Методические рекомендации классным руководителям по теме: "Работа с родителями"
материал по теме

Методические рекомендации для классных руководителей по тематике родительских собраний в 1-9 классах.

Формы проведения:

1 класс: беседа с элементами ролевой игры, тренинга; круглый стол + практикум. «семейный совет» с элементами ролевой игры или проигрыванием педагогических ситуаций.

2 класс: практикум с приглашенем различных сппециалистов; семинарское занятие с решением конкретных ситуаций;собрание – диспут.

3 класс: презентация семейного опыта;ролевая игра; родительская конференция;

4 класс: деловая, ролевая игра;  мастерская общения (игры общения).

5 класс: круглый стол; практикум (возможно проведение вместе с учителями-предметниками, работающими в этом классе, психологом).

6 класс;: педагогический треугольник; семинар-практикум; родительский ринг.

7 класс: дискуссионный клуб; творческая встреча с обменом мнений; вечер вопросов и ответов. Ролевая игра.

8 класс: встреча, вечер вопросов и ответов; лекция + психологический практикум; родительские чтения; педагогическая мастерская.

9 класс: родительская конференция; «откровенный разговор»; практикум; дискуссия; социально-психологический тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Работа с родителями

                                                      (методические рекомендации)

1 КЛАСС

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры, тренинга.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей со школой, администрацией, педагогами, психологическими службами школы и друг с другом.

2. Помочь семье подготовиться к обучению ребенка в первом классе. Желательно пригласить на первое собрание обоих родителей.

Возможный план проведения:

1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией, педагогами класса, психологом.

2. Представление педагога, который будет работать с классом. (Педагог рассказывает о себе, своей семье, своей педагогической деятельности).

3. Экскурсия по школьному зданию.

4. Знакомство с учебно-воспитательным процессом школы.

5. Самопрезентация семей. (Рассказать о себе, членах своей семьи, традициях и об ожиданиях, которые связаны у него со школой).

6. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Рекомендуемая литература:

1. Дереклеева Н. И. Родительское собрание в 1-11 классах. – М.: Вербум - М, 2001.

2. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки: Вып.1/ под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001.

3. Слова С.Л. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний и коллективных творческих собраний и коллективных творческих мероприятий с участием родителей // Начальная школа. – 2001. - № 3.

4. Поляков С.Д. Технология тренинга // Классный руководитель. - 2000. - № 3.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

Форма проведения: круглый стол + практикум.

Задачи собрания»:

1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей к школе в первый год обучения.

2. Дать практические советы по организации общения с первоклассником.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.

4. Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Каким им быть».

Рекомендуемая литература:

1. Шульгина В.П. Какой он наш ребенок //25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Ивановская О. Г., Савченко С. Ф. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников // Начальная школа.-1999. - № 1.

ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА: КАК К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ?

Форма проведения: «семейный совет» с элементами ролевой игры или проигрыванием педагогических ситуаций.

Задачи собрания:

1. Ознакомить с результатами диагностики в классе.

2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Вопросы для обсуждения:

1. Как проявляются эмоции у детей?

2. Как мы на них реагируем?

3. Чем мы можем помочь нашим детям?

4. Советы педагога и психолога.

Рекомендуемая литература:

1 Паудермэйкер Ф. Гримес Л. Дети в семье – М. 1998.

2. Рогов Эмоции и воля. – М.: Владос, 2001.

3. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – М.: Просвещение , 1997.

 

2 КЛАСС

ЗДОРОВЬЕ НАШЕГО РЕБЕНКА: СОВЕТЫ КАК ЕГО СОХРАНИТЬ

Форма проведения: практикум (возможно с приглашением медицинского работника, учителя физкультуры, валеолога, психолога, специалиста по питанию и психолога).

Задачи:

1. Обсудить с родителями физическое и психическое развитие детей.

2. Показать виды и формы оздоровления.

Вопросы для обсуждения:

1. Физическое и психическое здоровье: как правильно его сохранить.

2. Значение правильного питания и физической культуры для полноценного развития личности.

3. Практические советы специалистов (советы по питанию, по сохранению осанки, дыхательная гимнастика, по снятию психоэмоционального напряжения).

Рекомендуемая литература:

1. Размышления школьного врача // 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос-пресс, 2002.

3. Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья и семьи. – М., 1992.

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ.

Форма проведения: семинарское занятие с решением конкретных ситуаций.

Задачи:

1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.

2. Помощь родителям понять причины агрессии детей и найти способы ее преодоления. (Что стоит за словом «агрессия»? Почему она возникает? Как ее преодолеть?)

Вопросы для обсуждения:

1. Причины детской агрессии.

2. Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.

3. Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.

Рекомендуемая литература:

1. Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации. – М, 2002. (также печатались в журнале «Воспитание школьников», 2000-2002).

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2002.

3. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: Аст-пресс, 1999.

МУЗЫКА И ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

Форма проведения: собрание – диспут.

Задачи:

1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором, на то, какую музыку слушают дети.

2. Определить наименование и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения:

1. Статистика о роли музыки и телевидения в жизни ребенка.

2. Влияние музыки и передач на формирование характера, настроения и познавательной сферы ребенка.

Рекомендуемая литература:

1. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2000.

3 КЛАСС

ТРУД В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ.

Форма проведения: презентация семейного опыта.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с положительным опытом воспитания, с формами трудового участия ребенка в жизни семьи и школы.

2. Определить роль семьи в воспитании трудолюбия у детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Труд и его значение в жизни ребенка.

2. Интеллектуальный труд.

3. Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.

Рекомендуемая литература:

1. Трудовое воспитание в семье // 25 современных тем родительских собраний в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 – 11 классах. М.: Вербум – М 2001.

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Две эти темы могут перекликаться и быть объединены, возможны домашние задания (например, трудовые традиции в семье), проведение родительской мини-конференции. 

Форма проведения: ролевая игра, презентация семейного опыта.

Задачи:

1. Познакомиться с интересным опытом семейного воспитания, национальными традициями.

2. Показать значение семейных праздников, семейного этикета и народных традиций.

3. Развить навыки семейного общения, семейных традиций.

Ход собрания:

1. Значение семейных праздников и традиций.

2. Значение этикета в семье.

3. Ролевая игра «Семейный праздник».

4. Выступление родителей из опыта семейного воспитания.

Рекомендуемая литература:

1. Праздник в семье // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. – М., 1979.

3. Рожнова П. Семья в народных традициях // Воспитание школьников. – 1998.-№ 5.

4. Долгих Г.В. Праздник «семья». Традиции и праздники //Классный руководитель 2001. - № 2

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ».

Форма проведения: родительская конференция по обмену опытом.

Задачи:ролевая игра,

1. Обратить внимание на «секреты воспитания» в семье.

2. Познакомить с интересным опытом семейного воспитания.

3. Формировать педагогическую рефлексию родителей.

Вопросы для обсуждения:

1. Что необходимо для того, чтобы царило счастье в семье?

2. Что значит «любить детей»?

3. В чем заключается «искусство воспитания»?

Рекомендуемая литература:

1. Искусство любить детей // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

2. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998.

3. Макаренко А.С. Книга для родителей.

4. Фромм А. Азбука для родителей – М., 1994.

5. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: Аст-пресс, 1999.

4 КЛАСС

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА.

Форма проведения: деловая, ролевая игра.

Задачи:

1. Выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, формах и методах содействия развитию личностных качеств личности ребенка.

2. Способствовать сплочению коллектива детей, педагогов и родителей.

Ход игры:

1. Подготовительный этап (диагностика, подбор вопросов, подготовка оформления).

2. Выступление классного руководителя, психолога по итогам диагностики и определение проблем.

3. Разделение родителей по ролевым группам («учащиеся», «родители», «администрация», «педагоги», «эксперты»).

4. Мозговой штурм.

5.Подведение итогов и самоанализ родителей.

Рекомендуемая литература:

1.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996.

2.Миллер В.С. Как по-настоящему любить детей // Классный руководитель. 1998.- № 6.

3.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. - М.: Вербум, 2001.

ИГРЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ.

Форма проведения: мастерская общения (игры общения).

Задачи:

1. Определить значение общения в жизни человека.

2. Познакомить с видами общения в различных ситуациях.

План проведения:

1. Виды общения.

2. Общение ребенка в семье.

3. Проблемы общения в детском коллективе.

