Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками.
статья на тему

Перевозчикова Любовь Николаевна

Задача учителя - научить сформировать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал, важно не только уметь правильно организовать его подачу на уроке, но и устанавливать личный контакт с ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_trudnymi_podrostkami.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с трудными подростками.

Ни для кого не секрет, педагогам приходится иметь дело не только с умными и способными детьми, но и с отстающими, а порой и трудными. А ведь долг учителя - научить сформировать навыки, знания и умения даже у тех детей, которые не хотят или не могут хорошо усвоить материал вследствие ряда причин. Чтобы такие учащиеся воспринимали материал, важно не только уметь правильно организовать его подачу на уроке, но и устанавливать личный контакт с ними. Конечно, можно сказать, что навыки подобного рода приходят к педагогу с личным опытом, однако они должны базироваться на теории и той помощи, которую могут оказать молодому учителю педагоги с большим стажем работы в школе.

Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.


Педагогика сотрудничества.

Заповеди педагогики сотрудничества.

  • Любите подростка.
  • Систематически познавайте ребенка-подростка.
  • Верьте в него.
  • Старайтесь понять его.
  • Станьте другом подростка.
  • Будьте чутки к его духовному миру.
  • Уважайте человеческое достоинство в подростке.
  • Цените поступок, а не личность.
  • Умейте слушать и слышать подростка.
  • Будьте строгими и добрыми.

Памятка классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми подростками.

  • Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
  • Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
  • Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  • Строго следить за выставлением отметок в дневнике.
  • Ежемесячно проверять читательские абонементы в библиотеке.
  • Следить за тем, чтобы подросток обязательно имел поручение коллектива класса и регулярно его выполнял.
  • Обязательно привлечь трудновоспитуемых к занятиям в кружках и секциях. Следить за посещением.
  • Ежедневно встречаться с подростком.
  • При необходимости приглашать на Совет по профилактике.


Правила оптимизации общения с классом.

  • Избегайте использовать угрозы (они вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность):Если не будете дома читать книги, вам будет трудно учиться.Старайтесь больше читать дома, это поможет вам лучше учиться.
  • Избегайте использовать приказы (когда имеете реальную власть, вытекающую из позиции учителя):Не спрашивайте, почему; делайте, как вам говорят.Давайте сделаем…, сейчас нет времени, но позже я объясню для чего.
  • Реже используйте негативную критику:Вы недостаточно старательно работаете. Сегодня ваша работа не отличается аккуратностью.
  • Исключите возможность использования оскорбительных прозвищ:Такое может сказать только дурак.Попробуй несколько иначе сформировать свою мысль.
  • Реже используйте слова - "должники":Вы должны вести себя более ответственно.Вам не достает ответственности. Ответственность поможет вам большего достичь в жизни.
  • Избегайте скрывать важную информацию:Вы не пожалеете, если прочитаете эту книгу.Книга очень объемная, но прочитав ее, вы…
  • Старайтесь избегать допросов:Чем ты занимался вчера дома? Почему не выучил урок? К сожалению, ты мало времени уделил подготовке домашнего задания. Можешь объяснить, почему?
  • Старайтесь реже интерпретировать мотивы поведения:Ты не выучил урок. Наверное, весь день на улице пробегал.Объясни, пожалуйста, почему ты не готов к уроку?
  • Избегайте давать несвоевременные советы:Если бы ты навел порядок на своем столе, ты не разлил бы воду.Давай я тебе помогу, старайся содержать вещи на столе в порядке.
  • Избегайте использовать убеждение логикой:Нечего расстраиваться. Ты получил то, что заслужил. Не расстраивайся, твой ответ сегодня не удался, в следующий раз ты обязательно подготовишься лучше.
  • Избегайте отказываться от обсуждения вопросов:Нечего тут обсуждать, ты сегодня заработал "тройку". Твой ответ заслуживает тройки, т.к.
  • Избегайте использовать похвалу с подвохом:У тебя так хорошо получается, проследи и сегодня за порядком в классе.Пожалуйста, проследи сегодня за порядком в классе. Я тебе могу доверять в этом вопросе.

Заповеди классного руководителя

  • Никогда не кричать на детей.
  • Любить детей.
  • Стараться как можно больше хорошего знать о детях.
  • Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
  • Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.
  • В беде и в радости ваш дом их дом.
  • Уметь прощать.
  • Уметь смотреть, видеть и слушать и слышать.
  • Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой.
  • Уметь терпеть и ждать.
  • Уметь вести детей по тоненькой тропиночке успеха.
  • Искать и находить подход к каждому.
  • Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.
  • Уметь требовать любя и любить требуя.
  • Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий.
  • Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.
  • Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.
  • Уметь делать своим ученикам замечательные подарки.
  • Уметь любую работу делать вместе с учениками.
  • Быть доброй и помнить, что кусочек черного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча.
  • Уметь быть ласковой со всеми детьми.
  • Никогда не выпендриваться.
  • Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.
  • Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.
  • Уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику домой.
  • Никогда не жаловаться на детей.
  • Придумывать все с ними, а не за них.
  • Петь под их гитару.
  • Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
  • Не изображать из себя безгрешную мумию.
  • Никогда не забывать хвалить детей за дело.
  • Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.
  • Никогда не сравнивать детей.
  • У вас не должно быть любимчиков.
  • Искать у каждого ребенка его главные достоинства и старайтесь развивать их.


Эффективное взаимодействие с агрессивным подростком.

пример сотрудничества психолога, классного руководителя и ученика

Ситуация развития подростка такова: мальчик 11 лет теряет своих родителей в автомобильной катастрофе. Опеку над ребёнком берёт на себя дядя. Мальчик живёт в частном доме, доходы дяди позволяют иметь только необходимое для жизни. Опекун занимается воспитанием в силу своих знаний и способностей, но к 10-му классу дядя теряет контроль за поведением и интересами подростка.

Юноша ходит в школу для общения, учёба как средство достижения успеха в будущем его не интересует, но просьбы учителя он выполняет.

Внешний вид молодого человека вызывает тревогу у классного руководителя и других учителей. Несколько раз классный руководитель слышал от подростка рассуждения о бессмысленности жизни. Юноша явно закрывается за маской, утверждает, что больше всего ему нравится пить спиртное, бродить с приятелями по улицам, слушать рок-музыку. В школу приходит даже в каникулы, так как дома, по его словам, скучно.

Рекомендации по работе с подростком классному руководителю:

  • не требуйте быстрых перемен во внешнем виде подростка, за исключением чистоты одежды;
  • демонстрируйте уважение к мнению подростка;
  • привлекайте подростка к коллективным творческим делам класса и школы;
  • будьте искренни с ребёнком, но не жалейте его;
  • ставьте себя на равных с подростком;
  • выражайте уверенность в его силах и способностях.

Эти рекомендации помогли классному руководителю найти контакт с юношей, сделать его опять членом классного коллектива, успешно закончить школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.

Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...

рекомендации для классного руководителя по работе с трудными подростками

составление плана индивидуальной работе, анкетиролвание по выявлению трудных подростков, бланки картотеки учащихся и многое другое...

буклет для классного руководителя "кого можно считать трудным подростком"

советы и рекомендации классному руководителю по работе с детьми требующими особого педагогического внимания...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками

Система работы классного руководителя  с "трудными" обучающимися...

Памятка классному руководителю в работе с "трудными" подростками.

Рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками...