Дорога к вечным ценностям
проект на тему

Жиркова Анастасия Александровна

Программа эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий. Проект по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся средного звена МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx66.36 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №63 г. о. Самара

Жирковой Анастасии Александровны

Проект по развитию духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена МБОУ СОШ №63 г. о. Самара

(Дорога к вечным ценностям)

Паспорт проекта

Наименование

Программа по развитию духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена МБОУ СОШ № 63 г. о. Самара (Дорога к вечным ценностям)

Разработчик

и исполнитель

Учитель русского языка и литературы Жиркова Анастасия Александровна

Проблема

 Уровень сформированности у обучающихся духовно-нравственных качеств ниже желаемого

Основание для разработки

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждённый приказом минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)

Цель программы

Создание условий для формирования представлений о нравственности и духовности у школьников, активной жизненной позиции учащихся средствами учебных предметов русский язык и литература с использованием ИКТ и технологии сотрудничества.

Основные задачи

- совершенствование работы учителя-предметника по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся;

- повышение уровня духовно-нравственного развития обучающихся через формирование базовых национальных ценностей;

- повышение качества преподавания русского языка и литературы на основе внедрения современных образовательных технологий (ИКТ, технологии сотрудничества);

- увеличение учащихся, вовлечённых в социально значимую деятельность.

Возрастная категория

Учащиеся 6-9 классов.

Сроки реализации

2010-2014 годы

Основные разделы программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель и задачи программы.
  3. Концептуальные основы программы.
  4. Обоснование выбора СОТ.
  5. Этапы реализации программы.
  6. План реализации программы.
  7. Ожидаемые результаты.

Система контроля

Результаты реализации программы рассматриваются на заседаниях методического объединения и педагогических советах.

Ожидаемые конечные результаты

  • в духовно-нравственной сфере: формирование положительного отношения обучающихся к базовым национальным ценностям, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
  • в познавательной сфере: формирование у обучающихся интереса к русскому языку и литературе, формирование культуроведческой компетенции, развитие творческих способностей;

в социальной сфере: формирование у школьников активной жизненной позиции;

положительная динамика развития духовно-нравственных качеств учащихся, освоение и использование ИКТ и технологии сотрудничества.

Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». Согласно федеральному закону, «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, с. 3].

В посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков» [13].

Реальное состояние российского общества вскрывает недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Состояние школы также показывает, что уровень духовно-нравственных качеств обучающихся среднего звена является недостаточным [13].

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Поэтому программа развития МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара на период 2010-2015 года ставит перед педагогами нашей школы цель: создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственной личности, способной к самоопределению и самореализации в современном обществе.

С целью решения поставленной проблемы необходимо разработать программу «Дорога к вечным ценностям» для учащихся среднего звена, реализация которой должна осуществляться с использованием современных образовательных технологий. Приоритетными в данной работе является использование информационно-коммуникационных технологий и технологии сотрудничества.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития духовно-нравственных качеств школьников, активной жизненной позиции учащихся средствами учебных предметов русский язык и литература с использованием ИКТ и технологии сотрудничества.

Задачи:        

  • совершенствование работы учителя-предметника по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся;
  • повышение уровня духовно-нравственного развития обучающихся через формирование положительного отношения к базовым национальных ценностям;
  • повышение качества преподавания русского языка и литературы на основе внедрения современных образовательных технологий (ИКТ, технология сотрудничества);
  • вовлечение учащихся в социально значимую деятельность.

Концептуальные основы программы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья.  Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик  выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край  и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий  ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [2].

Достижение поставленной цели обеспечивается формированием у учащихся положительного отношения к базовым национальным ценностям: патриотизму, социальной солидарности, гражданственности, семье, труду и творчеству, науке, традиционным российским религиям, искусству и литературе, природе, человечеству.

Базовые национальные ценности должны лежать в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Содержательно определяющая роль в создании такого пространства принадлежит учителю [13].

Обоснование выбора современных образовательных технологий

Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) подразумевается «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства и Интернет».