4. Игры общения.

5. «Мои ощущения» (проведение рефлексии родителей).

Рекомендуемая литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2002.

2. Дружинин В.И. Психология семьи – М., 1996.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Форма проведения: беседа, «разговор по душам».

Задачи:

1. Оценить развитие самостоятельности у учащихся.

2. Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов учета за четыре года.

План проведения:

1. Анализ классным руководителем развития самостоятельности учащихся.

2. Анализ психолого-педагогическим консилиумом (педагогическим советом) результатов четырех лет обучения и общие рекомендации родителям. Рекомендации по развитию навыков самостоятельности у детей в семье.

3. Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.

Рекомендуемая литература:

1. Глассер У. Школа без неудачников М.: Прогресс, 1991.

2. Глушкова В.С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. 2001.-№ 7.

5 КЛАСС

«ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ». ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ.

Форма проведения: круглый стол.

Задачи:

1. Познакомиться с родителями и их характеристиками

своих детей.

2. Рассказать о УВП, требованиях к обучению, первыми возникшими проблемами.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

2. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьников.

Рекомендуемая литература:

1. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.: Пед. общество России, 2000.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2000.

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ.

Форма проведения: практикум (возможно проведение вместе с учителями-предметниками, работающими в этом классе, психологом).

Задачи:

1. Познакомить родителей с трудностями обучения детей.

2. Научить родителей видам оказания помощи детям в учебе.

План проведения:

1. Диагностика трудностей в обучении детей.

2. Практические советы родителям.

Рекомендуемая литература:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1996.

2. Адаптация и резервы человека. / Сост. М.Ч. Кочеткова, М.Н. Завьялова – Псков, 2000.

3. Глассер У Школа без неудачников – М.: Прогресс, 1991.

4. Глушкова В.С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. 2001.- № 7.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА.

Форма проведения: обмен мнениями.

Задачи:

1. Рассмотреть влияние культурных ценностей семьи на познавательные качества личности.

2. Познакомить с положительным опытом семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Книга и ее значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.

2. Культурные традиции семьи.

3. Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.

4. Обмен опытом родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальных традициях; чтение книг; газет и журналов,  посещение театров и музеев, знакомство с природой, совместные игры, туристические походы и т.д.

5. Мини-лекция классного руководителя о влиянии культурных традиций семьи на познавательную активность ребенка (связать ее с мнениями, высказанными в процессе обсуждения темы собрания).

Рекомендуемая литература:

1. Книга в семье и духовное развитие ребенка // 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону.: Феникс , 2002.

2. Беляков Е. 365 развлечений для ребенка. М.: Айрис-пресс, 2001.

6 КЛАСС

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Форма проведения: педагогический треугольник.

Задачи:

1. Обсудить физические, индивидуально-возрастные проблемы детей.

2. Определить роль семьи и школы в физическом воспитании и развитии детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Физические проблемы взросления детей (выступление врача).

2. Задачи физического воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные кружки и секции (выступление учителя физической культуры)

3. Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе (выступление классного руководителя).

4. Обмен мнениями – педагоги, родители и дети.

Рекомендуемая литература:

1. Зайцев Г.К. Школьная валеология. - СПб., 1997.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.

ВОЛЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ

Форма проведения: семинар-практикум.

Задачи:

1. Определить значение семьи в формировании волевых качеств у детей.

2. Дать рекомендации родителям по преодолению негативных явлений.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов.

2. Значение семьи в преодолении ребенком негативных черт характера.

3. Мнение учащихся о себе и своих волевых качествах

( анализ анкетирования детей и родителей по оценке личностных качеств ).

Рекомендуемая литература:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2000.

2. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2001.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ…РОДИТЕЛЕЙ.

Форма проведения: родительский ринг.

Задачи:

1. Определить роль родителей в становлении личности ребенка.

2. Рассмотреть и проанализировать педагогические ситуации на проблемы, волнующие детей, педагогов и родителей (значение примера родителей, как реагировать на индивидуально-возрастные особенности развития детей и т.д. ).

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя (по результатам бесед, диагностики с детьми и родителями).

2. Определение семейных команд.

3. «Заповеди воспитания» (решение педагогических ситуаций).

4. Рефлексия и подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

1. Педагогический такт... родителей // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

2. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996.

