общение преподавателя, со студентами, а это, в свою очередь предполагает наличие воспитательного потенциала у самого педагога.

Отталкиваясь от основной цели воспитательной работы, первостепенно необходимо увязывать ее с результатом. Как правило, любое образовательное учреждение ранжируется выше, если его выпускники востребованы прежде всего на рынке труда. А современный специалист, да и простой выпускник школы, практически обязан соответствовать следующим требованиям:

  • иметь активную жизненную позицию;
  • стремиться к личностному росту (обладать волевыми качествами, способностью к саморазвитию и  выбору в пользу роста, уметь принять);
  • уметь эффективно взаимодействовать с людьми;
  • относиться творчески к действительности.

Правительственная стратегия модернизации образования  направлена на обновление формы и содержания общего и профессионального образования, а также методов обучения и нацелена создать новые условия образовательной деятельности. Переориентация  профессионального образования от подхода всесторонне развитой личности к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса и воспитательной работы, как одной из основных его частей. Компетентностный подход к подготовке специалистов усиливает практическую ценность образования, подчеркивает роль умения применять имеющиеся знания в решении производственных задач. При компетентностном подходе к организации образовательного процесса у обучающегося могут быть сформированы ключевые компетенции, необходимые будущему специалисту на рынке труда.

 Ведь чтобы выпустить специалистов, которые смогут не только идти в ногу со временем, но и органично развиваться и развивать общество, необходимо переосмысление традиционных моделей образования в сторону развивающего обучения. Этому активно способствует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов  третьего поколения (ФГОС- 3), основой которых является компетентностный подход, Эти ФГОС ставят своей целью сформировать не просто навыки, основанные на знаниях и умениях, а  так называемые компетенции - способность применять знания, умения и  успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода (общие компетенции), также в определенной широкой области (профессиональные компетенции).

С целью  повышения качества воспитательной работы в системе профессионального образования и развития познавательного интереса студентов и реализации воспитательного потенциала педагогов   широко применяются ИКТ технологии. И данная необходимость обусловлена не только педагогическими, а скорее социальными и технологическими причинами. И ФГОС нового поколения обеспечивает активное внедрение ИКТ- технологий и в сам воспитательный процесс. Во-первых, потому что четко сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Следует сказать несколько слов о критериях эффективности ИКТ- технологий:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  • компактность (возможность накапливать информации на дисках, флэш-картах, исключая накопление папок с информационным материалом на бумажных носителях);
  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  • возможность проведения мониторинга и внешнего контроля знаний (проведение интернет-экзаменов, а также экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности обучаемого через тесты, анкеты);
  • возможность творческого развития личности обучающихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через возможности участия в онлайн олимпиадах, публикаций своих работ и проектов на сайтах, а также участие в оформлении сайта техникума (предоставление материалов).

На основе работы в области применения ИКТ в воспитательной работе со студентами и можно отметить ряд условий эффективности:

  • материально – техническое обеспечение;
  • наличие подготовленных преподавателей;
  • наличие группы единомышленников – энтузиастов;
  • возможность выбора видов деятельности и их смена;
  • демократичность методов педагогического руководства;
  • соответствие целей развитию личности каждого студента.

Хотелось бы  некоторые условия прокомментировать, так как, они имеют особо важное значение.

Бесспорно, всякое  нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробации алгоритма действий в  условиях новой практики. Поэтому для развития любой  ИКТ- технология требуется так называемый «костяк» педагогов, целенаправленно распространяющий новшество. Это единомышленники-энтузиасты,  педагоги, которые должны, прежде всего быть активными и представлять яркие образцы реализации ИКТ. В настоящее время у большинства педагогов есть  персональные компьютеры  (ПК). Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности.

Что касается возможности выбора видов деятельности и их смены, то надо, наверное, первостепенно вспомнить, что выбор сам по себе - это осуществление человеком возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант. Педагогически целесообразно, чтобы студенты жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества. Однако необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. ИКТ – технологии – это лишь средство (причем отнюдь не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников. А умение применять  ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагога.

Конечно, совсем отказаться от традиционных форм воспитательной работы невозможно, но чтобы использовать их в современном мире необходимо дополнять их новыми технологиями. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и  традиционных) прочно входят ИКТ технологии. Воспитывая студентов с применением ИКТ, мы развиваем не только их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, мобильность в принятии решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.

Что касается применения ИКТ - технологий в ГБОУ СПО «Калашниковский экономический техникум», то они применяются повсеместно и в учебной работе и в воспитательной.