Мы живём в информационную эпоху. Современный человек уже не может представить себя без компьютера и мобильного телефона. Введение в образовательный процесс ИКТ создаёт привычную информационную среду для современного школьника, а учителю даёт массу возможностей для реализации учебных программ.  В качестве средства ИКТ в 5-7 классе используется чаще фонохрестоматия к учебнику литературы В.Я. Коровиной, электронные презентации, диски с записями песен. В 9 классе активно включается в процесс обучения приём «принеси своё устройство». В качестве средства обучения используется любое  электронное устройство (планшет, мобильный телефон, электронная книга), которое служит оперативному поиску информации в интернете (например, текстов художественной литературы) и её обработке,

Наиболее успешными в работе по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся считаются уроки литературы, построенные по принципу «содружества искусств» или «диалога культур».  Такие уроки предполагают прослушивание музыки, песен, просмотр телеспектаклей и фильмов-экранизаций, которые позволяют сформировать у школьников целостный образ литературного произведения или стимулируют дискуссию о разном толковании одного литературного произведения. Для проведения таких уроков незаменимы проекторы и интерактивные доски, позволяющие создать в классе атмосферу кинотеатра. Например, фильм-опера «Евгений Онегин», снятый в СССР в 1966, и фильм «Онегин», экранизированный в Великобритании в 1999, представляют собой два разных взгляда на роман А.С. Пушкина и русскую жизнь. При просмотре этих фильмов учащиеся определяют, какой из них ближе к тексту произведения и понятнее для современного читателя, при обсуждении возникают споры о моральных качествах героя.

Представить собственный образ писателя или его произведения помогает школьникам создание электронных презентаций. Помощь учителю и учащимся оказывают электронные ресурсы Интернета.

Важную роль в создании  уроков литературы, построенных по принципу диалога культур, играет выбор мультимедийного образовательного материла. В качестве такого материала могут быть использованы рок-песни.

Русская рок-музыка как факт современной культуры вызывает живой интерес у школьников и становится мощнейшим воспитательным средством. Г.В. Шостак в своей статье «Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла» отмечает: «Жанр рок-музыки является разновидностью массовой молодежной культуры и в то же время находится в оппозиции по отношению к ней, поскольку основными качествами рока являются глубокая содержательность, социальная направленность, проблемность, искренность, честность, обращение к личности» [19].

Использование рок-песен, содержащих интертекстуальные связи с русской литературой XIX и XX веков, позволяет также привить интерес учащихся к чтению. Выбор рок-песен осуществляется по следующим принципам:

  1. аллюзии на произведения русской литературы (роман А.С. Пушкина «Дубровский» и песня Б. Гребенщикова «Дубровский», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и песня группы «Алиса» «Дождь»), активизирующие познавательный интерес учащихся;
  2. общность тематики и проблематики произведений (поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» и песня Ю. Шевчука «Питер»), выявляющие вечные ценности;
  3. песни, написанные на стихи русских поэтов (песня группы «Сплин» «Маяк» на стихотворение В.В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма»), интерпретирующие произведение для современного читателя.

Рок-песни также могут быть введены в урок русского языка при изучении языковых явлений. Использование текстов рок-песен на уроке русского языка не только позволяет проиллюстрировать языковые единицы (причастия, назывные предложения, однородные члены предложения, выразительные средства языка и др.), но и служит формированию положительного отношения к базовым национальным ценностям: патриотизма, свободы, человечества, любви, социальной солидарности, традиционным российским религиям (вере) и т.д.. Работа с текстом рок-песни осуществляется через интерактивную доску.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы использование рок-песен способствует формированию у учащихся культуроведческой компетентности и развитию духовно-нравственных качеств.

Как специфический материал рок-песни вводятся в уроки постепенно, что связано с возрастными особенностями школьников. В 6 классе рок-песни используется только два раза при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» и при подготовке к конкурсу военно-патриотической песни. Целесообразнее предлагать рок-песни учащимся 7-9 классов, когда они готовы к восприятию разноплановой рок-поэзии.