3. Азбука любви: Книга для родителей – М., 1996.

4. Корягина О.П. Педагогический ринг // Классный руководитель – 2000.- № 8.

7 КЛАСС

МАЛЬЧИК НЕ ДЕВОЧКА. ДЕВОЧКА НЕ МАЛЬЧИК... ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Задачи:

1. Познакомить с половозрастными особенностями развития детей.

2. Определить пути решения проблем, связанных с поло-

возрастными особенностями развития детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение семьи в период полового созревания ребенка.

2. Физиология подростка.

3. Пути решения проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для родителей).

Рекомендуемая литература:

  1. Тархова Л.П. Мальчик, мужчина, отец. М., 1992.
  2. Попова Л. Воспитание сына. // Воспитание школьников. 2001.- № 3.
  3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М., 1985.

СЕМЬЯ – ЭТО...

Форма проведения: творческая встреча с обменом мнений.

Задачи:

1. Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья».

2. Подвести учащихся и родителей к необходимости взаимопонимания в семье и определения роли каждого в ней.

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимопонимание в семье. Пути достижения.

2. Кто я? Личность каждого в семье (проведение рефлексии).

Рекомендуемая литература:

1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1988.

2. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив. М., 1990.

3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1999.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. КАК ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ?

НАРКОТИКИ: КАК ОТ НИХ УБЕРЕЧЬСЯ?

Форма проведения: вечер вопросов и ответов. Ролевая игра.

Задачи:

1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией, статистикой по данной проблеме.

2. Обсудить с родителями проблемы, которые возникают, и убедить их в необходимости обсуждения этой проблемы в семье.

Вопросы для проведения:

1. Краткое сообщение классного руководителя (психолога).

2. Определение проблем.

3. Пути решения проблем (в форме ролевой игры).

Рекомендуемая литература:

1. Шаг за шагом к погибели // 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

2. Успенская И.А. Родительское собрание: Подростки и наркотики в современном мире // Классный руководитель. 2000.- № 1.

3. Предупреждение употребления алкоголизма и наркотиков школьниками / В.Н. Касаткин и др. - Казань, 2002.

8 КЛАСС

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ СЕМЬИ – НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ.

Форма проведения: встреча, вечер вопросов и ответов.

Задачи:

1. Познакомить родителей с нравственными ценностями

отдельных семей.

2. Обратить внимание родителей на правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

Вопросы для обсуждения:

1. «Закон и ответственность» (выступление представителя правоохранительных органов).

2. Анализ классных руководителей развития коллектива класса за несколько лет и определение задач на будущее.

3. Разбор педагогических ситуаций (нравственные проблемы).

4. Анализ анкетирования детей и родителей по проблеме.

Рекомендуемая литература:

1. Бодина Е, Ашеулова К. Педагогические ситуации. М, 2002.

2. Саматова А. Диалог с родителями. Этика родительской любви // Этическое воспитание. 2003.- № 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА.

Форма проведения: лекция + психологический практикум.

Задачи:

1. Познакомить с индивидуально-возрастными особенностями развития подростка.

2. Обратить внимание родителей на проблемы, возникающие в этом возрасте и как их решать.

Вопросы для обсуждения:

Психологические и возрастные особенности подростка (выступление психолога).

Анализ процесса взросления детей (выступление классного руководителя).

Ответы специалистов на вопросы родителей по теме собрания.

Рекомендуемая литература:

1. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М., 1998.

2. Мир детства: подросток. М., 1989.

3. Черепахова Е.М. Воспитание без слез – М., 1998.

ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ Я ДОВЕРЯЮ.

Форма проведения: родительские чтения.

Задачи:

1. Определить роль отца в воспитании.

2. Обсудить сочинения учащихся, произведения Сухомлинского В.А.

3. Проанализировать собственное понимание родителями проблем, предложенных на «родительских чтениях».

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ сочинений учащихся.

2. Сухомлинский В.А. «Письма к сыну».

3. «Высокое доверие» (самоанализ родителей).

Рекомендуемая литература:

1. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. Родительская педагогика.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!

3. Отец и воспитание детей // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов на Дону.: Феникс, 2002.