Стоит ли  говорить о том, что даже документооборот любой организации помимо бумажных носителей имеет и электронный вариант, выполненный в текстовых и табличных редакторах. Это помогает редактировать документы в любое время. Но применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций.  Хотя, конечно, в наш цифровой век невозможно представить какое-либо мероприятие без использования компьютера и пакетов прикладных программ. Программа Microsoft Power Point, помогает наглядно представить материал и вывести основные моменты на экран на фоне оригинальных заставок. Неоспоримы и преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, флэш-носителях, и тематического видеоряда в программах, выполненных с применением компьютера. А профориентационная работа ведется в основном благодаря ИКТ – технологиям (рекламные видеоролики, презентации о техникуме, объявления в социальных сетях и прочее)

Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив техникума качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов. Активное внедрение ИКТ технологий и доступность сети интернет помогает развиваться так называемым облачным технологиям, которые  дают возможность хранить большие объемы информации и делают эту информацию доступной в любом месте, если есть мобильное устройство и доступ в интернет. Даже использование социальных сетей иногда идет на пользу, например, при взаимодействии со студентами нынешними и будущими. Использование возможностей интернета вообще безгранично. Тем более что для создания доступной среды обучения для студентов и дневного и тем более заочного отделения создан сайт техникума и некоторые преподаватели создали свои персональные сайты и/ или ведут блоги, которые помогают студентам, особенно иногородним, а также их родителям получить не только официальную информацию, ознакомиться с нормативными документами, скачать методические пособия, рекомендации и задания, но и просветятся о жизни техникума, узнать чем он живет. Использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов используется для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства техникума путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему  не только в техникуме, но и стимулирует познавательную и творческую активность детей. Благодаря доступности Интернета студенты ГБОУ СПО «Калашниковский экономический техникум» имеют возможность участвовать в различных проектах, олимпиадах и конкурсах, в том числе международного уровня. В ближайшем будущем планируется применять технологии дистанционного обучения для создания доступной образовательной и информационной среды для студентов. Сама по  себе проектная методика очень активно применяется в техникуме. Студенты успешно выступают со своими продуктами на таких  проектах как «Моя законотворческая инициатива», «Меня оценят в 21 веке» и других.

Говоря о возможностях компьютерных технологий, можно разграничить несколько аспектов использования компьютера как такового.

  1. Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях, фоно- и видеотеки, электронные справочники и энциклопедии, банки данных и др.
  2. Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учёта посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации, учета индивидуальных достижений студентов и преподавателей (портфолио), обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных показателей.
  3. Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, фотоальбомы в электронном виде, сборники творческих работ студентов и преподавателей в электронном виде, сайт.
  4. Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, фото, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях, экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др.
  5. Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта, формы обратной связи, гостевая книга, электронная почта, телемосты и телеконференции, форумы и т.п.

Приведенные примеры подтверждают повышение качества воспитательной работы в техникуме, выводит  организацию этой работы на новый уровень и делает воспитательный процесс современным  и по форме и по содержанию, а также помогает реализовывать свой потенциал современному педагогу.

 Многие преподаватели ГБОУ СПО «Калашниковский экономический техникум» создают свои сайты и мини-сайты, а также проходят дистанционные курсы и участвуют в дистанционных конкурсах и заочных конференциях. Несомненно все это повышает профессионализм педагогов и влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса.

Итак, резюмируя вышеизложенное можно сказать что ИКТ- технологии в воспитательной работе применяются для:

  1. Поиска и сбора информации;
  2. Диагностики (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
  3. Создания банков данных по различным направлениям воспитательной работы;
  4. Развития исследовательских способностей детей (создание проектов, участие в олимпиадах и конкурсах);
  5. Проведения игр, конкурсов, викторин;
  6. Создания портфолио студента и преподавателя;
  7. Развития сайта техникума;
  8. Разработки грамот, дипломов и пр.;
  9. Подготовки классных часов;
  10. Подготовки к педсоветам на воспитательные темы;
  11. Создания банка данные для родителей ( памятки, рекомендации и пр.);
  12. Обобщения опыта.

В перспективах применения ИКТ- технологий в ГБОУ СПО «Калашниковский экономический техникум», конечно же активное их развитие и внедрение новых видов ИКТ-технологий. И освоение новых горизонтов вместе с ними. Например, развитие дистанционного обучения, которое сейчас занимает все более прочные позиции. Конечно, дистанционное обучение не претендует на то, чтобы заменить реальную работу со студентами, но оно  дополняет ее через выстраивание дистанционных форм взаимодействия с целыми  группами, позволяет более эффективно решать задачи развития. Актуальная ситуация общественного развития – заказ целевых групп. Не секрет, что сейчас  для некоторых подростков проще войти в Интернет, чем прийти на занятие или консультацию,  они сами просят  выставить развивающие материалы в сеть Интернет, чтобы они могли в любое время получить к ним доступ. На наш взгляд, дистанционными средствами зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему,  донести информацию до большинства студентов и не только.

Итак, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс. Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – студент». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.

Использованные материалы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"

Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся.  Наряду с неблагоприятными ...

«Использование информационных технологий в воспитательной работе».

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не     дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, знач...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе с суворовцами

  Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В сложившихся социально-экономических условиях в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активн...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя

Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...

Использование информационных технологий в воспитательной работе

Использование информационных технологий в воспитательной работе...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...