Другая технология, способствующая развитию духовно-нравственных качеств обучающихся, – технология  сотрудничества. Технология сотрудничества лежит в основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Обучение в сотрудничестве предполагает:

  • сотрудничество учителя и ученика, создающее у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в учении и общении;
  • отказ от авторитарных методов принуждения к учению и обращение к методам положительного стимулирования влияния на ученика через коллектив товарищей;
  • возможность участия слабого ученика в общей работе класса, которому необходимо предоставить опору, подсказку;
  • гуманный подход к оценке работ учащихся, бесконфликтность учебной ситуации, веру в свои силы;
  • необходимое условие развития инициативы и творческого поведения обучающихся;
  • анализ результатов работы и поведения ученика коллективом и самим обучающимся;
  • формирование правильной оценки, самооценки, самоанализа;

Наиболее эффективны два  метода обучения в сотрудничестве.

1. «Учимся вместе» (Stиdent Тeam Learning) разработан в университете Миннесота в 1987 году.

- разнородные по уровню обученности группы  (3–5 человек);

- каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой- то большой темы, над которой работает весь класс;

- учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания;

- в результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала [18].

Метод «учимся вместе» школьники осваивают в 6 классе при подготовке литературно-краеведческой экскурсии «Максим Горький и Самара» в процессе поиска информации о жизни писателя в Самаре и об архитектурных памятниках улицы Куйбышева. Работая над своим разделом попарно, они создают текст экскурсии, которую впоследствии проводят. В качестве экскурсовода для 2 класса наравне с шестиклассниками выступает и учитель.

В 7 классе метод «учимся вместе» помогает учащимся входить в научно-исследовательскую деятельность. Наиболее активно данный метод используется в 8 и 9 классе при изучении крупных разделов русского языка (Способы передачи чужой речи) и крупных литературных произведений (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»). На данном этапе учитель координирует деятельность учащихся.

2. «Обучаемся в команде» (Learning Together)

- тема у всех групп одна;

-успех всей группы зависит от результата самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы;

-каждый участник команды овладевает необходимыми знаниями, формирует нужные навыки так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый;

- награду группы получают одну на всех в виде балльной оценки, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности;

- сравнение проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами [18].

Метод «обучаемся в команде» школьники начинают осваивать в 6 классе при подготовке к всероссийской олимпиаде-игре «Русский медвежонок», который в дальнейшем переходит на уроки (урок русского языка «Различие на письме частиц не и ни» в 7 классе и урок литературы в 8 классе «Русская литература и история»). Приобретённые навыки позволяют школьникам работать в команде при подготовке внеклассных мероприятий (конкурсов, научно-практических конференций, социальных проектах), при подготовке к экзаменам в 9 классе.

Технологии сотрудничества способствуют формированию у школьников коммуникативной компетенции, социальной солидарности и осмыслению личности и коллектива как ценности. Участие в социальных акциях формирует осмысление человечества как ценности.

Условия реализации программы

Программа реализуется через

  • учебную деятельность по предметам русский язык и литература;
  • систему внеклассных мероприятий;
  • участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, смотрах патриотической направленности.

Этапы реализации программы

Программа реализуется в три этапа:

  1. Организационный (2009-2010 учебный год). Предусматривается разработка основ реализации программы для духовно-нравственного воспитания, выбор современных образовательных технологий.
  2. Содержательно-деятельностный этап (2010-2013 учебный год). На данном этапе предусматривается реализация основных мероприятий программы согласно плану, промежуточная диагностика реализации программы.
  3. Аналитический (2013-2014 учебный год). На третьем этапе предполагается выявление результативности реализуемых направлений программы посредством комплексной диагностики, обобщения итогов, определения перспектив.

Оценка эффективности программы обеспечивается

  • проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся;
  • регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, совещаниях, педсоветах;
  • разработкой методических материалов, направленных на совершенствование сложившейся системы воспитания.