НЕМНОГО ОБ ИСКУССТВЕ ВОСПИТАНИЯ.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Задачи:

1. Определить «секреты воспитания».

2. Познакомиться с интересным опытом семейного воспитания.

Вопросы:

1. «Театральные сцены» из семейного опыта.

2. Обсуждение и проигрывание педагогических ситуаций.

3. Сов местные «педагогические советы».

Рекомендуемая литература:

1. Стили воспитания // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

2. Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации. М., 2002.

3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1999.

9 КЛАСС

ВЫБОР ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ: ЗА И ПРОТИВ.

Форма проведения: родительская конференция.

Задачи:

1. Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами интересов в получении профессии.

2. Организовать встречу с представителями различных профессий, учебных заведений.

3. Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей.

Вопросы для обсуждения:

Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.

Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей.

Знакомство с профессиями родителей.

Рекомендации психолога по профориентации.

Рекомендуемая литература:

1. Снайпер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., 1997.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.

3. Анализ контрольных работ, диктантов и т.д. (объективные оценки качества образования).

4. Педагогические советы «Поговорим о воспитании ума».

Рекомендуемая литература:

1. Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников // Классный руководитель. 2000.- № 3.

2. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991.

ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК. КАКОЙ ОН?

Форма проведения: «откровенный разговор».

Задачи:

1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к «трудному поведению» ребенка.

2. Развить умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.

Вопросы для проведения «разговора»:

1. Выступление классного руководителя, психолога по проблеме.

2. Выступление представителя инспекции по делам несовершеннолетних.

3. Собеседование с родителями соответствующих специалистов.

4. Поиск путей выхода из трудных ситуаций.

Рекомендуемая литература:

1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.

2. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. М., 1991.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ В СЕБЕ РАЗВИТЬ?

Форма проведения: практикум (возможен совместный практикум).

Задачи:

1. Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей.

2. Дать советы, как помочь детям их сформировать.

Вопросы для обсуждения:

1. Что значит – быть ответственным человеком?

2. Влияет ли ответственность на формирование самоконтроля и самооценки?

3. Как сформировать в себе ответственность? (Анализ результатов предварительного «мозгового штурма» учащихся класса).

Рекомендуемая литература:

1. Рыбакова Н.А. Путеводитель профессионального самоопределения. – Псков, 1998.

2. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.

3. Вайнцвайг И. Десять заповедей творческого саморазвития. – М., 1990.

ДРУЗЬЯ И КОМПАНИЯ МОЕГО СЫНА (ДОЧЕРИ).

Форма проведения: дискуссия.

Задачи:

1. Определить представление родителей и детей о друзьях и сверстник ах, потребностях в общении.

2. Помочь разобраться родителям и детям о мнимой и правдивой дружбе.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему мне не нравится друг сына (дочери)?

2. Друг или товарищ? Какой друг нужен моему ребенку?

3. Как справляться с давлением сверстников?

Рекомендуемая литература:

1. Мир детства: юность. – М, 1989.

2. Снайпер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., 1997.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2000.

ПОГОДА В ДОМЕ (КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА В СЕМЬЕ?)

Форма проведения: социально-психологический тренинг (проводится психологом, социальным педагогом).

Задачи:

1. Определить возникающие конфликтные ситуации в семье.

2. Научить родителей выходам из конфликтных ситуаций и умению анализировать ситуации.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему возникают конфликты в семье?

2. Как выходить из конфликтных ситуаций?

Рекомендуемая литература:

1. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. – М., 1988.

2. Марунич Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями // Воспитание школьников. – 2002. - № 5.

3. Кондрунина Т. Как избежать семейных ссор // Воспитание школьников. – 2003.

- № 2.

ВАШ РЕБЕНОК ВЫРОС: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ».

Форма проведения: беседа.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с индивидуально-психологическими особенностями развития выпускников.

2. Дать советы родителям, как правильно построить отношения с «взрослыми детьми».

Вопросы для обсуждения:

1. Взрослые дети и родители: взаимопонимание и проблемы.

2. Как правильно расставить акценты в воспитании?

Рекомендуемая литература:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2000.

2. Мир детства: юность. – М., 1989.

3. Марунич Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями // Воспитание школьников. – 2002. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками

Система работы классного руководителя  с "трудными" обучающимися...