Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Проектная деятельность на уроках биологии и экологии.

    Авезова Ольга Георгиевна

    Эту информацию можно использовать для выступления на семинарах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_biologii_i_ekologii.docx21.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность на уроках биологии и экологии

    Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии) и экологии.

    Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

    Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

    1. формировать и развивать творческие способности ученика;
    2. развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
    3. создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
    4. заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
    5. постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

    В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.

    Мы сотрудничаемвместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта. Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника. Когда он, выполнив проект и защитив его, научился:

    • планировать работу;
    • письменно и устно представлять результаты своей работы;
    • защищать и отстаивать свою точку зрения;
    • отвечать за результаты работы;
    • оформлять работу и т.д.

    Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

    Для внедрения в практику проектной деятельности, исследовательского метода, прежде всего, необходимо решить такой вопрос: с какого возраста ученики могут принять участие в такой деятельности и в каких формах это будет происходить, как будет происходить защита проектов и кто к ней будет привлечен (эксперты-учителя, родители, слушатели и т.д.).

    Одной из серьезных проблем проектной работы, как для учителя, так и для ученика, является выбор темы. Дело в том, что проектная деятельность многозначна и может осуществляться с различными педагогическими целями.

    Например, она может быть направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках биологии все ученики занимаются решением проблемных задач по биологии, хотя некоторые из этих учащихся и не интересуются биологией.

    Ученики могут и не проявлять интереса к предмету, но исследовательской деятельностью занимаются, и она приносит им определенную пользу. Другой пример, когда тема работы это предмет активного интереса ученика, его интересует как объект изучения, так и собственное наблюдение, исследование.

    Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение части учебного года не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школьной жизни имеют и другие интересные для них занятия..

    Всегда надо помнить, что на ученика ложатся задачи по наблюдению, описанию и обобщению результатов работы, требующие от него ответственного отношения и определенных затрат времени.

    Какова же роль учителя в проектной деятельности?

    Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

    Учитель должен напомнить об этом, подсказать направление, в котором следует искать, отредактировать текст аналитической части, при необходимости оказать техническую помощь.

    Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?

    1. Составить план работы.
    2. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
    3. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
    4. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
    5. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
    6. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
    7. Составить нормы и требования по оформлению работы.
    8. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
    9. Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
    10. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

    Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, приведу общие требования, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта.

    Методический подход.

    Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.

    Учащийся или группа учащихся, выбравших разработку проекта по биологии, должны понимать, что эта работа потребует от них больших усилий и разносторонней подготовки. Они должны научиться организовывать свои исследования, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.

    Учащиеся должны овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от них потребуются умения составлять таблицы, диаграммы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.

    Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

    Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.

    Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.

    Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути, носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.

    В первую очередь при защите проекта оценивается:

    • четкость поставленной цели и задачи, а также обоснованность выбранной методики исследования;
    • полнота освещения (раскрытия) выбранной темы;
    • наличие и значимость выводов, и соответствие их поставленным задачам;
    • представление полученных данных и если это необходимо, то их математическая обработка;
    • использование литературных источников (знание предмета исследования);
    • анализ полученных данных и выводы по ним;
    • качество оформления работы;
    • самостоятельность при выполнении исследований и работы в целом.

    Общие требования к проектной работе по биологии.

    Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

    Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

    • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;
    • место и время выполнения работы;
    • краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);
    • систематизированные, обработанные результаты исследований;
    • выводы, сделанные после завершения работы над проектом;
    • практическое использование результатов проекта;
    • социальная значимость проекта;
    • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

    Критерии оценки проектов по биологии:

    • четкость поставленной цели и задач;
    • тематическая актуальность и объем использованной литературы;
    • обоснованность выбранных методик для проведения исследований;
    • полнота раскрытия выбранной темы проекта;
    • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;
    • уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);
    • анализ полученных данных;
    • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;
    • качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

    Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

    • обоснованность структуры доклада;
    • вычленение главного;
    • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
    • использование наглядно-иллюстративного материала;
    • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
    • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

    Общие требования к оформлению проекта по биологии:

    При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.

    Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.

    Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

    В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

    Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

    В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

    Тема самообразования"Проектная деятельность на уроках биологии и химии"

    1.Основные требования проектного метода2.Этапы работы учащихся над проектом (для учителя)3.Содержание работы учащихся над проектом (для учащихся)4.Критерии оценивания выполненных работ...

    Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

    Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

    Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

    Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...