Ожидаемые результаты

Положительная динамика развития духовно-нравственных качеств учащихся, освоение и использование ИКТ и технологий сотрудничества.

  • в познавательной сфере: формирование у обучающихся интереса к русскому языку и литературе, формирование культуроведческой компетенции, развитие творческих способностей;
  • в духовно-нравственной сфере: формирование положительного отношения обучающихся к базовым национальным ценностям, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
  • в социальной сфере: формирование у школьников активной жизненной позиции.

Критерии оценки уровня сформированности духовно-нравственных качеств обучающихся МБОУ СОШ № 63

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1.        Когнитивный уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2.        Ценностный уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (Методика диагностики личностного роста В.И. Кулешовой, П.В. Степанова, Д.В.Грирьева).

3.        Поведенческий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (участие школьников в социально значимой деятельности).


План реализации программы «Дорога к вечным ценностям»

Содержание работы

Формируемая базовая национальная ценность

Используемая технология

Сроки

Организационный этап 2009-2010

1

Изучение видов информационно-коммуникационных технологий

В течение года

2

Изучение методов и приёмов технологии сотрудничества.

В течение года

3

Разработка уроков русского языка и литературы с использованием групповой и парной работы («учимся вместе», «обучаемся в команде»)

В течение года

4

Разработка уроков литературы с использованием фонохрестоматии к учебнику В.Я. Коровиной

В течение года

5

Выбор методики диагностики результатов

В течение года

Содержательно-деятельностный 2010-2011

6

Проведение методики диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). Первичная диагностика.

Сентябрь

7

Участие 6в класса в общешкольном проекте «Я – гражданин России», создание проекта «Моя Самара» (литературно-краеведческое направление).

Патриотизм, искусство (архитектура),  литература

Сотрудничество («учимся вместе»), ИКТ (электронные презентации)

В течение года

8

Взаимоподготовка учащихся 6в класса к всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок».

Наука

Сотрудничество («Обучаемся в команде»)

Сентябрь-октябрь

9

Классный час «Рождество в славянском стиле» (элементы театрализованного представления по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством», просмотр экранизации «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Традиционные российские религии,  литература, искусство (кино)

Сотрудничество (учимся вместе), ИКТ (проектор, диск с записью фильма)

Декабрь

10

Участие в школьном конкурсе военно-патриотической песни

Патриотизма, вера (традиционные российские религии), семья, искусство (музыка), творчество

Сотрудничество, ИКТ

Февраль

11

Проведение урока литературы в 6в классе «Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина и в современной песне» (включение в урок рок-песни Б. Гребенщикова «Дубровский»)

Патриотизм, человечество, вера, литература, искусство (музыка)

ИКТ (электронная презентация, видеоклип на песню группы «Аквариум» «Дубровский»)

Февраль

12

Проведение литературно-краеведческой экскурсии «Максим Горький и Самара» во 2б классе учащимися 6в класса в рамках проекта «Моя Самара»

Патриотизм (малая родина), литература, искусство (архиктектура), социальная солидарность

Сотрудничество («учимся вместе»), ИКТ (фотосъёмка, видеосъёмка)

Май

Содержательно-деятельностный этап 2011-2012

13

Разработка уроков русского языка с использованием в качестве языкового материала рок-песен (ИКТ)

В течение года

14

Разработка уроков литературы с использованием рок-песен, построенных по принципу диалога культур (ИКТ)

В течение года

15

Урок русского языка в 7в «Изменение причастий» на материале текста песни К. Кинчева «Кибитка»

Природа, человечество, искусство (музыка)

ИКТ (диск с записью песни, электронная презентация)

Сентябрь

16

Взаимоподготовка учащихся 7в класса  к всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок»

Наука (русский язык), социальная солидарность

Сотрудничество («Обучаемся в команде»)

Сентябрь-октябрь

17

Проведение урока литературы в 7в «Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"» с использованием рок-песни Ю. Шевчука «Питер»

Патриотизм, личность

ИКТ (диск с записью песни, электронная презентация)

