Методические рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками
материал

Лаврененко Лариса Александровна

Система работы классного руководителя  с "трудными" обучающимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_trudnymi_detmi.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ




Трудный подросток – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.

Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск занятий и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий), правил внутреннего распорядка техникума.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитани, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт преподавателя, долготерпение и вера в силы подростка.

Особенности подросткового периода развития:

  • подросток стремится приобрести личную свободу и независимость;
  • примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
  • вступает в первые романтические отношения;
  • привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Система работы классного руководителя с «трудными» обучающимися

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и учебного заведения, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании. Для реализации этого этапа необходимо тесное сотрудничество по всем вопросам, касающимся этой группы подростков  с заместителем директора техникума по воспитательной работе, психологом, социальным педагогом, инспектором ПДН, медицинского работника, специалистов центра психолог-педагогической помощи т. д.

После изучения личности «трудного» подростка необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности обучающегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств подростка. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности обучающегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного обучающегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всей группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного обучающегося, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.


Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики обучающихся, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с обучающимися.

Организация свободного времени "трудных" обучающихся

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность.  

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает обучающихся не регламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь подростку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. Для этого нужно сначала изучить интересы и способности подростка.

Досуговая деятельность может включать в себя:

  • посещение кружков и секций (как в техникуме, так и за его пределами);
  • культурно-массовая деятельность в техникуме;
  • экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
  • туристические походы;
  • участие в работе подростковых общественных организаций,  волонтерском движении и др.
  • художественное и техническое творчество;
  • общественно полезная деятельность и первоочередное включение подростков данной категории  в сезонные трудовые строительные отряды.


Принципы воспитательно-коррекционной работы с

трудновоспитуемыми учащимися

 Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере  трудного обучающегося.

Этот принцип предполагает, что классный руководитель должен видеть в обучающемся, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

 Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. 

Данный принцип требует соответствия  содержания и средств воспитания и коррекции социальной  ситуации, в которой находится трудный обучающийся.

 Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного

воздействия на трудновоспитуемых подростков. 

Этот принцип  предполагает определение индивидуального подхода в социальном  развитии каждого обучающегося, специальных задач, которые  соответствовали бы его индивидуальным особенностям,  предоставление возможности каждому обучающемуся для  самореализации и самораскрытия.

 Принцип социального закаливания трудновоспитуемых  обучающихся. 

Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для  преодоления негативного воздействия окружающей среды,  выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

Общаясь с подростком, помните:

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  • умейте смотреть на вещи глазами подростка.

 


Работая с «трудным» подростком, нужно:

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  8. Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: «чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему».
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал «Я».


Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

Типы поведения обучающихся, его характеристика

Психологические причины поведения

Возможные пути педагогического воздействия

Поведение, направленное на

привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание преподавателя и группы

Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.

Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться вся группа в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение обучающегося (смена вида деятельности).

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Властолюбивое поведение

Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости

Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях

Акцентирование на поступках, а не на личности обучающихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать подроска, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Мстительное поведение

Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления)

Стереотип силового разрешения конфликтов

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности обучающихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать обучающегося, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Поведение, направленное на избегание неудач

Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия

Представление дополнительной помощи в обучении (обучающиеся-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками и т.д.).

ПАМЯТКА

классному руководителю по работе с проблемными детьми

 Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми

подростками.

 Совместно с преподавателями  постоянно держать на контроле  вопрос успеваемости данных подростков. Строго следить за успеваемостью.

 Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

 Ежедневно встречаться с подростками.

 Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

 Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является  личный пример преподавателя, внимание к подростку, умение радоваться  успехам ребенка.

 Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение  общественных поручений.

 Предупредить возможность неправильных действий подростков.

 Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится  «трудный».

 Обучить подростков  методам самовоспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися...

Методические рекомендации классным руководителям по теме: "Работа с родителями"

Методические рекомендации для классных руководителей по тематике родительских собраний в 1-9 классах.Формы проведения:1 класс: беседа с элементами ролевой игры, тренинга; круглый стол + прак...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...