Ноябрь

18

Участие учащихся 7в класса в городской научно-практической конференции «Я – исследователь». Научно-исследовательская работа на тему «Характеристика Льва Аслана в сказке К.С. Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф"» (сопоставительный анализ сказки и текста Евангелия)

Человечество, вера, литература, наука, творчество, социальная солидарность

Сотрудничество («учимся вместе»)

Ноябрь-февраль

19

Классный час «Читаем Евангелие», посвящённый празднованию пасхи (сопоставление эпизода призвания Апостола Андрея на служение Иисусу Христу в Новом Завете и сюжета рок-песни группы Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде» на стихи Ильи Кормильцева)

Вера, литература, искусство (музыка)

Сотрудничество («обучаемся в команде»), ИКТ (электронная презентация, диск с записью песни «Прогулки по воде»)

Апрель

20

Проведение открытого урока «Различие на письме частиц не и ни»

Наука (русский язык)

Сотрудничество («обучаемся в команде»)

Май

21

Проведение урока литературы в 7в классе «Рэй Бредбери "Каникулы"»

Семья, природа, человечество, литература

ИКТ (электронная презентация)

Май

22

Проведение методики диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). Промежуточная диагностика.

Май

Содержательно-деятельностный этап 2012-2013

23

Единый класс час 8в с участием родителей «Семейные ценности. Мешает ли молодёжный сленг взаимопониманию родителей и детей»

Семья, наука (русский язык)

Сотрудничество («учимся вместе»)

Сентябрь

24

Урок литературы в 8в классе «Русская литература и история»

Литература, наука (история), социальная солидарность

Сотрудничество («учимся вместе»)

Сентябрь

25

Урок русского языка в 8в классе «Ораторская речь и её особенности»  (закрепление понятий о выразительных средствах языка на материале рок-песен К. Кинчева  «Театр теней», А. Васильева «Бонни и Клайд»)

Природа, искусство (музыка), любовь, жизнь, наука (русский язык, риторика)

ИКТ (интерактивная доска, диск с записями песен)

Ноябрь

26

Урок русского языка в 8в классе «Назывные предложения» (на материале рок-песен Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», «Группа крови»)

Личности, свобода, жизнь, наука (русский язык), искусства (музыка)

ИКТ (интерактивная доска, диск с записями песен)

Декабрь

27

Урок русского языка в 8в классе «Однородные члены предложения» (на материале рок-песни

Ю. Шевчука «Летели облака»)

Жизни, науки (русский язык), искусства (музыка).

ИКТ (интерактивная доска, диск с записью рок-песни)

Январь

28

Самостоятельная подготовка конкурса военно-патриотической песни учащимися 8в (анализ рок-песни К. Кинчева «Инок, воин  и шут»)

Патриотизм, вера, человечество, искусство, творчество.

Сотрудничество («обучаемся в команде»), ИКТ (диск с записью песни)

Февраль

29

Освоение новых информационных-коммуникационных технологий (облачные технологии)

Март

30

Проведение урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Личность, социальной солидарность, наука (русский язык)

Сотрудничество («учимся вместе»), ИКТ (интерактивная доска, ноутбуки, облачные технологии сервера Google disk)

Май

31

Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность. Участие в смене волонтёров в лагере «Заря»

Человечество, природа

Сотрудничество («обучаемся в команде»)

Конец июня – начало августа

Аналитический этап 2013-2014

32

Разработка уроков литературы, включающих просмотр экранизаций и сопоставительный анализ книжных, театральных и экранных образов

В течение года

33

Разработка уроков литературы с использованием рок-песен, построенных по принципу диалога культур (ИКТ)

В течение года

34

Участие 9в класса в антитеррористической акции «Вместе против террора»

Человечество, социальная солидарность

Сотрудничество («обучаемся в команде»)

Сентябрь

35

«Слово о полку Игореве» (прослушивание арий из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»)

Патриотизм, свобода, личность, любовь,  искусство (музыка)

ИКТ (электронная презентация, диск с записями арий)

Сентябрь

36

Урок литературы в 9в классе «Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума"» (просмотр сцен спектакля Малого театра 1975 года)

Личность, литература, искусство (театр)

ИКТ (проектор,  просмотр спектакля в онлайн через интернет)

Октябрь

37

Участие в V городского слёта волонтёров – 2013

Человечество, социальная солидарность

Сотрудничество («обучаемся в команде»)

Ноябрь

38

Онегин и Ленский – типическое и индивидуальное – трагические итоги (прослушивание арий из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», сопоставление).

Личность,  дружба, любовь, литература, искусство (музыка)

ИКТ (электронная презентация, диск с записями арий)

Декабрь

39

Урок литературы в 9в классе «Эволюция отношений Татьяны и Онегина, анализ писем». Сопоставление финальной сцены романа в фильме-опере «Евгений Онегин» (СССР, 1958) и фильма «Онегин» (Великобритания, 1999).

Любовь, личность, литература, искусство (музыка, кино)

ИКТ (проектор, диск с записями фрагментов фильмов)

Декабрь

40

Участие в городской акции «Красная ленточка»

Здоровье, жизнь, социальная солидарность

Сотрудничество («обучаемся в команде»)

Декабрь

41

Урок литературы в 9в классе «Образы и лирика М.Ю. Лермонтова» (диалог культур: аллюзия в рок-песне К. Кинчева «Дождь» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», общность мотивов стихотворения «Демон» и песни Валерия Кипелова «Я свободен» на стихи Маргариты Пушкиной)

Личность, литература, искусство (музыка)

ИКТ (электронная презентация, «принеси своё устройство»)

Декабрь

42

Урок литературы в 9в классе «Печорин и его журнал как средство самораскрытия его характера».  Сопоставление книжного и экранного образа Печорина в экранизациях романа

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1966 и 2006 годов.

Личность, человечество, литература, искусство (кино)

ИКТ (проектор, диск с записями фрагментов экранизаций)

Январь

43

Уроки литературы в 9в «Н.В. Гоголь "Мёртвые души"»

Человечество,  личность, жизнь, патриотизм, любовь, социальная солидарность.

ИКТ («принеси своё устройство»)

Сотрудничество («учимся вместе»)

Конец января – начало февраля

44

Самостоятельная подготовка конкурса военно-патриотической песни, самостоятельный выбор песни (анализ рок-песни «Юность в сапогах» группы «Конец фильма» на стихи Евгения Феклистова)

Патриотизм (малая родина), личность, дружба, семья, социальная солидарность, искусство (музыка), творчество

ИКТ (диск с записями саунд-треков к сериалу),

сотрудничество («обучаемся в команде»)

Февраль

45

Урок литературы в 9в классе «И.А. Бунин Тёмные аллеи» (поиск в интернете рассказов из цикла «Тёмные аллеи»)

Любовь, личность, литература

ИКТ («принеси своё устройство»: планшет, мобильный телефон)

Март

46

Урок литературы в 9в «М.А. Булгаков "Собачье сердце"» (просмотр фрагментов экранизации 1988, сопоставление с текстом)

Личность, человечество, свобода, социальная солидарность, литература, искусство (кино).

ИКТ (проектор, проектор, диск с записью фильма)

Апрель

47

Урок русского языка в 9в классе «Роль языковых средств в художественном тексте» (подготовка к сочинению на лингвистическую тему)

Личность, свобода, человечество, жизнь, искусство (музыка), наука (русский язык).

ИКТ (электронная презентация), технология сотрудничества («обучаемся в команде»)

Апрель

48

Участие в акции «Городской субботник» лиги волонтёров

Природа, социальная солидарность

Сотрудничество («обучаемся в команде»)

Апрель

49

Урок литературы в 9в классе «В.В. Маяковский: своеобразие стиха и словотворчество». Толкование стихотворения «Лиличка! Вместо письма» в рок-песне группы «Сплин» «Маяк», написанной на текст В.В. Маяковского.

Любовь, личность, литература, искусство

ИКТ («принеси своё устройство»: поиск песни в интернете)

Апрель

50

Проведение методики диагностики личностного роста (авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). Итоговая диагностика.

Май


Представленная программа апробирована в 6-9-х классах школы № 63.

Проведенное исследование эффективности программы показал  положительную динамику результатов по всем критериям:

-  усвоение теоретического компонента программы;

         - данные таблиц результатов освоения обучающимися образовательных программ (оценка знаний учащихся по предмету) свидетельствуют о положительной динамике в результатах учащихся (данные раздела № 3);

- изменение шкалы ценностных ориентаций учащихся 45% (приложение № 1);

-повышение  на 17 % количества учащихся, принимающих активное участие в делах класса и школы (приложение № 2);

        Это позволяет говорить об эффективности используемых технологий.

Таким образом, описанная мною система работы дает положительные результаты как в учебных достижениях учащихся, так и в моей профессиональной деятельности.


Список использованной литературы

Нормативные документы

  1. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://u.to/Wlz_Bw

Литература по духовно-нравственному воспитанию

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 – 2010.
  2. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 – 2012.
  3. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Социально-психологический портрет современных подростков / Н.Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. – № 8 – 2010.
  5. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов //Воспитание школьников. – № 1-2010.
  6.  Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После» – №1 – 2011.

Литература по технологии сотрудничества

  1. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении [Текст]: учеб. – метод. пособие / В. К. Дьяченко. – М., Изд. РГГУ, 2001.
  2.   Полат, Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве [Текст]: учеб. – метод. пособие / Е. С. Полат.- М.: ИНФА-М, 2006.
  3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии [Текст]: учеб. – метод. пособие / В. П. Беспалько.- М., 2000.

Литература по рок-поэзии

  1. Поэты русского рока. Антология в 10 томах. – СПб.: Азбука-классика, 2005-2007.

Интернет-источники

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. http://u.to/Hnz_Bw 
  2. Ивлева Т.Г. Пушкин и Достоевский в творческом сознании Бориса Гребенщикова. http://u.to/3VX_Bw
  3. Козицкая Е.А. «Чужое» слово в поэтике русского рока. http://u.to/RFr_Bw
  4. Михайлова В.А., Михайлова Т.Н. Пушкинские реминисценции в петербургских текста Юрия Шевчука. http://u.to/5Fr_Bw 
  5. Маврина Н.А. ИКТ на уроках русского языка и литературы. http://u.to/9nD_Bw
  6. Слюняева Н.В. Применение технологии сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников. http://u.to/fFX_Bw
  7. Шостак Г.В. Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла. http://u.to/Wlv_Bw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"

Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков  раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с поня...

Вечные ценности в "Настоящих сказках" Л.С.Петрушевской.11 класс

Урок в 11 классе из раздела "Современная литература". Тема раскрывается на двух сказках из книги Л.С.Петрушевской "Настоящие сказки" - "За стеной" и "Дедушкина картина". Проводится параллель с классич...

Семейные традиции и вечные ценности

Учимся быть семьей!http://sem-obuchenie.ru/...

Вечные ценности (программа развития классного коллектива, организация воспитательной работы)

     В программе представлены основные идеи, цели и задачи развития классного коллектива (5-11 кл.), содержание воспитательной работы, разработаны направления деятельности классн...

Классный час «Вечные ценности»

Методическая   разработка   может   оказать   помощь   классным   руководителям  при   проведении   классных...

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бернса "Джон Ячменное Зерно".

Цели  урока:закрепление  знаний о балладе как лиро-эпическом жанре; выявление  основных черт литературной баллады  на примере баллады   Р.Бёрнса «Джон Ячменное  Зерн...

Методическая разработка урока по литературе Разговор о вечном ( в поэтическом пространстве Н. Рубцова») Вечные ценности в стихотворении Н.М.Рубцова

Урок освещает страницы биографии Н.Рубцова, приобщает обучающихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа;необходимо  показать  неразрывную связь поэзии Рубцова с родной зе...